Сущность и виды кредитных продуктов коммерческого банка

№102-1,

экономические науки

Актуальность данной темы обусловлена современным этапом развития сферы банковских услуг, протекающим в условиях обострения конкуренции и кризисных явлений на мировом денежно-финансовом рынке. Кредитный продукт коммерческого банка направлен на удовлетворение потребностей клиентов банка и на максимизацию прибыли банка. В данной статье приведены основные виды кредитных продуктов коммерческого банка.

Похожие материалы

Кредитные услуги — являются одними из наиболее важных услуг предоставляемых коммерческими банками. Кредитные продукты разрабатываемые коммерческими банками, с одной стороны должны учитывать необходимость поддержания своей ликвидности и поддержания уровня необходимой рентабельности капитала и активов коммерческого банка, а с другой стороны — показывают особенность кругооборота капитала во всех отраслях реального сектора экономики и необходимость в привлечении заёмных средств которая связана с кругооборотом капитала [1].

Кредитный процесс организовывается по принципу индивидуального обслуживания клиента с целью постоянного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности клиента. Менеджеры отделов кредитования банков должны осознавать проблемы своих клиентов, а также хорошо разбираться в кредитных продуктах, которые должны быть ориентированы на конкретные требования конкретных клиентов, поэтому, при разработке набора кредитных продуктов и стратегии их продвижения, банком должны учитываться специфические потребности отдельных групп клиентов и индивидуальные потребности своих потенциальных заемщиков.

Объемы потребления кредитных продуктов со стороны предприятий и населения увеличиваются из года в год. Интерес к кредитованию со стороны организаций связан появлением возможности увеличения ресурсов и возможностью осуществления дорогостоящих инвестиций в производство. Кредитные продукты банков, ориентированные на юридических лиц, также являются одним из средств поддержки в функционировании малого и среднего бизнеса.

Привлекательность кредитных продуктов для граждан прежде всего связана с возможностью улучшения уровня жизни, приобретения желаемого имущества без необходимости многолетнего накопления средств.

На современном этапе развития банковской системы существует большое количество банковских продуктов как для юридических, так и для физических лиц. Для наглядности рассмотрим объёмы кредитования по кредитованию юридических и физических лиц. Динамика кредитования юридических и физических лиц за 2016-2018 рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1. Динамика объёмов кредитования юридических и физических лиц за 2016-2018

Вид кредита

Год

Изменение, +/-

2016

2017

2018

2017 г. к 2016г.

2018г. к 2017г.

Для физических лиц

10 612 191

11 887 962

14 639 324

1 275 771

2 751 362

Для юридических лиц

22 146 708

24 033 477

27 199 743

1 886 769

3 166 266

Источник: авторская, по материалам [2]

Из таблицы 1 следует вывод о том, что в период с 2016 по 2018 год наблюдалась тенденция увеличения объёмов кредитования как юридических так и физических лиц. В общем объёме кредитования преобладает кредитование юридических лиц.

Виды кредитных продуктов для юридических и физических лиц рассмотрим в рисунке 1.

Виды кредитных продуктов. Источник: авторская, по материалам [3].
Рисунок 1. Виды кредитных продуктов. Источник: авторская, по материалам [3].

Рассмотрим виды кредитных продуктов для юридических лиц по подробнее:

  • Овердрафт. Является одним из видов займов, выдается организациям в случае отсутствия денежных средств на расчётном счету для покрытия разрывов на основном счету. Размер лимита по овердрафту как правило зависит от среднемесячных оборотов по расчётному счету. После поступления средств на счёт происходит списание их в счёт погашения овердрафта;
  • Целевой кредит. Обычно целевой кредит выдаётся для пополнения оборотных средств, для приобретения сырья и основных средств, вложение в строительство и научные разработки;
  • Кредит без конкретного целевого назначения, суть данного кредитного продукта заключается в зачисление средств на счет юридического лица единой суммой;
  • Кредитная линия. Юридическим лицам представляется возможность поэтапного использования заёмных средств в рамках определённого лимита. Выделяют два вида кредитной линии — возобновляемая и невозобновляемая. При первом типе будет установлен определенный лимит, в рамках которого можно погашать и снова брать необходимые средства, тем самым оптимизируя денежные потоки организации, а невозобновляемая кредитная линия даёт возможность в течении определенного времени получать по частям денежные средства в рамках определённого лимита, при этом, поэтапное погашение такого кредита не увеличивает объема доступных средств;
  • Бизнес-ипотеку — представляет собой кредит для малого и среднего бизнеса под залог приобретаемой коммерческой недвижимости;
  • Инвестиционный кредит, т.е. предоставление средств на реализацию определённого проекта, который связан с приобретением имущества и погашением кредита из прибыли, получаемой в результате осуществления данного проекта.

Далее рассмотрим кредитные продукты для физических лиц:

  • Ипотечные кредиты. Является одним из самых востребованных кредитных продуктов, позволяет приобретать вторичное жильё, земельные участки для строительства, позволяет принимать участие в долевом строительстве. Является одним из самых долгосрочных кредитных продуктов, продолжительность может составлять несколько десятков лет.
  • Кредитная карта. Один из самых распостранённых кредитных продуктов, позволяет своим держателям производить операции, которые производятся за счёт предоставленных кредитной организацией денежных средств в пределах определённого лимита [4].

В основном данные лимиты устанавливаются в соответствии с платёжеспособностью её держателя.

  • Потребительское кредитование. В настоящее время данный вид кредитования осуществляется, за счёт услуг агентов (чаще всего это предприятия розничной торговли, которые позволяют своим клиентам получить кредитные средства на приобретение понравившегося товара непосредственно в магазине). Физические лица чаще всего пользуются данной услугой для приобретения мебели и крупной бытовой техники.
  • Образовательный кредит. Один из наиболее перспективных видов кредитования. Чаще всего условия и процентная ставка по данному виду кредитования выгоднее чем по обычному потребительскому кредиту. Предоставление данного кредита проходит равными траншами перед началом каждого учебного семестра. На период обучения часто предоставляется отсрочка по уплате основной суммы долга[5].

Таким образом можно сделать вывод, что важность разработки новых кредитных продуктов коммерческого банка заключается в том, что при разработке новых кредитных продуктов создаётся конкурентное преимущество и укрепляется положение кредитной организации на рынке. Также немаловажным является то, что при создании новых кредитных продуктов удовлетворяются новые потребности клиентов.

Список литературы

  1. Банковский менеджмент: учеб. пособие / С.П. Сазонов, В.А. Кабанов, Е.Е. Сидорова, И.А. Чеховская, О.А. Воротилова, О.В. Набатова; ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — 31 с.
  2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 15.03.2019)
  3. Анализ банковского кредитования образовательной деятельности (Российский и зарубежный опыт)/ Чеховская И.А., Харламова Е.Е., Хуен Т.Т.В.; Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 480-483.
  4. Жуков, Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко. — М.: Юнити-Дана, 2016. — 704 c.
  5. Гродских В.С. Экономическая теория — СПб.: Питер, 2015. — 208 с.