Возможность и необходимость внедрения мобильной социальной службы «Социальный экспресс» на территории Республики Алтай

№101-1,

социологические науки

Для многих других регионов Российской Федерации характерна территориальная отдаленность многих населенных пунктов от социальной инфраструктуры. Согласно официальным источникам в Российской Федерации насчитывается более 150 тыс. деревень и сел, многие из которых располагаются на отдаленных территориях от городов и районных центров. В данной статье будут рассматриваться проблемы и сложности при получения социальных услуг, с которыми сталкиваются жителей отдаленных сел, а точнее жители республики Алтай.

Похожие материалы

Согласно последней переписи населения в Республике Алтай насчитывается 245 сельских населенных пунктов. Соотношение городского и сельского населения на 2018 г. составляет 29% и 71%.(Росстат), в большей степени преобладает категория населения старше трудоспособного возраста, после инвалиды, многодетные и малоимущие семьи. На 2018 г. насчитывается 980 чел. инвалиды старше 18ти лет и 1216 чел. инвалиды до 18ти лет. Исходя из этого мы можем сказать, что большая часть получателей социальных услуг (клиентов учреждения социального обслуживания) это жители сельских местностей. А так, как для Республики Алтай характерна территориальная отдаленность многих населенных пунктов от социальной инфраструктуры, многие не могут вовремя или же вовсе получить необходимые социальные услуги [4].

Характерная для Республики Алтай территориальная отдаленность многих населенных пунктов от социальной инфраструктуры и острая нуждаемость клиентов, проживающих в сельской местности, в своевременном оказании социальных услуг — обуславливают активное развитие мобильных социальных служб. Мобильная служба является мобильным формированием, предназначенным для оказания социальных, реабилитационных, медицинских, бытовых, юридических и других услуг: пожилым гражданам и инвалидам в связи с экстренной необходимостью; маломобильным группам населения малых и отдаленных сельских поселений. В некоторых районах Республики Алтай уже существует мобильная социальная служба, она действует на базе учреждений социальной поддержки населения и комплексных центров социального обслуживания населения. Но данная служба имеет скорее разовый характер, чем постоянный, у которой есть свой реестр получателей услуг, т.е. мобильная служба едет целенаправленно к какому-либо человеку. Ну а что же делать другим, кто также нуждается в социальной помощи? Поэтому на наш взгляд, необходимо внедрение такой технологии социального обслуживания населения, которая будет иметь не разовый характер и предоставлять услуги всем нуждающимся.

Мобильная социальная служба может предоставлять социальные услуги, входящие в перечень гарантированных государством и дополнительные социальные услуги [2]. Деятельность мобильных служб, созданные из числа специалистов таких как: социальные работники, психологи, специалисты по социальной работе направлена на оказание социальных, медицинских услуг и психологических услуг. По согласованию в состав мобильной службы включаются представители лечебно-профилактических учреждений, органов местного самоуправления, внутренних дел, Пенсионного фонда Российской Федерации, общественных организаций и другие юридические и физические лица, предоставляющие услуги населению [3].

Мобильная служба «Социальный экспресс» уже внедрена в некоторых регионах Российской Федерации: г. Москва, Московская, Брянская и Пензенская области, Красноярский край и Республика Бурятия.

В Республики Бурятия мобильная социальная служба «Социальный экспресс» создана на базе государственного бюджетного учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения при отделении срочного социального обслуживания и консультативной помощи в 2012 году. Она предназначена для оказания социально-бытовых, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических, социально-трудовых, срочных социальных услуг инвалидам, гражданам пожилого возраста, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на отдаленных территориях. В своей деятельности руководствуется, международными актами, Конституцией РФ, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и региональными нормативно-правовыми актами. Деятельность мобильной службы осуществляется во взаимодействии с органами и учреждениями системы оказания социальной поддержки гражданам общественными и другими организациями.

Нами было проведено исследование на базе комплексных центров и учреждения социальной поддержки населения Республики Алтай, а так же в отдаленных селах в 2018-2019 году. Оно было посвящено выявлению необходимости внедрения инновационной технологии социального обслуживания населения мобильной социальной службы «Социальный экспресс» в исследовании принимали участи специалисты, т.е. сотрудники вышеуказанных учреждений и жители отдаленных сел, выборка составляла 120 человек. Жители отдаленных сел отмечают, что им не менее одного раза в неделю приходится выезжать за приделы своего села, чтобы получить какие-либо услуги. У большинства опрошенных возникают сложности, из-за которых они не могут получить вовремя какие-либо услуги. На вопрос «Возникают ли у Вас сложности, проблемы из-за которых вы не можете получить вовремя или вовсе какие-либо услуги? Если да, то, какие именно:» 70% респондентов ответили, что проблемы возникают, а какие именно, отметили, «большую очередь к специалисту, т.к. специалистов мало», «специалиста нет на рабочем месте, т.к. он уехал с проверкой или же в командировку в другое село», «территориальная отдаленность от районного центра» и личные причины (отсутствие транспорта, занятость на работе, и ОВЗ). Также жители отдаленных сел, отмечают, что хотели бы, чтобы некоторые социальные услуги можно было бы получить, не выезжая за приделы своего села. Многие из опрошенных знают о существовании мобильной социальной службы в своем районе, но никогда не пользовались услугами, которые она предоставляет, так как данная служба не посещает их населённый пункт. На вопрос «Если бы была создана мобильная социальная служба, которая работала на постоянной основе (например: приезжала в ваш населенный пункт 1-2 раза в месяц) пользовались бы Вы услугами, которые ей предоставляются?» 76% опрошенных отметили, что безусловно пользовались бы услугами, которые предоставляет мобильная социальная служба.

Многие специалисты учреждений социального обслуживания населения поддерживают идею внедрение «Социального экспресса» в учреждения социальной поддержки населения, но отмечают, что могут возникнуть трудности при реализации данной технологии из которых: отсутствие специалистов, которые будут входить в состав мобильной службы, отсутствие технических средств, отсутствие финансов и другие.

Таким образом, можно сказать, что население Республики Алтай нуждается в мобильной социальной службе «Социальный экспресс». Такое направление инновационной деятельности на сегодняшний день представляется очень важным, так как государство заинтересовано в развитии социальной сферы и предоставлении социальных услуг всем без исключения нуждающимся в этих услугах гражданам Российской Федерации. Такая «мобильная» технология действует по принципу — переход от активного клиента к активной социальной помощи и поддержке

Список литературы

  1. Закон Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Алтай» 15.12.14
  2. Бабнищев А. Н. «Мобильная бригада» – эффективная технология повышения доступности и качества социальных услуг жителям отдаленных населенных пунктов в сельской местности // Работник социальной службы. 2013. № 7. С. 21–30.
  3. Платонова Н. М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н. М. Платонова, М.Ю. Платонов. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
  4. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республики Алтай http://akstat.gks.ru/