Понятие удобочитаемости текста

NovaInfo 86, с.137-140
Опубликовано
Раздел: Филологические науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC

Аннотация

Понятие удобочитаемости текста в современной паралингвистике имеет важное значение, т.к. текст есть информационный носитель, и чем удобнее носитель информации, тем проще извлекать из него необходимые данные. В системе когнитивной лингвистики особое внимание уделяется тексту как ключевому объекту вербальной составляющей человеческой мысли. Многообразие текстов с точки зрения стилистики и семантики создавало трудности с восприятием информации, в связи с чем и появилось понятие удобочитаемости текста, которое позволят облегчить чтение и усвоение отдельных текстов. В статье мы мы объяснили понятие удобочитаемости, определили основные полиграфические компоненты текста и рассмотрели индексы удобочитаемости, а также в целом значение данного понятия.

Ключевые слова

ИНДЕКС УДОБОЧИТАЕМОСТИ, ТЕКСТ, УДОБОЧИТАЕМОСТЬ

Текст научной работы

Читая разные тексты, мы понимаем, что каждый из них уникален по своей структуре, семантике, стилю и т.п., но существует еще одна категория текста, которая позволяет нам осознать насколько комфортно наше чтение. Не всегда написанная сложным языком книга оказывается некомфортна для чтения и, наоборот, не всегда написанное простым языком произведения удобно для чтения. Все дело в том, что каждый из текстов обладает индексом удобочитаемости, определенными параметрами, которые облегчают чтение или наоборот затрудняют. Удобочитаемость текста — это мера комфортабельности читаемого текста. Удобочитаемость текста зависит от полиграфических составляющих (тип шрифта, его размера, цвета и т.п.) и лингвистических (сложные синтаксические конструкции, незнакомая лексика и т.п.). Существуют исследования, которые подтверждают, что 8–9 кегель удобны для текстов, ориентированных на детей, а 10 кегель удобен для взрослых [2]. От удобочитаемости зависит очень многое: чем легче читать текст, тем легче его интерпретировать.

Полиграфические элементы, влияющие на удобочитаемость, можно условно разделить на несколько групп:

  1. Шрифт. Размер, цвет, тип, интервал между буквами, жирность.
  2. Цвет. Контрастность, цветопередача.
  3. Оформление. Длина строки, выравнивание, колонки, ширина полей.

Данные группы показывают, что с точки зрения полиграфии, удобочитаемость зависит от трех компонентов и их исполнения. Для того чтобы правильно оформить текст, необходимо проанализировать адресата, которому он предназначается. Но существуют и общие правила оформления печатного текста:

  1. Форма представление печатного текста. Необходимо изначально определить в каком виде будет представлен текст: электронном ли печатном. Исходя из этого, подобрать необходимый шрифт, например, если текст планируется представить в бумажном варианте, то используется шрифт с засечками.
  2. Адресат. От адресата зависит очень многое, раньше уже упоминалась, что оптимальный размер шрифта для детей и взрослых разный. Также необходимо обратить внимание на назначение текста, если это официальный документ, то не следует цвет шрифта делать ярким или разноцветным, или использовать шрифт, предназначенный для создания листовок, буклетов и т.п.
  3. Единый стиль. Для обеспечения удобочитаемости текста, не следует делать оформление чересчур пестрым, во всем должна просматриваться определенная логика, единство. Использование большого количества разных шрифтов, цвета, выделения и т.п., в разы снижает эффективность прочтения. Для создания удобного при чтении текста следует руководствоваться правилом единого стиля, которое позволит избежать отягощения текстового материала.

Каждый текст может быть подвергнут проверке на удобочитаемость. Проверка осуществляется как вручную, так и автоматизировано. Ручная проверка осуществляется путем пересказа и анализа прочитанного текста. Чем качественнее пересказ, чем точнее передана основная мысль, суть текста, тем удобочитаем текст.

Еще со времен древней Греции философы задавались вопросом об удобочитаемости текста. Аристотель в своих трудах говорил о том, что написанное должно быть легко читаемым и легко произносимым. В связи с этим возникла такая наука, как эвфония — учение о благозвучии художественной речи.

Условно существует два показателя оценки удобочитаемости. Первый показатель — это внешнее оформление (полиграфические элементы), если от текста не рябит в глазах, ничего не отвлекает, то текст признается удобочитаемым. Со вторым показателем все сложнее, т.к. в качестве этого показателя выступают лингвистические элементы текста. К лингвистическим элементам удобочитаемости относятся сложные синтаксические конструкции, незнакомые слова, термины, количество абстрактной лексики и повторяющихся слов, длина слов и предложений, наличие ограниченной лексики (жаргонизмы, диалектизмы, профессионализмы, арго) и т.д.

Для того, чтобы корректно оценить удобочитаемость текста с точки зрения лингвистики, необходимо обратиться к так называемым индексам удобочитаемости.

На сегодняшний день для проверки лингвистической удобочитаемости существует несколько индексов [1]:

  • Индекс Флеша. Учитывает среднюю длину слов и строк в тексте, используется преимущественно на экзаменах в школе или университете.
  • Индекс BBC для США. Учитывается количество символов в слове и в предложении. Имеет незначительные отличия от индекса Флеша, но применяется чаще в университетских оценках.
  • Автоматический индекс удобочитаемости. Учитывается количество знаков с пробелами, количество слов и предложений. Всего индекс имеет 14 уровней, последний из которых является самым сложным для прочтения и понимания.
  • Индекс Колмана — Лиау. Учитывается количество знаков и предложений на 100 слов. Данный индекс используется для оценки больших текстов, т.к. в данном случае не требуется детальный подсчет всех символов документе.
  • Простое измерение сложности текста. Учитывается подсчет предложение и количество «сложных» слов (больше трех букв) в предложении. Данный индекс не всегда является достоверным, особенно для небольших текстов (менее 30 предложений).
  • Формула Дейла — Челла. Данная формула проверяет наличие в тексте слов, не вызывающих сложности в восприятии для среднестатистического выпускника вуза США. Недостаток данного метода в том, что база слов с каждым годом растет и не всегда успевает вовремя пополняться.

Самым применяемым из всех индексов является индекс Флеша, т.к. данный индекс учитывает количество слогов, слов и предложений, не ориентируясь на поиск «сложных» слов [3].

Таким образом, удобочитаемость зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. При составлении текста всегда следует учитывать особенности адресата, его уровень образования, национальность, статус, культуру. В противном случае можно столкнуться с тем, что созданный текст не будет воспринят так, как планировалось изначально, либо может вызвать негативные последствия при его изучении, такие как нарушение системы знаний, игнорирование новой информации и подобное.

Читайте также

Список литературы

  1. Мизернов И.Ю., Гращенко Л. А. Анализ методов оценки сложности текста.// Новые информационные технологии в автоматизированных системах. 2015. №18, С.572–581
  2. Шрифты. Классификация шрифтов. URL: http: //www. fontov.net/shrifti–klassifikacia.
  3. Flesch R. A new readability yardstick// Journal of Applied Psychology. №32. 1948. С. 221—233

Цитировать

Трохова, А.В. Понятие удобочитаемости текста / А.В. Трохова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 86. — С. 137-140. — URL: https://novainfo.ru/article/15394 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться