Анализ волонтерской деятельности студентов колледжа

№87-1,

экономические науки

В статье рассмотрены понятие социальной активности студентов, волонтерской деятельности как основной формы социальной активности молодежи. Проведено исследование параметров и дифференциации характеристик социальной активности и волонтерской деятельности студентов профессиональной образовательной организации. Определены качества, необходимые студентам для участия в волонтерских движениях.

Похожие материалы

В современных экономических условиях популярность среди студентов профессиональных образовательных организаций набирает волонтерская деятельность как одна из форм социальной активности молодежи.

Под социальной активностью понимают самостоятельную готовность и инициативную деятельность студентов, в основе которой лежит ценностное отношение к достижению общественного блага, конструктивно преобразующую условия жизни как отдельных граждан, так и целой группы людей, формирующую социально значимые качества личности [1, с. 113].

К одной из наиболее распространенных форм социальной активности молодежи относится волонтерство, под которой понимается добровольная форма объединения для достижения общественно значимых целей, способствующая социальной активности и личностному росту его участников [2].

К принципам волонтерской деятельности относят добровольность, независимость, единство, универсальность, неординарность, заинтересованность, так как волонтерство предполагает работу, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.

Волонтерская деятельностьорганизационно-регулирующую, обеспечивающую разноуровневые связи профессиональной образовательной организации с социальной средой; технологическую, определяющую потенциал оперативного реагирования студентов СПО на решение социальных проблем; мотивационную, обусловленную основным предназначением добровольческой деятельности в форме безвозмездного труда; прогностическую, способствующую проектированию индивидуальных траекторий развития личности.

Поэтому к позитивным сторонам организации волонтерства среди студентов СПО следует отнести следующее: во-первых, студенты колледжа чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу; во-вторых, студенты работают с большей отдачей и более четкой мотивацией; в — третьих, студентам удается избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли.

С целью изучения параметров и дифференциации характеристик социальной активности и волонтерской деятельности студентов профессиональной образовательной организации было проведено исследование. В исследовании приняли участие 32 студентов с 1 по 4 курс специальностей «Социальная работа», «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Гостиничный сервис» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

В процессе исследования студентов попросили написать определения: «социальная активность молодежи» и «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества? необходимые студентам для участия в волонтерских движениях. Полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа.

Анкетирование, проведенное у студентов, сделать следующие выводы.

На вопрос «Что включает в себя понятие «социальная активность молодежи»?» 56% опрошенных (18 чел.) ответили, что участие в общественных (молодежных) организациях, проектах, акциях, мероприятиях; 16% (5 чел.) понимают как «включенность (участие) молодежи в общественную жизнь», 12% — как «активность молодежи в социальной сфере»; 9% понимают как «показатель заинтересованности молодежи в жизни общества», остальные 7% подразумевают «помощь нуждающимся (не защищенным слоям населения» (таблица 1).

Таблица 1. Результаты ответов на вопрос ««Что включает в себя понятие «социальная активность молодежи»?»

Ответ

Курс обучения

Всего

1

2

3

4

Включенность (участие) молодежи в общественную жизнь

1

2

1

1

5

Участие в общественных (молодежных) организациях, проектах, акциях, мероприятиях

2

9

4

3

18

Активность молодежи в социальной сфере

2

1

1

4

Показатель заинтересованности молодежи в жизни общества

1

1

1

3

Помощь нуждающимся (не защищенным слоям населения)

-

1

-

1

2

На вопрос «Что включает в себя понятие «волонтерская деятельность»?» 62,5% (20 чел.) ответили, что общественная деятельность; кроме того 50% (16 чел.) отметили, что понимают под волонтерской деятельностью возможность изменить жизнь к лучшему людей, которые меня окружают, и помощь пожилым людям; 47% ответили, что участие в субботниках по благоустройству территории (таблица 2).

Таблица 2. Результаты ответов на вопрос ««Что включает в себя понятие «волонтерская деятельность»?»

Ответ

Курс обучения

Всего

1

2

3

4

возможность изменить жизнь к лучшему людей, которые меня окружают

-

9

4

3

16

общественная деятельность

4

8

3

5

20

помощь находящимся на лечении в больницах и госпиталях

1

6

2

4

13

участие в субботниках по благоустройству территории

1

7

3

4

15

помощь пожилым людям

2

8

2

4

16

участие в донорстве

1

5

2

3

11

помощь инвалидам

2

6

2

4

14

участие в митингах, пикетах, демонстрациях, шествиях

1

5

1

3

10

При этом актуальность волонтерской деятельности отметили 94% опрошенных студентов.

Отвечая на вопрос «Какими качествами необходимо обладать студентам для участия в волонтерских движениях? (не более 3-х вариантов)» 69% (22 чел.) указали, что доброжелательность; 62,5% (20 чел.) — ответственность и 59% (19 чел.) — активность (таблица 3). В наименьшей степени студенты колледжа указали на такие качества как лидерские способности (указало всего 6%) и альтруизм (отметили всего 12,5% человек).

Таблица 3. Результаты ответов на вопрос «Какими качествами необходимо обладать студентам для участия в волонтерских движениях? (не более 3-х вариантов)»

Ответ

Курс обучения

Всего

1

2

3

4

доброжелательность

4

10

4

4

22

ответственность

2

10

5

3

20

общительность

1

7

3

-

11

альтруизм

-

2

-

2

4

активность

2

11

3

3

19

терпимость

-

5

1

1

7

искренность

1

5

2

-

8

лидерство

-

1

1

-

2

инициативность

4

4

2

2

12

креативность

1

2

1

1

5

самостоятельность

-

3

2

-

5

бескорыстие

2

4

2

3

11

При исследовании социальной активности студентами колледжа были выявлены следующие направления деятельности: 47% опрошенных студентов отметили хорошую и отличную учебу в колледж; 41% опрошенных студентов отметили свое активное участие в жизни группы или колледжа; 16% опрошенных студентов отметили свое активное участие в спорте; 9% опрошенных студентов отметили, что являются членами молодежной организации; 6% опрошенных студентов отметили, что занимаются научной работой.

На вопрос «Что для Вас значит волонтерство?» большинство студентов (75%) указали, что для них волонтерство заключается в возможности принести дому пользу людям; 19% студентов указали, что для них волонтерство заключается в участии в общественной жизни; 9% студентов указали, что для них волонтерство заключается в доброй воле человека проявить свою активность; 9% — как способ пробрести новых друзей.

При исследовании вопроса, приходилось ли студентам колледжа принимать участие в волонтерской деятельности, 47% опрошенных студентов ответили, что не приходилось принимать участие в волонтерской деятельности (так отметили студенты первого и второго курса), 47% опрошенных студентов ответили, что принимали участие в волонтерской деятельности раньше (студенты второго, третьего и преимущественно четвертого курса), 6% отметили, что время от времени участвуют в волонтерской деятельности.

В результате исследования было выявлено, что студенты колледжа знают такие волонтерские организации как Дом молодежи г. Архангельска, Красный крест, волонтерское движение «Снеговик», Волонтеры Победы, Sfera, Conservation volunteers, VSO и т.д.

Хотели бы заняться волонтерской деятельности в рамках оказания помощи бездомным людям, бродягам, инвалидам, пожилым лицам — 44% студентов; в рамках проводимых акций по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением — 22% опрошенных студентов; патриотической деятельностью — 25% студентов; поисковой работой хотело бы заняться 12,5% студентов колледжа; в рамках оказания помощи в больницах, госпиталях, интернатах — 12,5% студентов.

При исследовании вопроса «Что Вам препятствует участию в волонтерской деятельности» 56% студентов ответили, что мешает заниматься волонтерской деятельностью нехватка свободного времени, 12,5% — что не приглашали их для участия; 9% ответили, что нет материальной возможности для участия в волонтерской деятельности; 6% — отметили на отсутствие склонности к подобной работе и 3% ответили, что нет информации об организациях, которые занимаются волонтерской деятельностью.

56% опрошенных студентов колледжа ответили, что достаточно развито волонтерство в Архангельске, остальные 44% — что развита волонтерская деятельность слабо (в большей части так ответили выпускные курсы).

Таким образом, результаты подтверждают, что волонтерская деятельность является актуальной среди студентов среднего профессионального образования, при этом волонтеры должны обладать такими качествами как доброжелательность, ответственность и активность. В большинстве случаев студентов колледжа хотели бы заниматься помощью бездомным людям, бродягам, инвалидам, пожилым лицам. Сами студенты отмечают, что волонтерство для них в большей степени является как общественная деятельность, которая проявляется в первую очередь через хорошую учебу, активное участие в жизни группы и колледжа в целом.

Ассоциируется волонтерская деятельность среди студентов колледжа с возможностью принести дому пользу людям.

Студенты отметили, что в Архангельске в целом развито волонтерское движение. При этом им мешает принимать участие нехватка свободного времени. Кроме того прослеживается тенденция в социально активной деятельности студентов, которая проявляется в смещении с материальных интересов в сторону духовных (общественная деятельность, возможность принести пользу людям и т.п.).

Поэтому для ее развития волонтерской деятельности среди студентов СПО необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по повышению мотивации их участия. Для этого необходимо развивать сотрудничество, партнерство с другими организациями в области волонтерства.

Список литературы

  1. Азизова, Л.В. Сущность понятия «социальная активность» / Л.В. Азизова // Научный потенциал регионов на службу модернизации. – Астрахань: АИСИ, 2012. - № 1 (2). – 235 с.
  2. Чагин А. Е., Куимова М. В. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1327-1329. – URL https://moluch.ru/archive/90/19268/ (дата обращения: 14.06.2018).