Проблемы использования угроз и других методов психического воздействия — наиболее распространенный способ совершения изнасилований группой несовершеннолетних

№85-1,

Юридические науки

В представленной статье рассматриваются вопросы, связанные с наиболее распространенными способами совершения изнасилований группой несовершеннолетних. Дается всесторонний анализ такому способу совершения изнасилований группой несовершеннолетних как угроза, рассматривается ее понятие и содержание. Анализируются вопросы, связанные с другими методами психологического воздействия при совершении изнасилований группой несовершеннолетних.

Похожие материалы

Современное общество захлестнуло криминальное насилие, которое пронизывают все социальные сферы и приобретает крайне гипертрофированные формы. Именно поэтому проблема борьбы с этим явлением является актуальной для любого государства и гражданского общества.

Высокий уровень насильственной преступности отмечается в настоящее время и в России. При этом отмечается повышение степень общественной опасности указанной категории преступлений и тяжести причиняемых ими последствий.

Так, одна из групп насильственных преступлений представлена преступлениями против половой неприкосновенности и половой свободы личности, наиболее часто совершаемыми из которых выступают изнасилования.

Особую роль в рассматриваемой ситуации играет групповая преступность несовершеннолетних в рассматриваемой сфере, которая сама по себе выступает в качестве ключевой проблемы современного общества.

Борьба с групповой преступностью несовершеннолетних, в том числе с изнасилованиями, наряду с расширением профилактической работы, требует своевременного, полного и объективного расследования уголовных дел при строгом соблюдении норм уголовно-процессуального законодательства. Для этого необходимо владение современными методами расследования преступлений, совершаемых подростками, тактическими приемами организации и проведения следственных действий, значение специфики работы по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению данных преступлений.

Как представляется, одним из самых важных структурным элементом общих положений методики расследования отдельных видов преступлений выступает их криминалистическая характеристика. В рамках криминалистической характеристики изнасилований, совершенных группой несовершеннолетних, целесообразно отметить труды таких юристов-правоведов как Р. С. Белкина [1, с. 211], А. Н. Васильева [2, с. 41], Р. А. Журавлева [3, с. 54], Н. П. Яблокова [4, с. 118] и других.

Одним из элементов криминалистической характеристики любого вида преступления выступает способ их совершения. Необходимо отметить, что характеризующие способ совершения преступления обстоятельства в целом могут быть признаны частью предмета доказывания.

Как показывает анализ теоретического и практического материала способ совершения преступления позволяет установить следователю фактическое и правовое содержание расследуемого события, а также направленность действий его участников, мотивы и признаки личности преступника. При этом посредством установления способа совершения преступления могут быть более определенно отражены личностные качества несовершеннолетнего преступника, так как детерминация выбора способа совершения преступления может указывать на отсутствие у него жизненного и профессионального опыта, раскрыть направленность его личности. Указанные данные могут быть также использованы при прогнозе динамики преступлений.

Как показывает анализ статистических данных и судебной практики по Республике Мордовия наиболее распространенным способом совершения изнасилований группой несовершеннолетних выступает применение физического насилия.

Также в качестве распространенного способа совершения изнасилований группой несовершеннолетних может быть признано использование угроз и других методов психического воздействия.

В качестве угрозы может быть определено намерение субъекта, выражающееся в причинении вреда потерпевшему лицу посредством воздействия на его психику с целью возбуждения состояния страха, которое свидетельствует о его реальном восприятии. Психическое состояние человека, которое является результатом угрозы, может быть определено как осознанная психическая деятельность. Элементами данной деятельности могут быть признаны особенность потерпевшего лица к сопоставлению поступающей информации, а также субъективные ощущения человека, вызванные угрозой, выражающиеся в понимании места, времени и собственной личности. Также в содержание такой деятельности включается момент сопоставления сопоставление с этими понятиями своих ощущений, восприятий, представлений, эмоционального состояния. Иными словами, рассматриваемый способ может быть признан в качестве информационного воздействия на психику человека. Однако необходимо отметить, что угроза может рассматриваться не только как информационное воздействие, например, при демонстрации огнестрельного оружия.

Применяемое в преступных целях психологическое насилие, влечет за собой появление чувства страха, так как ситуация, в которой оказывается человек, содержит в себе опасность. Как представляется, именно страх выступает в качестве наиболее угнетающей и удручающей эмоцией. Определение силы и глубины страха возможно посредством анализа прямой его зависимости от психических свойств потерпевшего, эмоциональных особенностей, типа нервной системы, сильной или слабой эмоциональной возбудимости. Чувству страха, как показывает проводимое исследование, присущ неожиданный характер.

Результатом психического насилия может быть возникновение у человека таких чувств как гнев, протест, возмущение. Данными чувствами человек может быть побужден к противодействию. Им могут быть совершены бессознательные и подсознательные действия, выраженные, например, в закрытии лица рукой и др. При этом указанными действиями не может быть определено психическое состояние в момент угрозы.

В качестве момента начала психического насилия может быть определен момент, в который происходит применение к потерпевшему лицу угрозы причинить физический вред. Зависимость конечного момента психического насилия напрямую связана со степенью интенсивности и опасности угрозы как таковой. Моментом окончания насилия, например, может быть признан момент исчезновения самой опасности. Такое возможно в ситуации задержания насильника.

Системные угрозы могут вызывать длительное психическое состояние и такие заболевания, как сердечно-сосудистая, ишемическая и т.д. Угрозы, совершенные однократно, чаще всего вызывают краткосрочные психические состояния.

Угрозы могут быть классифицированы в зависимости от формы их выражения на:

  1. Устная угроза — выражается в устной форме в прямом обращении виновных к потерпевшему лицу. Слово, действуя как конкретный акт поведения, исходя из определенных мотивов и преследуя определенную цель, воспринимается человеком как реальный раздражитель, способный нанести значительный ущерб личности при определенных условиях.
  2. Письменная угроза — заключается в написании угрожающих писем на бумаге, в электронном виде, отправке SMS-сообщений, заметок. Часто эти письма являются анонимными, и потерпевшее лицо может не знать виновника.
  3. Угроза, создаваемая жестами. В содержание такой угрозы включено совершение виновным лицом таких действий как замахивание кулаком, приставление пальцев руки к глазам потерпевшего.
  4. Угроза оружием или предметами, используемыми в качестве оружия.

По степени общественной опасности:

  • угроза насилия;
  • включает реальное причинения вреда, который может быть как опасным, так и не опасным для жизни и здоровья потерпевшего;
  • угроза, предусмотренная в ч. 1 ст. 296 УК РФ;
  • угроза насилия, не опасная для жизни или здоровья, — охватывает последствия в виде реального вреда;
  • угроза насилия, опасная для жизни или здоровья;
  • влечет за собой тяжкий вред здоровью легкой или средней тяжести;
  • угроза убийства или причинения тяжкого вреда здоровью.

А. Л. Южанинова, поднимая проблему дифференциации законных и незаконных видов психического воздействия, пишет об условной допустимости определения этих понятий в случае, когда «существует определенный класс типов психического воздействия, которые относятся к психическому насилию и запрещены нормами права. В других случаях синонимичная замена одной концепции на другую может вызвать терминологическую путаницу». Взяв за основу параметры воздействия «психическое насилие — свободное волеизъявление» и правовой оценки «правомерные — противозаконные методы психического воздействия»,
А. Л. Южанинова выделяет четыре теоретически возможных комбинации:

  1. незаконное влияние, представляющее психическое насилие;
  2. законное влияние, которое на самом деле является умственным насилием;
  3. законное влияние, не ограничивающее свободу личности;
  4. неоправданное психическое влияние, которое не является психическим насилием [5, с. 166].

В отличие от категории «физического насилия» в специальной юридической литературе категории «психическое насилие» уделяется меньше внимания; в действующем уголовном законодательстве термин «психическое насилие» вообще не используется.

Терминологический анализ понятия «психическое насилие» показывает следующее:

  1. психика» — совокупность психических процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, памяти и т.д.); специфический аспект жизни животных и людей при их взаимодействии с окружающей средой;
  2. Насилие» — а) насилие — принудительное влияние на кого-то, на что угодно, принуждение, угнетение, давление, беззаконие, использование физической силы против кого-либо; б) насиловать — против воли, насильственное принуждение, сила, ставить перед необходимостью исполнять чужую волю; в) насильственно — неестественно, напряженно и т.д.

В то же время, с точки зрения уголовного права и вообще правовых наук, насилие, используемое в квалификации преступного деяния, должно носить уголовный характер, то есть незаконно, социально опасно и преднамеренно.

  1. психическое насилие не совпадает с понятием «психологического насилия», которое широко используется в психологии и педагогике как способ воздействия на психические процессы одного человека другим человеком.

Исходя из этого, важно отметить, что термин «психическое насилие» происходит от понятия «психика», а не «психологии».

Таким образом, психическое насилие является категорией, разработанной теорией уголовного права, тогда как на практике категория «угроза насилия» более применима, что означает угрозу причинения какого-либо вреда потерпевшему лицу.

При анализе форм психического насилия В. Ф. Енгалычев ссылается на принудительное, внушающее, стимулирующее воздействие, психологическая и юридическая оценка последнего будет зависеть от конкретных обстоятельств дела. Воздействие, в результате которого человек не может сознательно контролировать свое поведение, признается психическим [6,
с. 119].

При раскрытии криминалистического понятия психического насилия целесообразно согласиться с мнением С. В. Тихоненко, в соответствии с которым виновное лицо с целью сломить сопротивление потерпевшей и совершить половой акт, может угрожать разглашением каких-либо сведений, которые компрометируют потерпевшую либо ее родственников [7, с. 36].

В данном случае целесообразно отметить о возникновении определенных трудностей относительно возможного возникновения видимости добровольного полового акта между виновным и потерпевшей (потерпевшими), поэтому при проверке поступившей об изнасиловании информации необходимо выяснить характер насилия.

Ввиду указанных обстоятельств в процессе доказывания особое внимание должно быть уделено выяснению причин, по которым потерпевшей не могло быть оказано сопротивление. С этой целью необходимым является исследование личностной характеристики обвиняемого лица и потерпевшей, поведение потерпевшей, обстановку места совершения преступления, особенности психического состояния потерпевшей во время совершения преступления и другие обстоятельства.

Целесообразно сказать о том, что при расследовании изнасилований, совершенных группой несовершеннолетних, при установлении способа совершения преступлений особую роль при определении устрашающего фактора играет количество участников преступления. Так как количество лиц, совершающих преступление, может способствовать подавлению воли потерпевшей к совершению преступления. Актуальность данного положения подтверждается тем, что потерпевшими по данным преступлениям в большинстве случаев также выступают несовершеннолетние, которые не обладают достаточными физическими и психическими возможностями к сопротивлению.

Также в качестве способа совершения изнасилований группой несовершеннолетних может быть признано их совершение с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Что касается процесса выбора способа совершения группового изнасилования несовершеннолетними, то на него оказывает влияние ряд факторов, в числе которых целесообразно выделить саму структуру преступной группы несовершеннолетних и характер взаимоотношений ее членов с потерпевшей.

Так, например, при иерархической структуре преступной группы несовершеннолетних, в которой лидерами является 1-2 человека, групповые изнасилования в большинстве случаев совершаются в отношении ранее незнакомого лица.

В случае случайно образованной группы с иерархической структурой преступления в большинстве случаев совершаются в отношении малознакомой потерпевшей.

При совершении группового изнасилований группой несовершеннолетней с иерархической структурой, которой присущи отношения равенства потерпевшая может быть им хорошо знакомой, находящейся с ними ранее в одной компании.

При расследовании групповых изнасилований, совершенных несовершеннолетними, особую актуальность также играет анализ способа сокрытия преступления, которым признается детерминируемая объективными и субъективными факторами система действий (бездействий), направленных на воспрепятствование получению субъектом доказывания значимой для установления истины по делу информации, ее искажение или уничтожение.

Анализ научной и учебной литературы, а также данных судебной практики позволяет сделать вывод о том, что наиболее распространенными действиями, совершаемыми несовершеннолетними для сокрытия групповых изнасилований выступают: угроза убить потерпевшую или ее близких, застирывание одежды либо ее уничтожение, а также произведение туалета половых органов с целью уничтожения следов преступления, изменение преступниками внешности, а в ряде случаев — убийство потерпевшей и др.

Также необходимо отметить, что в качестве способа сокрытия преступления может быть признана смена места жительства и места наиболее частого пребывания.

Субъектами противодействия при этом могут быть, кроме подозреваемых (обвиняемых), защитник, родственники и знакомые, родственники и знакомые подозреваемых (обвиняемых).

Таким образом, определение способа совершения изнасилований группой несовершеннолетних играет особую роль для расследования рассматриваемых преступлений, главным образом, при определении личностных характеристик лиц, входящих в группу, а также для определения факта знакомства подозреваемых (обвиняемых) с потерпевшей и других обстоятельств, влияющих на ход и результаты предварительного расследования.

Список литературы

  1. Избранные труды / Белкин Р. С. - М.: Норма, 2009. 768 с.
  2. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений / Васильев А. Н.; Науч. ред.: Крылов В. В. - М.: ЛексЭст, 2002. 76 с.
  3. Актуальные проблемы работы органов внутренних дел. Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей / Редкол.: Бланков А. С., Борбат
  4. А. В., Журавлев Р. А. (Отв. ред.), Ломтев С. П., Пономарева Е. А., Савкин А. В. - М.: Изд-во ВНИИ МВД России, 2000. 144 с.
  5. Яблоков Н. П. Некоторые проблемы криминалистики в свете сегодняшнего дня // Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014 года). - М.: Акад. Следств. комитета РФ, 2014. С. 116-120.
  6. Южанинова А. Л. Предмет и задачи судебно-психологической экспертизы психического воздействия // Вестник Саратовской государственной академии права, 2007. № 1(53). С. 165-171.
  7. Енгалычев В. Ф., Калашников А. Н., Морозова Т. А. Модель профессиональной компетентности юридического психолога // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2007. № 1 (4). С. 118-126.
  8. Тихоненко С. В. Изучение криминологической характеристики изнасилований в целях их предупреждения (методические рекомендации для практических работников)/С.В. Тихоненко. - Саратов, 2006. 215 с.
  9. Практикум по правовой превентивной психологии курс лекций/ Д.В. Пестриков, И.В. Михалева, Г.К. Корнеева; федеральная служба исполнения наказаний, акад. права и упр.. Рязань 2010. С. 198.
  10. Шурухнов Н. Г., Прысь Е. В., Ткаченко Н. И. Прикладная криминалистика : учебное пособие. – Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 206.