Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Рязанской области)

№102-1,

социологические науки

В статье рассматриваются особенности системы социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Рязанской области. Проводится анализ основных показателей, характеризующих социальное положение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Похожие материалы

Одна из наиболее важных задач социальной политики Российской Федерации – это обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – ДС и ДБПР).

В настоящее время социальная защита ДС на региональном уровне должна представлять собой не просто совокупность учреждений социального обслуживания и наличие нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, а целую систему, эффективность функционирования которой зависит во многом от управленческих решений.

Учреждения системы социальной защиты населения Рязанской области представлены на Рисунке 1

– Учреждения системы социальной защиты населения Рязанской области
Рисунок 1. Учреждения системы социальной защиты населения Рязанской области

Уже несколько лет министерство занимается привлечением денежных средств для оказания адресной социальной помощи семьям с детьми в рамках ежегодного благотворительного марафона «С любовью к детям!».

На региональном уровне действует Закон Рязанской области, который описывает такие гарантии ДС, как образование, медицинское обслуживание, в жилищной сфере, в области труда и занятости. [1]

Рассмотрим динамику численности ДБПР. Данные представлены на Рисунке 2.

– Темп роста (снижения) численности ДБПР (на конец года, в % к предыдущему году) в Рязанской области и в Центральном федеральном округе
Рисунок 2. Темп роста (снижения) численности ДБПР (на конец года, в % к предыдущему году) в Рязанской области и в Центральном федеральном округе

На представленном графике можно заметить незначительное снижение численности ДБПР за весь период с 2013 г. по 2017 г. Динамика данного показателя во всем Центральном федеральном округе подобна динамике в Рязанской области.

Это наиболее важный показатель, так как он отражает не всю динамику численности ДС, а только детей, родители которых лишены или ограничены в родительских правах.

Следующий показатель, который необходимо рассмотреть – доля ДС и ДБПР, находящихся на воспитании в семьях. Данный показатель представлен на Рисунке 3.

– Доля ДС и ДБПР, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности ДС и ДБПР
Рисунок 3. Доля ДС и ДБПР, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности ДС и ДБПР

Показатель рассматривается в сравнении с Центральным федеральным округам, и с субъектами, которые имеют наилучший и наихудший процент в ЦФО – Воронежская область и Орловская область.

Наблюдается значительный рост доли ДС и ДБПР, находящихся на воспитании в семьях. Если рассматривать субъект, где самый низкий процент по данному показателю- Орловскую область, можно отметить также значительное улучшение ситуации за последние 5 лет. Увеличивается доля ДС и ДБПР, находящихся на воспитании в семьях, и в Рязанской области. Самые позитивные результаты из ЦФО в Воронежской области, на 2017 год доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях составляет 95,1%.

В Рязанской области воспитываются в семьях порядка 88% детей – это весьма положительный показатель, который свидетельствует о том, что число семей, желающих принять ребенка на воспитание, растет.

Рассмотрим динамику численности детей, родители которых лишены и ограничены в родительских правах. Данные представлены на Рисунке 4.

Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах и лишены родительских прав (на 100000 детей в возрасте 0-17 лет) в Рязанской области (человек)
Рисунок 4. Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах и лишены родительских прав (на 100000 детей в возрасте 0-17 лет) в Рязанской области (человек)

На рисунке наблюдается колебание численности детей, родители которых ограничены в родительских правах или лишены родительских прав. За исключением 2015 года больше родителей ограничивают в родительских правах, чем лишают родительских прав. Это говорит о том, что проблема социального сиротства существует в Рязанской области и о необходимости проведения профилактики социального сиротства с семьями, находящимися в группе риска. [2]

В настоящее время государственная политика нацелена на переход от ликвидации последствий, который предполагает улучшений условий содержания детей в домах-интернатах или в детских домах к политике профилактики сиротства.

Одна из проблем Рязанской области в области управления системой социальной защиты ДС и ДБПР – отсутствие региональных программ по социальной поддержке детей, относящихся к данной категории. Так как каждый регион характеризуется своими особенностями (плотность населения, доля религиозного населения, территориальное расположение и т.д.), такие программы с конкретными задачами и мероприятиями должны быть в каждом регионе, а на государственном уровне может определяться общее направление действий.

На территории Рязанской области действует государственная программа «Социальная защита и поддержка населения на 2014-2020 год», разработанная Министерством труда и социальной защиты населения Рязанской области. Следует отметить, что в рамках данной программы нет задач, направленных на развитие рассматриваемой сферы.

Стоит отметить, что в открытом доступе не представлена статистика отказов от ДС и ДБПР, принятых на воспитание в семьи. Необходимо отслеживать и анализировать данный показатель, так как повторный отказ от ребенка является психологической травмой.

Таким образом, наиболее важная задача улучшения системы социальной защиты населения Рязанской области- проведение профилактики социального неблагополучия семей, а именно:

  • выявление группы риска – неблагополучных семей;
  • социальное сопровождение семей, относящихся к группе риска. Например, уже создан телефон доверия, который позволил увеличить количество услуг, оказываемых семьям, находящимся на ранних стадиях семейного неблагополучия, снизить количество семей, находящихся в социально – опасном положении. Также работает служба сопровождения семьи, которая занимается предоставлением социальных услуг семьям, имеющим детей, находящимся в социально опасном положении, или трудной жизненной ситуации;
  • профессиональная подготовка приемных родителей, которая включает в себя ознакомление родителей с возможными проблемами. Это мероприятие призвано сократить число случаев повторного отказа от ребенка.

Следует отметить, что активно должны реализовываться мероприятия, которые способствуют укреплению института семьи, например, приуроченных к празднованию Международного дня семьи. [4]

Список литературы

  1. Закон Рязанской области от 3 апреля 2006 года n 47-ОЗ
  2. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 11 октября 2017 года)
  3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 25.03.2019 г.)
  4. Система социальной защиты населения рязанской области на современном этапе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/600193/sotsiologiya/sistema_sotsialnoy_zaschity_naseleniya_ryazanskoy_oblasti_sovremennom_etape (дата обращения 27.03.2019 г.)
  5. Модернизация системы социальной защиты населения Рязанской области // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/600197/sotsiologiya/modernizatsiya_sistemy_sotsialnoy_zaschity_naseleniya_ryazanskoy_oblasti (дата обращения 27.03.2019 г.)