Совершенствование работы органов местного самоуправления в сфере водоснабжения жилищного фонда

№87-1,

социологические науки

Водоснабжение является важным звеном в системе жилищно-коммунального хозяйства. Его состояние, уровень развития, во многом зависят от деятельности местных органов управления. В данной статье описываются проблемы в сфере водоснабжения и возможные пути их решения.

Похожие материалы

Введение

В условиях ужесточающийся между экономическими субъектами и территориями конкуренции за ресурсы, главным из которых является, по мнению современных экономистов, человеческий капитал, приоритетным фактором развития любой экономической системы становится такое комплексное понятие как качество окружающей среды, включающее в себя широкий спектр условий, создающих комфортную сферу обитания человека. Квалифицированный работник может многое дать в плане повышения конкурентоспособности предприятия на рынке, но, заслуженно получая за это высокие доходы, предъявляет все более строгие требования к условиям своего обитания и разнообразию предлагаемых ему благ, за которые имеет возможность и готов платить.

Крайне важным с этой точки зрения становится надежное функционирование жилищно-коммунального хозяйства — части хозяйственного комплекса, обеспечивающей совокупностью деятельности служб и организаций, а также технических средств содержание в надлежащем состоянии жилого фонда (жилищные услуги) и предоставление населению коммунальных услуг. По экономической логике в состав коммунальных услуг включают услуги, связанные с обеспечением жизнедеятельности человека в условиях современного города, оказываемые естественными монополиями. Это означает, что для организации предоставления подобных услуг требуются большие начальные вложения при относительно низких издержках подключения дополнительных клиентов, что приводит к снижению себестоимости предоставления услуг при росте их объема, а, значит, становится более выгодным оказывать подобные услуги вне конкурентного рынка. В то же время такие блага носят локальный характер, так как при удалении от источников ресурсов (топливно-энергетические станции, водозаборы, очистные сооружения), резко возрастает стоимость их транспортировки, что логически делает ответственным за их предоставление муниципальные власти. В состав коммунальных услуг исторически включают газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и водоотведение (канализация).

Особенности процесса предоставления таких услуг связаны с их большой социальной значимостью и необходимостью обеспечения бесперебойности их поставок. Для российских городов с суровым климатом эти особенности проявляются тем более наглядно: без любой из перечисленных услуг даже при сравнительно небольших перерывах в поставках нарушается не только нормальное функционирование экономической системы, но и возникает угроза физическому существованию человека.

Конечно, при современном понимании важности отлаженной работы жилищно-коммунального комплекса и наличии в его рамках технологических и экономических механизмов страховки основных служб и систем вопрос так остро не стоит, но нельзя не отметить тот факт, что совершенствование процесса предоставления коммунальных услуг, которое может выражаться как в снижении стоимости, так и в улучшении параметров их качества, является значимым конкурентным фактором для каждого муниципалитета, что делает актуальность выбранной темы высокой.

Предметом работы является процесс оказания услуг по горячему и холодному водоснабжению, а объектом исследования — жилищно-коммунальный комплекс города Рязани в части водоснабжения.

Цель работы заключается в поиске путей совершенствования деятельности муниципальных властей в сфере организации горячего и холодного водоснабжения. Для этого предполагается решить задачи описания действующих принципов организации процесса их предоставления на муниципальном уровне и разработки комплекса предложений по улучшению отдельных элементов этого процесса.

Состояние и нормативно-правовая база процесса предоставления услуг по водоснабжению в городе Рязани

Государственное управление в области водоснабжения и водоотведения представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих органов по обеспечению рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Согласно федеральному закону № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

  • охраны здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
  • повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;
  • снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
  • обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение;
  • обеспечения развития централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение и водоотведение. В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по водоснабжению и водоотведению находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Поскольку Конституция является основным законом Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Пункт «К» ст. 72 Конституции России относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов, то есть Российская Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты принимают законодательные акты, регулирующие порядок их реализации. Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства России № 167 от 12.02.1999 года. Они регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Данные правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года. Нормативно-правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения базируется на следующих основных документах:

  • Конституция России — декларирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
  • федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения;
  • федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» — регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • федеральный закон № 74-ФЗ от 12.04.2006 года («Водный Кодекс») — регулирует забор и сброс сточных вод в водный объект;
  • федеральный закон № 51-ФЗ от 21.10.1994 года («Гражданский Кодекс») — устанавливает положения к договору об энергоснабжении, которые применяются к договору водоснабжения, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг;
  • федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004 года («Жилищный кодекс») — регулирует вопросы пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (к которому в том числе относится система водоснабжения и канализации многоквартирного дома);
  • федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — регулирует требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
  • федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» — устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  • федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» — является техническим регламентом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к таким объектам технического регулирования, как вода, содержит правила и методы отбора образцов, исследований и другую информацию;
  • федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • Постановление Правительства России № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» — утверждает Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию;
  • Постановление Правительства России № 406 от 13.05.2013 года «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» — утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения. Это только малая часть всей нормативно-правовой базы, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Помимо этого, существуют СНиПы, СаНПиНы, СП и другие нормативы, регламентирующие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
Региональное законодательство

Еще более проблематична регламентация деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на местном уровне. Учитывая дальнейшее развитие системы местного самоуправления, необходимо выработать соответствующее направление совершенствования механизма нормативно-правового регулирования с учетом специфики отдельных территорий.

Нормативно правовые акты, установленные на территории Рязанской области в сфере водоснабжения:

  • Постановление от 17 декабря 2015 года N 332 « Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведение для потребителей гарантирующей организации МП "Водоканал города Рязани"»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг";
  • Постановление главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 31.05.2013 2013 г. N 68 "Об утверждении расчетных параметров для определения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях на территории Рязанской области";
  • Постановление Правительства Рязанской области от 02.07.2008 N 121 "Об утверждении положения о главном управлении "Региональная энергетическая комиссия".

Анализ текущих проблем функционирования жилищно-коммунального комплекса города Рязани в сфере водоснабжения

Эффективность деятельности местных органов самоуправления в данном направлении можно объективно оценить по результатам работы муниципального предприятия «Водоканал».

«Водоканал» — это одно из крупнейших предприятий города. Существующие мощности сооружений позволяют обеспечить потребности населения и предприятий Рязани в водоснабжении и водоотведении. Сегодня Рязань активно развивается: строятся новые жилые районы, торговые центры, промышленные предприятия. Все эти изменения в жизни города требуют строительства новых и замены существующих, крайне изношенных сетей. Для улучшения качества воды необходимо развивать артезианское водоснабжение: бурить артезианские скважины, строить станции обезжелезивания, проводить комплексную замену существующего оборудования на водопроводных и канализационных насосных станциях.

Оптимизация имеющихся ресурсов и одновременный поиск наиболее эффективных и экономичных во всех отношениях технологий — это задача современно мыслящих руководителей и коллектива предприятия численностью более 1,5 тыс. человек.

На предприятии большое внимание уделяется улучшению условий труда и быта работников. Активно действует первичная профсоюзная организация под председательством Ивановой Людмилы Васильевны.

Хорошие условия труда и быта работников складывают из себя социальный капитал, который очень важен для роста экономики. Если люди доверительно относятся друг к другу в коллективе, вместе решают все создавшиеся проблемы, то и государство идет на встречу и помогает финансово воздействовать на условия существования данного предприятия.

Отдельно стоит отметить не только прекрасные рабочие условия труда на предприятии, но и активное взаимодействие с потребителями, благодаря чему активно развивается интернет-портал, для предоставления услуг удаленно.

МП Водоканал города Рязани предлагает всем пользователям и потребителям воспользоваться онлайн ресурсом компании и выполнить передачу документов посредством интернета, без очередей и лишней траты времени.

Таким образом, официальный сайт МП Водоканал Рязань позволяет упростить процедуру передачи и получения документов. Бумажные носители постепенно уходят в прошлое.

К причине неудовлетворительных технологических показателей МП «Водоканал» следует отнести уязвимое звено в водоснабжение — водопроводную сеть. Из общего количества проб, отобранных из водопроводной сети, 1,8% не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и 1,55% — по микробиологическим показателям. Общий износ сетей водопровода составляет 68%. Из 207 километров стальных труб 137 километров полностью изношены.

Износ водопроводных сетей составляет 74%, более 50% — нуждаются в модернизации, 14 из 25 КНС нуждаются в реконструкции, уровень потерь воды-28%.

Для улучшения показателей работы была разработана инвестиционная программа под названием «Строительство, модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения города Рязани».

Инвестиционной программой предусмотрена реализация 32 проектов по реконструкции, модернизации и новому строительству объектов и сетей водоснабжения и водоотведения. Это строительство станций обезжелезивания, бурение артезианских скважин, модернизация очистных сооружений водоподготовки, строительство сетей водопровода и канализации, внедрение автоматизированных и дистанционных систем управления производственными процессами. Затраты на выполнение мероприятий составляют порядка четырех миллиардов рублей, из них 29 миллионов рублей — это надбавка к тарифам. Реализация программы позволит решить задачи по оздоровлению водопроводно-канализационного хозяйства города; снижению степени износа сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения с 66% до 40%, а также потерь воды на 2% [10].

Результатами от реализации данной программы должны являться:

  • уменьшение потерь холодной воды на 2% за счет снижения аварийности на водопроводных сетях и непроизводственного расхода воды;
  • повышение надежности (бесперебойности) оказываемых услуг;
  • повышение эффективности деятельности предприятия за счет снижения эксплуатационных затрат;
  • повышение качества представляемых услуг;
  • улучшение экологической ситуации в городе Рязани.
Инвестиционная программа МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ВОДОКАНАЛ ГОРОДА РЯЗАНИ" В СФЕРЕ ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ НА ПЕРИОД С 01.01.2017 ПО 31.12.2019

Основными критериями для разработки данной программы являются:

  1. Степень износа уже имеющихся сетей и объектов систем коммунального водоснабжения и водоотведения.
  2. Требования по обеспечению новых районов застройки системами холодного водоснабжения и водоотведения.

В инвестиционную программу включены мероприятия по обеспечению подключения строящихся (модернизируемых) объектов капитального строительства.

  1. Проектирование и строительство водовода Д-400 мм от Соколовской ОВС до Куйбышевского шоссе, 45, стр. 1.

Водовод Д-400 мм от Соколовской ОВС до Куйбышевского шоссе д. 45, стр. 1 из стальных труб введен в эксплуатацию в 1975 году срок эксплуатации более 40 лет. Учитывая сверхнормативный срок службы трубопровода более 40 лет, необходимо разработать проектно-сметную документацию и построить новый водовод с камерами переключения и запорно-регулирующей арматурой.

Необходимость реализации проекта связана с увеличением надежности подачи воды в Октябрьский район и увеличением пропускной способности сети.

  1. Проектирование и строительство водовода Д-700 мм от Борковской ОВС до проезда Шабулина (территория СМУ-41).
  2. Проектирование и строительство водовода Д-600 мм от Павловской ОВС до поста ГАИ на Михайловское шоссе.
  3. Проектирование и строительство водовода Д-300 мм от Соколовской ОВС до пр. Яблочкова.
  4. Модернизация водовода Д-1000 мм от Борковской ОВС до Первомайского проспекта.

Реализация проекта связана с необходимостью обеспечения мощности и надежности систем и сооружений для водоснабжения Советского и Железнодорожного районов и увеличением пропускной способности сети.

Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит изменить показатель надежности систем водоснабжения с 0,66 ед./км сети по итогам 2015 года до 0,64 ед./км сети

Финансовый анализ МП «Водоканал»

Аудиторской компанией был проведен сравнительный анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах Муниципального предприятия «Водоканал города Рязани» за 2017 год, содержащихся в базе данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (далее — Росстат).

Основным видом деятельности «Водоканала» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд. В ходе анализа сравнивались ключевые финансовые показатели организации со средними (медианными) значениями данных показателей конкретной отрасли (вида деятельности) и всех отраслей Российской Федерации. Среднеотраслевые и среднероссийские значения показателей рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год, представленной Росстатом. При расчете среднеотраслевых данных учитывались организации, величина активов которых составляет более 10 тыс. рублей и выручка за год превышает 100 тыс. рублей. Из расчета также исключались организации, отчетность которых имела существенные арифметические отклонения от правил составления бухгалтерской отчетности. При сравнении использованы среднеотраслевые показатели организаций сопоставимого масштаба деятельности — средние предприятия (выручка от 800 млн., до 2 млрд., рублей в год). По результатам сравнения каждого из девяти ключевых показателей с медианным значением был сделан обобщенный вывод о качестве финансового состояния Организации.

В результате анализа ключевых финансовых показателей Организации было установлено следующее. Финансовое состояние МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОДОКАНАЛ ГОРОДА РЯЗАНИ" на 31.12.2017 хуже финансового состояния половины всех средних предприятий, занимающихся видом деятельности распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

Таблица 1. Сравнительная таблица

Показатель

Сравнение показателей

С отраслевыми

С общероссийскими

Финансовая устойчивость

Коэффициент финансовой независимости

0.7>0.6

0.7>0.1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0.7<-0.02

-0.7<-0.04

Коэффициент покрытия инвестиций

0.7

0.7>0.3

Платежеспособность

Коэффициент текущей ликвидности.

Коэффициент быстрой ликвидности

0.6<1.1

0.5<1

0.6<1.2

0.5<1.3

Вывод

Уже можно сделать следующие выводы, свидетельствующие об упущениях и недостатках в деятельности администрации Рязани, в ведении, которого находится данное предприятие:

  1. На местном уровне отсутствует должная работа по обеспечению нормального взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг, в результате чего возникает бесконтрольность в вопросе своевременных расчетов за потребленную воду. При администрации района нет службы, контролирующей вопросы дебиторской и кредиторской задолженности и, соответственно, не принимается действенных мер по их сокращению.
  2. Постоянно имея информацию о большой задолженности населения за коммунальные услуги, в том числе и по водоснабжению, администрация муниципального района не принимает мер по исправлению создавшейся ситуации, тем самым не побуждает неплательщиков к погашению задолженности, а также не представляет управляющим компаниям возможности оперативно воздействовать на неплательщиков из-за отсутствия нормативно-правовых актов законодательных органов.
  3. Администрация Рязани не имеет в своем составе службы технического надзора за работой водоснабжающих предприятий, соответственно не обеспечивается должный контроль за состоянием технологического оборудования, инженерных сетей.
  4. Органами местного управления не установлены технико-экономические показатели для определения эффективности деятельности муниципальных предприятий с целью их материальной заинтересованности, в результате чего отсутствует надлежащий контроль со стороны администрации Рязани за использованием фонда материального поощрения. Последний заложен в тарифы на услуги водоснабжения и оплачивается населением, а используется независимо от результатов экономии предприятия. Ежемесячно персонал премируется, а убытки не сокращаются. При этом необходимо отметить, что фонд материального поощрения достаточно высок.
  5. Органами местного самоуправления не ведется анализ применяемых на предприятии тарифных ставок оплаты труда, их соответствия требованиям квалификационного справочника. Процесс устанавливаемых в штатном расписании должностных окладов и тарифных разрядов (соответственно тарифных ставок) находится в ведении руководителя предприятия, должного контроля со стороны администрации города не осуществляется.
  6. На сегодня администрация Рязани имеет только одно мероприятие в виде инвестиционной программы по улучшению системы водоснабжения, отсутствует стратегический план развития, перехода на новые технологии с целью повышения качества услуг и снижения их себестоимости.

Целенаправленной работы в данном направлении не ведется, одной из причин этого является, как отмечено выше, отсутствие в структуре администрации службы технического надзора и соответственно высококвалифицированных специалистов в области водоснабжения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что деятельность органов местного управления по организации, содержанию и развитию муниципального предприятия водоснабжения достаточно не совершена. Органам местного самоуправления следует уделить больше внимание на технологический контроль за состояние технического оборудования и инженерных сетей, усилить контроль за тарифными ставками, разработать большее количество программ для улучшения водоснабжения.

Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые напрямую зависят как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.

Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.

На сегодняшний день в водоснабжении существует масса серьезных проблем, среди которых такие, как износ фондов, кадровый вопрос, отсутствие стратегии развития отрасли.

С этим связана высокая аварийность, нарушение правил оказания коммунальных услуг, большие непроизводительные потери и, как следствие, убыточная работа предприятия и неудовлетворенность потребителей качеством услуг.

Решение перечисленных проблем входит в круг задач органов местного самоуправления, которые обозначены действующим законодательством, определяющим полномочия органов местного самоуправления.

От того насколько эффективно реализуется эти полномочия зависит состояние водоснабжения. Важно определить пути совершенствования деятельности местных органов самоуправления в направлении повышения уровня развития водоснабжения, ее эффективности.

Заключение

Водоснабжение является важным звеном в системе жилищно-коммунального хозяйства. Его состояние, уровень развития, во многом зависят от деятельности местных органов управления [7].

Нормативно-правовых документов, регламентирующих ответственность ресурсоснабжающих организаций и потребителей воды, на уровне органов местного управления на сегодня не принято, заданий по экономии энергоресурсов не доводится ни поставщикам, не потребителям энергоресурсов.

Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.

Обозначенные в предыдущей главе проблемы водоснабжения являются, прежде всего, упущениями в работе местных органов управления, деятельность которых в этой области далека от совершенства. Местными органами управления недостаточно внимания уделяется вопросам организации, содержания и развития муниципального предприятия водоснабжения, внедрению тепловых технологий, мониторингу технического состояния оборудования и тепловых сетей, подготовке квалифицированных кадров, контроль за соблюдением гидравлических и тепловых режимов, а также вопросом энергосбережения и экономической эффективности деятельности предприятия водоснабжения в целом.

Проблемы муниципального предприятия водоснабжения являются одновременно оценкой деятельности местных органов управления и пути решения существующих проблем должны намечаться совместно, и прежде всего на уровне местных органов управления.

Список литературы

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство Рязанской области : стат. сб. / Федер. Служба гос. стат. (Росстат), Территор. орган Федер. службы гос. стат. по Ряз. обл. (Рязаньстат). – Рязань : [б. и.], 2015 (Рязаньстат). – 167, [1] с.
  2. Кузнецова Г. Г. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект общественного управления / Г. Г. Кузнецова, Е. Ю. Федотовская // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2012. – № 8. – С. 85-88.;
  3. [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru
  4. Устинова А. В. ЖКХ. Права потребителей в сфере коммунального хозяйства; Проспект - Москва, 2013. - 392 c.
  5. Консультант Плюс. Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ (последняя редакция)
  6. Шибиченко Г. И. Государственное и муниципальное регулирование функционирования предприятий ЖКХ // Гос. и муниципальное упр. в XXI веке: теория, методология, практика. – 2015. – № 19. – С. 81-85.;
  7. Шайдулина Е. М. О некоторых формах взаимодействия органов местного самоуправления и управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Сиб. юрид. вестн. - 2012. - № 2. - С. 55-61
  8. Мартынова А.А. Основные методы управления системой жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2012. — № 7. — С. 103-107; 9.[Электронный ресурс]. - URL: http://www.moluch.ru
  9. Павленков М.Н. Опыт реализации процессного подхода в организациях жилищно-коммунального хозяйства / М.Н. Павленков, Н.К. Кемайкин // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер.: Экономика. - 2014. - № 3(27). - С. 54-65;
  10. [Электронный ресурс]. - URL: http://journals.tsu.ru;
  11. Сайт компании водоканал http://www.vodokanalryazan.ru;
  12. Интернет ресурс. Сайт компании «Буровой инструмент. Статья: «Вода это -жизнь. Вода -это богатство. Вода- это деньги»
  13. Симионов Ю.Ф. «Жилищно-коммунальное хозяйство» 2010г
  14. Газета «Родной город» Выпуск от 2016 года.
  15. Комиссарова А. О. Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 384-386. — URL https://moluch.ru