Проблема влияния мотивации на профессиональное развитие педагогов

NovaInfo 46, с.324-328
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы мотивационной сферы педагогов, ценности и смыслы профессиональной деятельности, определяющие профессиональное развитие. А также анализируется проблема творческого развития и самосовершенствования педагога, условия, факторы и механизмы становления адекватной мотивации профессионального роста.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТИВАЦИЯ, САМОРАЗВИТИЕ

Текст научной работы

История развития образования неотделима от истории развития общества. И поэтому трансформация ценностных векторов во всех сферах жизнедеятельности государства обозначила и в системе образования приоритетность таких ценностных доминант, как профессиональное саморазвитие, самоосуществление, самопроектирование личности, в опоре на которые педагог будет мыслить не рецептурно, в узких рамках штампов и профессиональных шаблонов, а «широко, масштабно, по-новому».

Сегодня в ситуации существенных трансформаций всех сфер общественной жизни особую актуальность приобретает качество профессиональной компетентности кадрового состава работников образования, их мотивированность на профессиональный рост и непрерывное развитие.

Государственная политика Республики Казахстан в области образования в качестве одного из главных приоритетов выдвигает ориентацию педагогов на развитие мотивации, компетентности и самосовершенствования как важного условия успешной и эффективной деятельности в инновационном образовательном пространстве.

Профессиональный рост педагога, его стремление к самореализации, самоактуализации, самосовершенствованию, освоению конструктивных, компетентных стилей профессиональной деятельности, сегодня поддерживается посредством государственных программ, грантов, национальных конкурсов, ассигнования различных форм повышения квалификации. Мотивационная сфера педагога, ценности и смыслы профессиональной деятельности выступают мощным фактором, определяющим профессиональное развитие, задающим его содержание и направленность.

Основной целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. В связи с этим к личности и профессиональной компетентности педагогов предъявляются все более высокие требования, самообразование и самосовершенствование становятся неотъемлемой частью деятельности педагогических работников [1]. Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования. На фоне повышенного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Именно поэтому необходимо определить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в колледже лучших преподавателей и пополнения образовательных учреждений новым поколением педагогов, способным работать в кризисных условиях. Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.

Стоит также отметить изменение мотивационных установок работников. На начальных этапах изменений приоритетное значение приобретала материальная мотивация, при которой работа рассматривалась, в первую очередь, как источник получения средств к существованию, т. е. как объективная экономическая необходимость.

При этом социально-статусная мотивация, согласно которой работа воспринимается как средство обеспечения всестороннего развития личности и в перспективе занятие приоритетных позиций в социальной структуре общества; установка на профессионально-личностную самореализацию, которая предусматривает доминирование в структуре мотивации стремления развить собственные способности в будущей деятельности; коммуникативная мотивация, при которой приоритетной выступает возможность активно общаться с другими членами трудового коллектива, заслуживая их уважение, постепенно отступали на второй план [2].

Мы считаем, что образовательное учреждение заинтересовано в повышении эффективности своей деятельности, достижении им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг через грамотно разработанную систему действий по мотивации профессионального развития педагогов.

Реалии современной жизни, усложнение профессиональной деятельности человека, расширение представленности субъекта в профессиональной среде актуализируют проблематику развития устойчивой внутренней мотивации самореализации, самотворчества и самосовершенствования.

Современная психолого-педагогическая практика сегодня столкнулась со следующими противоречиями:

  • между инициативами в государственной образовательной политике и уровнем мотивированности педагогических кадров на профессиональное развитие;
  • между необходимостью постоянного повышения профессиональной компетентности педагога и недостаточной изученностью проблемы мотивации творческого развития и самосовершенствования педагога, условий, факторов и механизмов становления адекватной мотивации профессионального роста;
  • между потребностью педагогов в психологическом сопровождении развития мотивации роста и отсутствием соответствующих программ, направленных на фасилитацию мотивации.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивация. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивационного компонента могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, - словом, все то, в чём нашла воплощение потребность [3].

Для нас представляет интерес структура мотивации, предложенная Б.И. Додоновым, в которой выделено четыре структурных компонента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность [4].

В психологической науке профессиональное развитие рассматривается как процесс профессионализации и исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, а также в связи с мотивационным компонентом.

Формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания.

Так, Н.В. Панова рассматривает профессиональное развитие как один из центральных процессов развития человека в зрелом возрасте, который «направлен не столько на усвоение фиксированного объема профессиональных действий, сколько на преобразование самого субъекта деятельности» [5].

Профессиональное развитие - это динамичный многоуровневый процесс, который занимает значительный период жизненного пути и не сводится только к профессиональному обучению. Переход к каждой последующей стадии закладывается на предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и нормативных кризисов.

А. К. Маркова рассматривает профессиональное развитие как появление в психике человека новых качеств, профессионала: овладение новыми профессионально важными качествами, либо изменение ранее сложившегося соотношения профессионально важных качеств [6]. То есть профессиональное развитие, по мнению А. К. Марковой, - это и становление профессионала, и его последующее изменение, которое может быть и прогрессивным, и регрессивным.

Содержательными характеристиками профессионального развития, по мнению А. К. Маркова являются:

  • профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала;
  • постоянное самоопределение;
  • саморазвитие профессиональных способностей;
  • мотивационно-волевой компонент;
  • самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация своей профессиональной жизни и др.

Таким образом, если обобщить все данные характеристики процесса профессионального развития, то получим, прежде всего, мотивационно-волевые компоненты, ценностные самоориентации и самооценка личности.

Читайте также

Список литературы

  1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» www.zakon.kz.
  2. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1994. - С. 71-74.
  3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1992. - С. 41-42.
  4. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Академия, 2004. – 235с.
  5. Панова Н.В. Личностно – профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути: монография СПб: АППО, 2009. – 236с.
  6. Маркова О.И. Профессиональное саморазвитие педагога. – М.: Высшая школа, 2004. – 324с.

Цитировать

Дудолина, Д.А. Проблема влияния мотивации на профессиональное развитие педагогов / Д.А. Дудолина, И.В. Эльрих. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 324-328. — URL: https://novainfo.ru/article/6358 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться