Глобализация и её влияние на социально-политическую жизнь стран мира

№83-1,

Социологические науки

В статье раскрывается о сути глобализации как усиление взаимного влияния и связи между экономикой, культурой, духовностью и людьми разных стран.

Похожие материалы

Можно с полной уверенностью сказать, что к XXI в. не осталось ни одной страны, которая не была бы подвергнута влиянию со стороны других стран. Даже страны, всячески стремящиеся ограничить себя от международных организаций, не могут полностью избежать этого процесса. Глобализация — это такой процесс под влияние, которого попадает та страна, которая старается всячески избежать его. А такое непроизвольное влияние в большинстве случаев бывает отрицательным.

Влияние глобализации на различные страны разнообразно. Это связанно с экономическим, политическим, духовным положения стран мира. Для того, чтобы предотвратить отрицательное влияние интенсивных процессов, происходящих в мире, на каждую из стран; и для умножения положительных влияний необходимо глубоко вникнуть в суть самого явления.

Глобализация — это ещё такой процесс, в котором нельзя участвовать, будучи незнакомым, с его стратегией и не выработав свою тактику и технику.

Исследования, проведённые, учёными нашей страны в период независимости, свидетельствуют о том, что глобализация только начинает проявляться. Любая политика (экономическая, духовная и др.) должна иметь научное обоснование, и было бы правильным отметить, что наши учёные недостаточно помогают им в этом плане. И если уж мы хотим, чтобы политика, проводимая нашим государством на мировой арене, приносила больше пользы, то мы должны как можно глубже изучить, исследовать, проанализировать суть глобализации, и тем самым помочь нашим политикам выбрать верный путь для принятия правильных решений.

Если дать правильную характеристику глобализации, то можно сказать, что это усиление взаимного влияния и связи между экономикой, культурой, духовностью и людьми разных стран.

Существует множество определений термину — глобализация, но точное определение это определение французского исследователя Б. Банди. По его мнению, существуют 3 этапа процесса глобализации:

  • Глобализация — это непрерывно длившийся исторический процесс;
  • Глобализация — процесс гомогенизации и универсализации мира;
  • Глобализация — процесс исчезновения национальных границ;

Но даже по поводу приведенных Б. Банди определений, можно выразить несогласие. Но если мы будем следить за процессами, происходящими в мире, мы можем обнаружить в них каждый из этих трёх определений.

По этому поводу правильно высказывание известного государственного деятеля Индии Махатмы Ганди: « Я не могу всегда держать окна и двери закрытыми, так как свежий воздух необходим. Но вместе с тем, я не хочу, чтобы воздух, входящий в мой дом, сбивал меня с ног, переворачивал всё верх тормашками».

Так как сам процесс глобализации, очень сложный, а его влияние на экономику, политику и духовность стран ещё сложнее, в мире появились две относительно противоположные друг другу группы: глобалисты и аксил — глобалисты.

В середине XX в. этот процесс резко усилился. В ответ на интенсивное развитие глобализации усиливается и деятельность антиглобалистов. Они выступают не только против отрицательных сторон глобализации, но и выступают против всего этого явления. К примеру, российский философ и писатель А. Зиновьев в своей речи, на мероприятии «Векторы аксил — глобализации» отметил: «Глобализация — это новая мировая война. Это новый вид мировой войны. Я не вижу ни одного способа для выживания в этой войне, кроме как сопротивляться с ней».

Проведённый анализ показывает, что основное внимание глобалисты и их сторонники уделяют экономической сфере. В других сферах это явление ещё не отразилось.

К сожалению, невозможно поместить в одной статье все сведения о процессе и влиянии глобализации. Поэтому в данной статье мы будем вести речь лишь о влиянии глобализации на национальное сознание людей.

Естественно то, что никто не желает находиться под разрушительным влиянием чужих идей, течений и идеологий. Для этого необходимо сначала выяснить, какие идеи и влияния надо поддержать, а какие отвергать. На сегодняшний день нет ни одной национальной духовности полностью ограниченной от потустороннего влияния. Даже племена, проживающие в Австралии, Африке и в южных джунглях подвергаются воздействию со стороны других племён и современной цивилизации.

Духовность и культура народов Средней Азии, в свою очередь также насыщенна культурой и Востока и Запада. Причиной тому стал Шёлковый Путь, соединивший Восток и Запад. Надо признать, что наш народ, заимствуя все положительные стороны культур Востока и Запада, творчески отнёсся к ним. И тем самым поднялся на высоту. Это можно видеть на примере великих наших учёных, оставивших свой яркий след в истории всемирной культуры. К примеру, такие учёные, как Абу Райхон Беруни и Абу Наср Фароби, в своё время, проанализировав положительные и отрицательные стороны культур разных стран мира, сделали свои поправки и усовершенствовали их тем самым, адаптируя эти преимущества нашим национальным обычаям и устоям. Много открытий было сделано в те времена нашими учёными.

Узбекская национальная духовность достигла развития за счёт освоения передовых традиций соседних стран. Если мы проследим историю развития нашей духовности, то можем найти тому подтверждение. Между узбекской культурой и духовностью начала и конца XX века есть значительная разница. Это можно увидеть в и литературе, и в искусстве, и в науке и даже по внешнему облику и манере одеваться людей.

Список литературы

  1. Б.Ибрахимов. Информационно-психологическая безопасность в открытых информационных системах. Тексты лекций