К вопросу о теоретических основах определения финансового потенциала организации

№83-1,

экономические науки

Статья раскрывает сущность и структуру финансового потенциала. Авторами отмечены общие элементы структуры финансового потенциала, а также общие положения, характерные для каждого из подходов к понятию финансового потенциала.

Похожие материалы

В настоящее время состояние экономики в России подталкивает предприятия к еще большей самостоятельности и ответственности. Роль финансовой устойчивости предприятия увеличивается. В условиях конкуренции проявляется одна из актуальных проблем в экономике предприятий — задача интенсивного и комплексного использования имеющихся финансовых возможностей предприятия. Решение данной проблемы напрямую связано с анализом финансового состояния и определением финансовых возможностей предприятия.

Работы многих экономистов в области экономического анализа были посвящены поиску путей совершенствования финансового потенциала предприятия. Проблемы анализа и диагностики финансового потенциала предприятия исследовали: Баканов М.И., Гиляровская Л.Т., Ковалев В.В., Власова В.М., Шеремет А.Д. и другие.

Слово «потенциал» происходит от латинского “potentia”, что в переводе значит сила, мощь. С английского языка слово “potential” переводится как возможность, напряжение.

В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. предложено следующее значения потенциала:

  1. физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке;
  2. в переносном смысле — степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей;
  3. внутренние возможности [5].

С экономической точки зрения потенциал рассмотрен Е.Б. Стародубцевой, Б.А. Райзбергом, Л.Ш. Лозовским как совокупность различных способов и возможностей предприятия осуществлять производство и выпуск продукции (услуг), удовлетворять потребности.

Немкова О.В., Куроедов Б.В., Трофимчук А.В. полагают, что финансовый потенциал представляет собой способность предприятия получать денежный капитал и управлять им [1].

Значительный вклад в исследование вопросов, связанных с определением данной категории, внесли такие авторы как В.Ю. Катасонов, П.А. Фомин, М.К. Старовойтов, А.Г. Кайгородов, А. А. Хомякова, В. В. Шлычкова, Р. А. Тимофеева и др.

По определению Э.Б.Фигурнова, производственный потенциал «характеризует ресурсы производства, количественные и качественные их параметры, определяющие максимальные возможности общества по производству материальных благ в каждый данный момент» [7].

Исходя из рассмотренных определений, выделяют два подхода к понятию финансового потенциала организации:

  • первый подход основывается на понимании данного явления через обеспеченность организации ресурсами. (А. Г. Кайгородов, Е. М. Уланова).
  • второй подход основан, на способности организации управлять ресурсами для достижения максимального эффекта (П. А. Фомин, В. В. Шлычкова и Р. А. Тимофеева).

Изучив толкования термина «финансовый потенциал», можно выделить общие характерные черты:

  • чаще всего финансовый потенциал воспринимается с точки зрения возможностей организации. Однако для достижения целей необходимо рационально управлять имеющимися возможностями.
  • многие авторы соотносят сущность понятия финансового потенциала через ресурсы. Впрочем, суть ресурсов имеет место быть в нацеленности на достижение определенного итога, значит, понятие денежного потенциала более многозначно.
  • ресурсы во временном аспекте подразделяют на два вида: фактические и резервные.

Важным нюансом в исследовании денежного потенциала является рассмотрение его структуры. Под структурными элементами денежного потенциала нередко понимают ресурсы, которые связаны с функционированием и развитием компании в финансовом нюансе. Существование огромного количества мнений относительно структуры финансового потенциала говорит о дилемме выбора более важных для компании ресурсов.

В.В. Подкопаев отмечает, что «основой построения цепочки бизнес-процессов в организациях, системы взаимосвязей с участниками рынка и другими рыночными субъектами служит собственный капитал организации. Величина собственного капитала, уровень его использования являются одним из основных составляющих элементов финансового потенциала предприятия» [4].

О.В. Израйлева отмечает, «структура финансового потенциала подразумевает под собой потенциальные финансовые показатели деятельности предприятия (прибыльности, ликвидности, платежеспособности), его потенциальные инвестиционные возможности» [2].

А.С. Федонин, И.Н. Репина, А.И. Алексюк рассматривая структурные элементы финансового потенциала, отмечают, что в его структуре особое место занимает инвестиционный потенциал, который характеризует имеющиеся и скрытые возможности предприятия для простого и расширенного воспроизводства [6].

В соответствии с предоставленным определением они делают акцент на том, что структурные компоненты финансового потенциала обязаны обеспечивать урегулирование текущих и стратегических задач, направленных на устойчивое функционирование и формирование предприятия.

Примечателен подход Ю. С. Валеевой. Она полагает, что финансовый потенциал организации — это комплексное понятие и характеризуется структурными элементами, которые отражают наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности [3]. Характерной чертой такого подхода является то, что автор сосредотачивает внимание на размещении средств, что является более значимым элементом.

Исходя из мнения разных авторов на структуру финансового потенциала, можно выделить некоторые общие элементы, отразившиеся в разных исследованиях. К их числу относятся:

  • финансовая устойчивость, прибыльность, ликвидность, платежеспособность предприятия;
  • способность точно и своевременно осуществлять свои финансовые обязательства;
  • инвестиционные возможности предприятия;
  • возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
  • эффективность использования капитала (собственного и заемного);
  • эффективность управления активами;
  • используемая политика в области управления рисками.

Источником формирования финансового потенциала являются финансовые, инвестиционные и кредитные ресурсы.

Финансовые ресурсы — денежные доходы, накопления и поступления, предназначенные для выполнения финансовых обязательств. Они формируются за счет собственных доходов, накоплений, капитала и заемных средств в виде банковского кредита, займов, кредиторской задолженности, долевого участия и т.д. Изначально финансовые ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде.

Инвестиционные ресурсы — это возможности, средства, ценности, запасы предприятия, источника его доходов, которые используются во время его инвестиционной деятельности.

Кредитные ресурсы необходимы для предприятия во время колебания потребностей финансовых ресурсов. При этом необходимо оценить возможности предприятия возместить заемные средства с процентами в срок.

Таким образом, в статье определены сущность и структура финансового потенциала. Отмечены общие элементы структуры финансового потенциала, а также общие положения, характерные для каждого из подходов к понятию финансового потенциала.

Список литературы

  1. Бородин А.И.Концепция механизма управления финансовым потенциалом предприятия // Вестник Томского государственного университета-2015-№391
  2. Израйлева О.В. Управление финансовым потенциалом предприятий сферы обслуживания: монография / О.В. Израйлева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007.
  3. Кабанова Н.И. Методические подходы к оценке финансового потенциала предприятий // Новые технологии – 2013– № 2
  4. Подкопаев В.В. Анализ экономической сущности категории «потенциал предприятия / В.В. Подкопаев // Современные тенденции формирования стратегии инновационного развития бухгалтерского учета, анализа, аудита: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию ФГБОУ ВПО СПбГАУ. – Санкт-Петербург, 2014.
  5. Пузанкевич О.А. Методологические аспекты управления финансовым потенциалом предприятия» Вестник Полецкого государственного университета – 2013 – № 6
  6. Селиванова Ю.В. Финансовый потенциал как фактор развития бизнеса в конкурентной рыночной среде // Вестник Донецкого национального университета —2013 — Выпуск.1
  7. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ /А.Д.Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2009.