Основные подходы к определению конкурентоспособности продукции

№85-2,

экономические науки

В статье проводится терминологический анализ существующих подходов к определению конкурентоспособности продукции. На основании существующих подходов предложен авторский взгляд на данное понятие.

Похожие материалы

Конкурентоспособность продукции проявляется в наличии у нее отдельных свойств или характеристик, значимых для потребителя, выделяющих ее на фоне товаров других производителей и позволяющих получать от реализации этой продукции дополнительную прибыль.

Высокий уровень конкурентоспособности производимой продукции является залогом процветания, эффективности и высокой доходности любого современного предприятия. Рыночная среда, широкий доступ потребителей к информации об особенностях, качестве и индивидуальных характеристиках товаров приводят к тому, что производители вынуждены создавать для своей продукции реальные конкурентные преимущества, позволяющие сохранять и увеличивать долю рынка.

Для российских предприятий к указанным выше обстоятельствам добавляются отдельные негативные факторы внешней среды, связанные с экономическими санкциями и существенными колебаниями курса национальной валюты. Но какой бы агрессивной ни была внешняя среда, ее воздействие позволяет оставить на рынке только наиболее жизнеспособных и эффективных производителей, поставляющих продукцию наиболее полно соответствующую потребительским ожиданиям.

Спад в деятельности крупных российских химических предприятий позволил многим малым и средним предприятиям занять свое место на рынке химической продукции. Более гибкие, функционирующие с применением современных технологий, они составляют достойную конкуренцию не только крупным отечественным, но и некоторым иностранным компаниям, функционирующим в России. Во многом их эффективность объясняется большим вниманием, которое уделяется потребительским свойствам продукции, что обеспечивает ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.

Подходов к толкованию понятия конкурентоспособности продукции в настоящее время в экономической литературе великое множество. Тем не менее, ключевая смысловая составляющая остается неизменной: конкурентоспособность продукции — это ее возможность более полно удовлетворять потребности покупателей по сравнению с аналогичной продукцией других производителей. Схожее определение дается конкурентоспособности В.М. Муромцевым. В его работах категории качества и конкурентоспособности продукции рассматриваются как объекты управления, а последняя определяется как «способность продукции соответствовать сложившимся требованиям рынка в данный момент времени» [2].

Качеству продукции, как одному из ключевых свойств ее конкурентоспособности, большое значение уделяет другой российский экономист Р.А. Фатхутдинов. Он определяет конкурентоспособность продукции как «свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на рынке» [5]. Кроме того, конкурентоспособность продукции по Фатхутдинову является залогом и основной конкурентоспособности всего предприятия, особенно в условиях кризиса [5].

Достижением конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках определяет конкурентоспособность продукции Е.П. Глухов. Формирование указанных преимуществ происходит за счет сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества продукции, которая имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильное получение прибыли [1].

В трудах Н. Павловой конкурентоспособность продукции представлена как совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его востребованность на рынке, которая в свою очередь проявляется в желании потребителей приобретать именно эту продукцию при наличии близких по характеристикам продуктам-аналогам [3]. Схожие трактовки конкурентоспособности продукции встречаются и в работах других авторов. В частности, под категорией «конкурентоспособность товара» Х.А. Фасхиев подразумевает оцененное субъектами внешней среды превосходство его в данный момент времени в какой-либо сфере (сегменте рынка) над конкурентами, достигнутое без ущерба для производителя и окружающих, определяемое потенциалом (качеством) объекта и результатом его реализации [4]. Данное определение учитывает время, отношение потребителя к продукции, соотношение ценовых и качественных характеристик, выгоду производителя и привязку его к конкретному рынку, что, на наш взгляд, является наиболее полной и верной трактовкой рассматриваемого понятия.

Общим аспектом всех рассмотренных подходов является фокусирование на индивидуальных характеристиках товаров, в первую очередь на качестве. Однако это не единственный фактор определяющий востребованность продукции. Можно сказать, что конкурентоспособность продукции — это индивидуально выраженная возможность товара успешно соперничать на рынке с товарами, удовлетворяющие общую группу потребностей. Данная трактовка не ограничивает категорию рамками в виде привязки к цене товара или к его качеству.

Исходя из предложенного определения, следует, что возможность соревноваться с товарами-аналогами у каждого конкретного товара формируется индивидуально, под влиянием некоторых факторов.

Резюмируя рассмотренные теории, можно выделить три основных подхода к толкованию конкурентоспособности продукции, принятые в современной научной литературе:

  1. Ценовая концепция, в основе которой ключевую роль в обеспечении и повышении конкурентоспособности продукции играет ее цена.
  2. Концепция качества продукции, отдающая предпочтение качеству продукции и другим его характеристикам, способным удовлетворить потребности покупателя, как основе достижения конкурентоспособности.
  3. Независимый подход, не привязанный ни к качеству, ни к цене товара, фокусирующийся исключительно на потребностях покупателя и способности товара удовлетворять их лучше, чем товары-аналоги.

Обобщая проанализированные подходы, под конкурентоспособностью продукции будем понимать ее способность удовлетворять потребительские предпочтения лучше, чем товары-конкуренты. Такую способность ей придает набор свойств, которые для целевых потребителей являются наиболее значимыми, т.е. в наибольшей степени соответствуют их критериям распределения редких денежных ресурсов.

Список литературы

  1. Глухов Е.П. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения: Маркетинг: Учебник / Е.П. Глухов. – М.: ЮНИТИ, 2014, - 246 с.
  2. Муромцев, Д. Ю. Экономическая эффективность и конкурентоспособность: учебное пособие / Д.Ю. Муромцев, Ю.Л. Муромцев, В.М. Тютюнник, О.А. Белоусов, – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. – 96 с.
  3. Павлова, Н. Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 35
  4. Фасхиев, Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/2009/4/5037.html (дата обращения: 12.03.2018).
  5. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 312 с.