Каждому ещё со школьных лет знакомо понятие миграция, что в переводе с латинского означает переселение. В настоящее время, учитывая современную политическую ситуацию, это слово мы слышим ежедневно.
Если говорить общими словами, то миграция — это процесс перемещения населения, на который влияют различные жизненные обстоятельства: экономические, политические, географические, общественные и семейные [1, C. 11]. Но если немного углубиться, то всё же, под понятием миграция следует понимать территориальные перемещения, которые связаны с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая, более обширная общность людей) [1, С. 13-14].
Мы много слышим о проблеме миграции с экранов телевизоров. Но, кажется, что мало кто углубляется в суть этой проблемы, многие только апеллируют фактами, достоверность которых следовало бы ещё проверить. Также, чтобы полностью разобраться в проблеме, необходимо понимать причины ее возникновения.
Поэтому стоит понять, что же побуждает гражданина той или иной страны покидать свою родину. Конечно, если брать глобальное переселение народов в период Великих географических открытий, то там побудительные мотивы были немного другие. На сегодняшний день специалистами было выделено несколько основных причин миграции:
- Поиск лучших условий для жизни;
- Миграция из-за военных действий;
- Государственное преследование в родной стране.
То есть, другими словами, причины можно разделить на две группы: социально-экономические и политические. Если обратиться к статистике, то мы увидим, что решающим фактором в большинстве случаев является экономический: наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, преимущества в удовлетворении запросов социального характера. [1, С. 35] Конечно в определенные исторические периоды в различных странах первичными причинами могут быть и политические, например, в случае гражданских войн; и национальные, и религиозные.
Чтобы более чётко обрисовать ситуацию и увидеть, к чему приводят вышеперечисленные причины, обратимся к статистическим данным. Стоит отметить, что основная тенденция современной миграции — её возрастающие масштабы. К примеру, в Океании доля международных мигрантов в общей численности населения превышает 20% (по состоянию на 2015 г.), Северной Америке — 15%, Европе — 10% [2]. На момент в 2015 году насчитывалось 243,7 млн. мигрантов, этот показатель почти в 1,5 раза больше, чем в 1990г. Если же рассматривать миграцию не в процентном соотношении, а в численном в разных частях мира, то на первое место здесь выходит Азия (28,5 млн. за последние 15 лет), дальше следует Европа (19,8 млн.) и на третьем месте — Северная Америка (14,1 млн.). Какая же картина в Российской Федерации? Статистика ФМС за 2016 год показывает, что в нашу страну за прошедший год въехало 16 290 031 человек, а выехало 14 614 071 [6].
Но всё это лишь цифры, простое количество. В данной проблеме необходимо также рассмотреть вопрос «качества». Другими словами, охарактеризовать мигрантов, ведь всё это влияет на ситуацию в стране, куда они приезжают. За последние года в Европе почти вдвое увеличилось количество так называемых жителей с «неевропейским» происхождением. К примеру, по последним подсчётам в Роттердаме на данный момент 24% мусульман, а в Брюсселе 25% .
По прогнозам, к 2050 году численность мусульман увеличится в 2-3 раза и составит в среднем 15% по всей Европе. Учитывая, что через 35 лет количество атеистов и агностиков приблизится к 25%, то среди приверженцев основных вероисповеданий доля мусульман окажется равной примерно 20% [5].
Стоит отметить, что точным подсчётам миграционного вопроса мешают “транзитные” государства, так как не вырисовывается чёткая картина происходящего. Многие утверждают, что в связи с военными действиями в Сирии, большая часть мигрантов приезжают именно из этой страны. Но в процентном соотношении только 20% прибывают оттуда , остальное же число составляют мигранты из таких стран как: Ливия, Турция, Судан, Пакистан, Нигерия, Косово, Ирак, Сомали [5].
Если говорить о портрете мигранта, то, учитывая среднестатистические данные, можно сказать, что это трудоспособные люди в возрасте 18-40 лет. И это вовсе не бессчётное количество матерей с маленькими детьми, которых так упорно показывают на телевидении. Разумеется, многие бегут от воин и низкого уровня жизни, но есть и значительная часть тех, кто преследует цель — получить пособие (думаем, не стоит напоминать, что в Европе эти выплаты достаточно щедрые).
Разбираясь в том, как мигранты влияют на население принимающей страны, для начала стоит понять, что такое ассимиляция. Этот термин подразумевает под собой потерю культурных особенностей одной частью общества и замена их на черты второй, то есть это явление, которое ведет к культурной потере [3]. Ассимиляция может происходить в разных масштабах: самый большой — принудительное изменение сознания целых социальных групп (русификация Польши, Украины, Финляндии); самый малый — это встраивание иммигранта в новое общество, принятие им уже устоявшихся порядков и следование им. Таким образом, мигрант заменяет свои правила жизни на новые, принадлежащие доминирующей группе, и в конце концов принимает их. Такая модель должна быть нормой.
Но, как бывает, на практике все оказывается сложнее, чем в теории. Мигранты, начиная свой путь в потоке временных трудовых перемещений, приспосабливаются под среду, но не ассимилируются. [4, С. 105]
Так, мы видим, что СМИ, вещая от имени европейцев-христиан-консерваторов, указывают на проблемы «наплыва мигрантов», «исламизации Европы», но не осознают первопричины — отсутствия ассимиляции, в результате чего происходит постепенное замещение европейской культуры на восточную. Именно это и является тем триггером, который всех волнует и создает конфликтные ситуации. Неизбежна реакция со стороны тех, кто это замечает в первую очередь — те самые консерваторы, пытающиеся сохранить культурное самосознание, а наличие в обществе крупной инородной культурной группы несет прямую угрозу будущему их детей и их месту в жизни на собственной земле.
В итоге, мы получаем недовольное коренное население, которое начинает осознавать культурный ущерб, наносимый приезжими, и самих мигрантов, которые не желая ассимилировать, тем самым противостоят быстро меняющейся глобальной культуре, засосавшей их [4, С. 105]. Таким образом, конфронтация неизбежна.