Должностное лицо как субъект злоупотребления должностным полномочием

№88-1,

юридические науки

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия должностного лица, как субъекта злоупотребления должностными полномочиями. Проанализированы характерные особенности способа толкования в зависимости от применения термина в определенном нормативно- правовом акте. Определен ряд признаков, четко характеризующих данное понятие. Представлено понятие, четко указанное в законе. В проведенном исследовании автор ссылается на мнение российских ученых и судебную практику в вопросе о принадлежности того или иного признака к понятию должностного лица.

Похожие материалы

Субъект злоупотребления должностными полномочиями — физическое лицо, которое обладает вменяемостью, достигло возраста уголовной ответственности, кроме того имеет иные дополнительные юридические признаки, предусмотренные в уголовном законе.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями являются должностные лица. К таковым относятся лица, занимающие должности, в том числе и высшие, в государственном аппарате, в органах местного самоуправления. Как справедливо отмечено А.В. Бриллиантовым, «эти должности предоставляют им достаточно широкие полномочия в сфере управления жизнедеятельностью общества и государства; от деятельности должностных лиц во многом зависит внутриполитическая атмосфера в государстве, социальная и экономическая ситуация».

Необходимо отметить, что в 30 главе Уголовного Кодекса РФ четко определенно, что субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, в отличие от некоторых других составов преступлений. Например, за дачу взятки уголовной ответственности может подлежать любое лицо (общий субъект), за присвоение должностных полномочий или служебный подлог — государственный служащий, либо служащий органов местного самоуправления, который не является должностным лицом.

Следовательно, правильное определение понятия должностного лица имеет решающее значение для практики.

В теории определению понятия «должностное лицо» посвящено достаточно много исследований.

Можно сказать, что понятие должностного лица достаточно определенно, изложено в самом законе, однако толкование его признаков и отдельных критериев дается в юридической литературе и на практике не всегда однозначно. При этом необходимо отметить, что трудности еще заключаются в том, что каждый из признаков, указанных в законе, требует своего комментирования не только с позиций уголовного закона, но и других многочисленных законов и подзаконных актов, регулирующих правовое положение субъектов с признаками должностного лица. Так в Кодексе РФ об административных правонарушениях отмечается более точное толкование должностного лица, несущего административную ответственность в зависимости от осуществления той или иной деятельности или функций. Например, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и т.д.

Ввиду отсутствия в законодательстве РФ института аналогии в настоящее время деяния признаются преступными или не приступными, в зависимости от того, совершено оно должностным лицом или лицом не являющимся должностным. Отнесение того или иного субъекта к числу должностных лиц иногда резко меняет общественную опасность преступления и его квалификацию.

Таким образом, к числу признаков должностного лица можно отнести следующее:

  • физическое лицо,
  • вменяемое лицо,
  • лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста,
  • лицо, обладающее специальными признаками, указанными в примечании к ст. 285 УК РФ.

Среди названных признаков должностного лица дискуссионным является возрастной признак. А .Я. Светлов указывает, что судебной практике известны случаи осуждения за должностные преступления лиц, не достигших совершеннолетия. Однако, по мнению автора, неправильно относить к числу должностных лиц несовершеннолетних, поскольку помимо занятия какой- либо должности, оно должно обладать определенными знаниями, жизненным опытом, соответствующим образованием. Думается, что выделенные А.Я. Светловым положения — искусственно созданная проблема. Если по каждой категории преступлений в УК РФ будет предусматриваться «свой» возраст, то это приведет к очередным спорам в науке и трудностям на практике. Не видим ничего возмутительного в том, что законодатель не выделил возраст лица, по достижении которого оно может быть привлечено к ответственности за должностные преступления.

Понятие должностного лица в уголовно-правовом смысле содержится в ч. 1 примечания к ст. 285 УК РФ. Под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно- распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Необходимо отметить, что в силу прямого указания в законе примечание к ст. 285 УК РФ, определяющее понятие «должностное лицо», распространяет свое действие только на преступления главы 30 УК РФ, Совершенно справедливо указанное положение критикуется в уголовно-правовой литературе, поскольку в уголовном законодательстве и за пределами этой главы есть ряд специальных норм, предусматривающих ответственность за те или иные виды преступлений, субъектами которых могут быть должностные лица, например, статьи 169,170 УК РФ.

Список литературы

  1. Бриллиантов А.В. К вопросу о понятии должностного лица// Российский следователь. 2001., № 6. С. 28.
  2. Зикеев В.А. О некоторых вопросах отграничения воспрепятствования законной предпринимательской деятельности от должностного злоупотребления и превышения // Конституция России: глобальное, национальное, региональное: международная научно-практическая конференция (2013, Волгоград). - Волгоград: Изд-во Волгогр. фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. С. 288-291.
  3. Герман Т.В. Мотивы совершения преступлений путем злоупотребления должностными полномочиями // Проблемы современной юриспруденции. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 37-38.
  4. Изосимов С.В., Стравинскас С.В. Конструирование объективных и субъективных признаков составов злоупотребления и превышения должностных полномочий (ст. 285, 286 УК РФ) // Юридическая техника. 2013. № 7-2. С. 271-281.