Организация и исполнение бюджета Республики Башкортостан

№102-1,

экономические науки

Повышение эффективности бюджетных расходов – это основная задача финансового органа. Министерство финансов Республики Башкортостан, осуществляя учет обязательств с 2013 года, способствует её достижению.

Похожие материалы

В 2016 году внесены изменения в Бюджетный кодекс в части учета не только бюджетных, но и денежных обязательств.

В чём же отличия бюджетных и денежных обязательств?

Бюджетные обязательства возникают на основании: государственных контрактов, договоров, исполнительных документов, соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам, соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, нормативных правовых актов о предоставлении субсидий юридическим лицам.

Денежные обязательства возникают на основании актов выполненных работ, счетов-фактур, товарных накладных, иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Целью учета бюджетных обязательств является:

  • исключение случаев принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов;
  • предотвращение случаев заключения ПБС государственных контрактов без проведения установленных Федеральным законом

от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсных процедур.

Целью учета денежных обязательств является:

  • снижение и учет кредиторской задолженности и возможность ведения централизованного бухгалтерского учета учреждений.

На федеральном уровне постановка на учет денежного обязательства осуществляется на основании отдельного документа: Сведения о денежном обязательстве.

Финансовыми органами Республики Башкортостан за I полугодие 2017 года было поставлено на учет бюджетных обязательств на сумму 174,3млрд. рублей, что на 6,2 млрд. рублей больше, чем в I полугодии 2016 года, из них:

  • за счет средств бюджета Республики Башкортостан на сумму
  • 106,8 млрд. рублей;
  • за счет средств бюджетов муниципальных районов (городских округов) и средств бюджетов поселений на сумму 67,5млрд. рублей.

Сумма исполненных бюджетных обязательств в I полугодии 2017 года составила 108,7млрд. рублей, или 62% от суммы поставленных
на учет бюджетных обязательств, из них:

  • за счет средств бюджета Республики Башкортостан на сумму
  • 68,9 млрд. рублей (65%);
  • за счет средств бюджетов муниципальных районов (городских округов) и средств бюджетов поселений на сумму 39,8 млрд. рублей (59%).

Сумма неисполненных бюджетных обязательств на 1 июля 2017 года составила 65,6 млрд. рублей (38%), из них:

  • за счет средств бюджета Республики Башкортостан на сумму
  • 37,9 млрд. рублей (35%);
  • за счет средств бюджетов муниципальных районов (городских округов) и средств бюджетов поселений на сумму 27,7 млрд. рублей (41%).

В структуре поставленных на учет бюджетных обязательств финансовыми органами Республики Башкортостан в первом полугодии 2017 года наибольшую долю составляют обязательства, возникшие
на основании:

  • соглашений на предоставление субсидий юридическим лицам- 41%.
  • соглашений на предоставление межбюджетных трансфертов — 26%.

Удельный вес поставленных на учет бюджетных обязательств, возникших на основании государственных контактов, составляет 12%.

В 2016 году принято постановление Правительства Российской Федерации № 887 по утверждению общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам.

Данным постановлением установлены сроки приведения в соответствие порядков предоставления субсидий юридическим лицам
с общими требованиями до 1 июня 2017 года. Этот срок идентичен как для республиканских исполнительных органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления.

Основная суть общих требований:

  1. указание в порядках и соглашениях конкретной цели предоставления субсидии (финансовое обеспечение или возмещение затрат);
  2. открытие получателю субсидии лицевого счета для учета операций со средствами юридических лиц в территориальном органе Федерального казначейства, в случае если субсидии предоставляются
    из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат;
  3. наличие перечня документов, подтверждающих фактически произведенные затраты в соглашениях и порядках предоставления субсидий, в случае если субсидии предоставляются на возмещения затрат.

В этой связи с начала 2017 года Министерством финансов Республики Башкортостан организован анализ порядков предоставления субсидии и мониторинг соглашений о предоставлении субсидий
по республиканским органам исполнительной власти на соответствие требованиям законодательства.

Так, по состоянию на 1 августа 2017 года из 34 порядков не приведено в соответствие 7 порядков, из которых 2 требуется признать утратившим силу. По сути 5 порядков пока еще не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 887: это по одному порядку Минкультуры РБ, Госстроя РБ, Госкомитета РБ по информатизации, Минсельхоза РБ, Минэкологии РБ. Это приводит в конечном итоге к риску не перечисления субсидий. Например, возмещение убытков от основной деятельности государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Министерства культуры Республики Башкортостан.

Кроме того, следует отметить, что Правительством Российской Федерации 7 мая 2017 года принято постановление № 541, регулирующее предоставление субсидий некоммерческим организациям.

При этом срок приведения порядков с данными Общими требованиями установлен не позднее 1 июня 2018 года.

В этой связи, финансовым органам совместно с главными распорядителями бюджетных средств предстоит работа по приведению уже утвержденных порядков предоставления субсидий некоммерческим организациям и ранее заключенных соглашений в соответствии с Общими требованиями по 541 постановлению.