Фискальная политика государства, как инструмент государственного регулирования экономики

№86-2,

экономические науки

В данной статье рассмотрен такой важный инструмент государственного регулирования экономики, как фискальная политика. Определяется смысл данного понятия, рассматриваются формальные и неформальные институты фискальной политики государства, а также указываются основные факторы и риски, оказывающие существенное влияние на её институты. Раскрывается роль и значение налогообложения в области фискальной политики РФ. Рассматриваются действующие налоги, с целью обоснования мер по внесению корректировок для их продуктивного функционирования. Описываются важнейшие цели и задачи проведения налогово-бюджетной политики.

Похожие материалы

Эффективным средством снижения уровня структурной неопределенности являются институты, которые ограничивают наборы вариантов для экономических агентов, определяя тем самым множество возможных событий для каждого игрока. С точкой зрения, которая указана выше — институты можно рассматривать как условия рационального поведения экономического агента, в том числе, уменьшающие неопределенность и структурируя повседневную жизнь.

Одним из условий формирования института является ожидание повторяемости игры. В этом и заключается институционализация обмена, то есть его стабильность. В другом случае, институты представляют собой набора правил, которые выполняют функцию ограничений, и соответствующих им механизмов обеспечения. А также, институты, которые выполняют координационную функцию создают условия для взаимовыгодного обмена [11].

Многие ученые подразделяют все институты на формальные, т.е. институты, которые определенно и четко структурированы в соответствующих нормативных правовых актах, и неформальные — институты, которые выражают себя через свойственные и принятые в данном обществе обычаи, традиции, модели поведения.

По степени легализации институты делятся на формальные и неформальные. Неформальные институты можно разделить на коррупционные и легальные неформальные, а формальные институты подразделяются в виде законодательства РФ, его государственного устройства и прав собственности .

В чем же разница между формальными и неформальными институтами? Итак, формальные институты включают в себя такие признаки как:

  • целевое назначение
  • императивный характер
  • не имеет прототипа в общественной жизни

Если же рассмотреть неформальные институты, они включают в себя следующие признаки:

  • нецелевое использование
  • произвольное изменение
  • имеет прототипы в общественной жизни

Кроме того, неформальные правила содержат и другие, в чем-то схожие с формальными правилами признаки [6]:

  • это правило не общего, но группового поведения, так как там закладываются варианты поведения членов группы в определенной ситуации;
  • целевое назначение правила, то есть указание, как должна вести себя та или иная группа в процессе решения вопроса о бюджете.

Во многих случаях, к неформальным правилам относится коррупционная структура, но и не только она, имеются также некоторые кодексы «чести». Таким образом, охарактеризуем подобные кодексы: это институты, нигде не прописанные, но реализуемые всеми членами группы [1]. Так, например, если говорить о рассмотрении и принятии федерального бюджета, то это доводится прерогативой Государственной думы. Государственная дума представляет составляющую из некого количества депутатов, которые представляют различные партии и фракции. Однако, каждая из данных партий ведает своим местом и отстаивает его, к тому же имеет свое выражение о структуре доходной и расходной баз бюджета РФ, каждому члену партии необходимо отстаивать позицию своего лидера и своей партии. Отрицание данного правила влечет за собой исключение из партии, тем самым лишение определенного статуса [9].

Если же говорить о правилах, связанных с коррупцией, то это, как уже и говорилось, так называемое действие «откатов». Сосредоточение капитала в данных группировках в частых случаях превышает капитал, собранный в бюджете того или иного уровня бюджетной системы. Нередко это связано с временами тотальных дефицитов бюджетов. Так, например, при преобладании расходной части бюджета муниципального образования над его доходной необходимо финансирование дефицита. Однако, не всегда достаточно формальных приемов, чаще всего это «Чёрный капитал». Соответственно власть этих структур может превосходить власть легитимную и влиять на все процессы, происходящие в данном муниципальном образовании. Полное отрицание институтам данных структур, без исключения, влечет за собой определенные последствия, и не всегда это лишение с должности, но и преследуются более жестокие меры: пытки, издевательства над родственниками, убийства.

Если же подробно изучить систему контроля за исполнением правил в бюджетно-налоговой политике, то можно представить две стороны, итак, первая сторона — это актор, вторая сторона — другие акторы, те же участники взаимодействия [5].

Таким образом, рассмотрим первую сторону, в любой системе: социальная, финансовая или бюджетная система, первой стороной всегда будет человек, а точнее, чиновник, который работает в данной системе. Если у служащего высокие моральные ценности, исполнение обязанностей будет четко согласованы в соответствии с законодательством и должностными обязанностями [14]. Чаще всего проявляется внутренняя совесть, например, при несоблюдении какого-либо формального правила у чиновника будут возникать собственные внутренние санкции за содеянное. Система принуждения, однако, для таких людей некорректна, они сами следят и отвечают своим действиям за поступки. Соответственно, если в бюджетной системе работают только подобные акторы, о возникновении неформальных взаимоотношений и неформальных правил и речи быть не может.

Очень часто складывается другая картина, когда чиновники злоупотребляют своими полномочиями, и как раз в этих условиях и создается система неформальных правил или неформальный институт взаимосвязи с другими акторами.

Второй стороной являются другие акторы. При взаимосвязи нескольких акторов чаще всего возникают неформальные контракты или неформальные договорные отношения. Как уже было сказано выше, роль института, а соответственно и роль первой стороны (актора), заключается в уменьшении некорректности. Для второй стороны доступной является та информация, которая не доступна всем другим акторам. Как правило, всем известно что тот, кто владеет информацией, тот может и способен овладеть всем миром, в данном случае — ограниченным количеством бюджетных ресурсов. В подобной ситуации возникает так называемая асиммитричность информации, когда одной стороне открыта информация в полном объеме, в котором она не доступна другим членам общества [2].

Как было указано выше, на современном этапе бюджетно-налоговая политика принимает нестабильное положение. Оценив всю эффективность данной ситуации, можно сказать, что возникает огромный процент тех, у кого возникает неизменное желание либо уклониться от этого изъятия, либо снизить его. Следовательно, возрастают неплатежи в бюджет, отсюда взятки и так далее [4].

В бюджете РФ на первом месте стоит вопрос как в области доходов, так и в области с расходов, поэтому позиция Министерства финансов заключается в том, что если в силу необходимости придется принимать дополнительные расходные обязательства, то ресурсы надо искать внутри уже принятых расходных показателей бюджета, следовательно свидетельствует об ускоренном ведении эффективных инструментов использования бюджетных ресурсов [13].

Для стабильности налоговой составляющей достаточно повысить качество параметров налоговой системы, которые направлены на поддержку инвестиционной активности, развития человеческого капитала и повышения предпринимательской активности: улучшение налогообложения финансовых инструментов, механизмов налогообложения недвижимого имущества, формирование акцизного налогообложения, изменение вычетов по НДФЛ [15].

Разработаем меры действующих налогов по внесению неких корректировок для их эффективного прогрессирования [7]:

  1. В налоге на прибыль необходимо пересмотреть разделение фондов на амортизационные группы и провести ревизию налогового законодательства по налогу на прибыль с целью обнаружения расходов, с тем чтобы в скором скоординировать систему льгот для совершенствования инвестиций компании и экономического роста в целом.
  2. В НДФЛ надлежит унифицировать и закрепить коды доходов и вычетов для того, чтобы облегчить процедуру уплаты и администрирования этого налога.
  3. В НДПИ нужно убрать нулевую ставку, сменить ее понижающим коэффициентом и сформировать единый и прозрачный механизм льготного налогообложения НДПИ.
  4. В НДС необходимо переценить список продукции, для которой предусмотрена льготная ставка в 10% [3].
  5. В страховых отчислениях от ФОТ можно добиться долгосрочной стабильности и предсказуемости ставок социальных отчислений.

Налоговые исправления должны сопровождаться целевым и эффективным использованием средств бюджета. Можно констатировать, что наиважнейшими расходами бюджета определяется финансирование мероприятий по модернизации и технологическому развитию экономики, а также растут расходы в сфере социологии, перед ними стоят задачи увеличения стипендии, пенсии, заработной платы врачей и учителей. Для результата достаточно внести некие изменения: по расходным обязательствам бюджета, федеральным целевым программам, государственным адресным инвестиционным программ и субсидиям, субъектам в Российской Федерации и субвенциям [7].

В таблице 1 мы приведем показатели эффективности бюджетных расходов в сфере образования, здравоохранения и социальной поддержки населения [12].

Таблица 1. Повышение эффективности бюджетных расходов в сфере образования, здравоохранения и социальной поддержки населения

Образование

Введение государственного задания на оказание государственных и муниципальных услуг; обеспечение экономической самостоятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений; регулирование цен дополнительных платных образовательных услуг и платных услуг по основной деятельности образовательного учреждения; совершенствование системы лицензирования и аккредитации образовательных организаций.

Здравоохранение

Прогрессирование планирования объемов медицинской помощи, потоков пациентов; увеличение профилактического движения деятельности амбулаторно- поликлинической службы; формирование новой трехуровневой системы специализированной медицинской помощи (муниципальный — межмуниципальный — региональный уровни); внедрение экономических рычагов стимулирования повышения структурной положительной системы медицинской помощи; повышение эффективности закупок оборудования и внедрения новых медицинских технологий; оказания медицинской помощи.

Социальная поддержка населения

Ежемесячное пособие на детей из бедных семей до 16 (18) лет; компенсационные выплаты части родительской платы за содержание в детских дошкольных учреждениях; назначение и выплата материнского (семейного) капитала.

Федеральный бюджет образуется с учетом бюджетных институтов, так предложены меры, которые направлены на сбалансирование структуры бюджетных расходов, а также вводятся корректировки в налоговое законодательство, которые направлены на усовершенствование налогового администрирования, что является примером для достижения долгосрочной бюджетной позиции. На институциональные трансформации влияют внешние факторы и риски, которые аргументированы в целом сырьевой зависимостью экономики [8]:

  • понижение доходов бизнеса, государства и населения;
  • уменьшение производственных запасов;
  • сокращение потреблений, рост сбережений;
  • ослабление курса рубля.

В условиях схожих рисков увеличивается роль положительного формирования российских суверенных фондов — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые должны прогрессироваться в направлении совершенствования информационной очевидности (публичной отчетности, оценки и раскрытия информации), перехода к эффективности доходной политики инвестирования. Одной из функций резервного фонда является выполнение государством своих расходных обязательств, при условии снижения нефтегазовых доходов в бюджет РФ. Фонд национального благосостояния формируется из нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, который превышает на соответствующий финансовый год и объем нефтегазового трансферта. Его обязательствами является пенсионное обеспечение граждан. От параметров пенсионной системы в некой степени зависит сбалансированность экономического и социального развития Российской Федерации, и прежде всего финансово-бюджетной политики.

В заключение можно сказать, что фискальной политике необходимо быть обеспеченной достаточным набором формальных институтов, которые четко прописаны в законодательных актах и которые, не противоречат друг другу. Изменение в законодательстве РФ не должно возвращать страну к старой системе, к старым методикам. Система контроля, которая ведет наблюдение за правилами и нормами в бюджетной системе направлена на исключение неформальных контактов, которая оказывает отрицательное влияние на бюджетную систему РФ.

Таким образом, реализация мер позволит относительно равномерно усовершенствовать доходную базу бюджетов всех субъектов Российской Федерации и обеспечить их финансовыми ресурсами, необходимыми для финансового оснащения мероприятий, что будет гарантировать устойчивость фискальной политики в целом.

Список литературы

  1. Блинов С. Профицит ликвидности — чем раньше, тем лучше [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: Эксперт online (дата досту-па 3 января 2017).
  2. Потехина Е.В. Бондаренко А.В., Взаимосвязь объема реальной денежной массы и кризисных явлений в российской экономике// Экономи-ка и предпринимательство. - 2015. -№ 3(56). С. 122-125.
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной стати-стики http://www.gks.ru
  4. Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/
  5. Наливкина В.В. Особенности применения налогового мониторинга в России и за рубежом/ В. Наливкина//Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 6-3. - С. 80-85.
  6. Куцегреева Л.В. Совершенствование системы налогового админи-стрирования в РФ/ Л. Куцегреева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-2. - С. 93-96.
  7. Никонова Ю.С. , Власенко Р.Д. Анализ структуры и динамики де-нежной массы России/ Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 797-800.
  8. Чулкова Л. Мероприятия налогового контроля. Судебная практи-ка// Налоговый вестник. 2014. № 4.
  9. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективно-сти// современные проблемы науки. -2015. - № 1-1.
  10. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. От 03.07.2016) «О налого-вых органах Российской Федерации» - СПС «Консультант Плюс»
  11. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в усло-виях глобального кризиса. - М.: Экономика. 2015. -255 с.
  12. Налоговая аналитика: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: analytic.nalog. ru/portal/index.ru — RU. Htm ( дата обращения 03.04.2017)/
  13. Балан Е. Сколько налогов заплатили Россияне в 2016 году [Электронный ресурс] // Deilymoneyexpert. – 2017. – URL: http://dailymoneyexpert.ru/skolko/2017/02/01/skolko-n..rossiyane-zaplatili-v-2016-godu-14964.html (Дата обращения: 09.05.2017)/
  14. Бюджет в 2017 году [Электронный ресурс] // Современный пред-приниматель. URL:http://spmag.ru/news/v-konsolidirovannyy-byudzhet-v-2.. (Дата обращения: 09.05.2017)/
  15. Информация по закупкам РФ [Электронный ресурс] // Офици-альный сайт единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (Дата обращения: 09.05.2017).