Особенности разделения властей в федеративных государствах

NovaInfo 93, с.104-109, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Принцип разделения властей является общим для любого правового государства, независимо от формы его устройства: унитарного или федеративного. Однако в федеративном государстве принцип разделения властей имеет свои отличительные черты. В работе рассматриваются особенности разделения властей в федеративных государствах.

Ключевые слова

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА, ПОЛНОМОЧИЯ, РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Текст научной работы

Разделение властей является важнейшей чертой общества. Эта идея более 3000 лет, но, несмотря на это, она остается актуальной в наше время. Эта теория обеспечивает функционирование правового режима и включает разделение власти в государстве на три отрасли: законодательную, исполнительную и судебную. Это различие выражается во взаимном контроле в системе сдержек и противовесов и направлено на устранение препятствий на все виды злоупотребления властью. Правовое право не может функционировать без этого принципа, поскольку это способ его организации; в то же время верховенство закона является условием, а также основой для эффективного разделения властей. Разделение властей является важной характерной основой для развития права, поскольку оно является предпосылкой для организации и функционирования государства и верховенства закона. Существование законности и развитого законодательства невозможно представить без разделения властей. Распределение власти между различными государственными органами (структурами) должно быть организовано таким образом, чтобы оно не принадлежало ни одному из них в полном объеме, и это должно быть препятствием для возникновения и / или развития в состоянии неограниченной власти, не связанной к закону и конституционным принципам.

Рассмотрим более подробно особенности разделения властей в федеративных государствах.

Первая особенность связана с тем, что федеральная организация государства предполагает федеральную структуру государственной власти. При таком расположении государственная власть осуществляется через федеральные государственные органы и государственные органы субъектов федерации. Это является основой любого федеративного государства. [2]

Многие статьи Конституции Российской Федерации свидетельствуют о двойственном характере государственной власти в Российской Федерации. В то же время, анализируя положения этих статей, некоторые авторы говорят о государственной власти субъектов Федерации как независимой от государственной власти Федерации в целом. Это можно объяснить тем, что субъекты Российской Федерации являются государствами или государственными структурами, которые, следовательно, осуществляют свою собственную государственную власть. В то же время в литературе даже отмечается, что «субъекты всегда имеют государственную автономию». Однако у них нет суверенитета, что следует из ст. 3 Конституции Российской Федерации, следовательно, они не могут иметь независимую государственную власть.

Государственная власть в Российской Федерации — единая, единственным источником которой является многонациональный народ. В этой связи государственная власть субъектов Российской Федерации является частью единой системы государственной власти, осуществляемой руководящими органами субъектов Российской Федерации.

Поскольку мы говорим о государственной власти в Российской Федерации, принцип разделения властей применяется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Конституционный суд четко определил по этому поводу: «Разделение полномочий закреплено в Конституции Российской Федерации как одна из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах». Однако это не означает, что разделение полномочий должно быть однородным на обоих уровнях. Принцип разделения властей должен осуществляться в основном на федеральном уровне. На уровне субъектов Федерации допускаются некоторые отклонения с учетом традиций, исторических и других особенностей федерального строя России. [1]

Таким образом, для обеспечения подлинной демократии в федеративном государстве принцип разделения властей должен быть основой для формирования не только федеральных органов государственной власти, но и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Более того, оказывает определенное влияние на организацию местного самоуправления.

Вторая особенность принципа разделения властей в федеративном государстве связана с тем, что субъекты федерации являются неотъемлемыми частями целостного суверенного государства. Поэтому вполне естественно, что конституции многих федеративных государств содержат определенные положения, регулирующие основы организации государственной власти в субъектах федерации. Очень важно, чтобы эти правила не ущемляли субъектов федерации и в разумных пределах ограничивали их независимость.

Субъекты федерации в вопросах организации своей системы органов государственной власти ставятся Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе федеральными законами в определенных пределах, которые, однако, не являются статическими и в зависимости от ситуации они могут расширить или договориться. В настоящий момент происходит процесс их сужения, и главное, что этот процесс должен контролироваться, а не обходить интересы регионов. [4]

Следующая особенность реализации принципа разделения властей в федеральном государстве напрямую связана с предыдущим. Принимая во внимание тот факт, что основы организации системы государственных органов субъектов федерации закладываются федерацией, возникает вопрос: должны ли субъекты, строя их собственную систему государственных органов, придерживаться федеральной схемы организации государственной власти?

Если мы посмотрим на опыт зарубежных стран, можно отметить, что в принципе всегда существует соответствие между конкретным типом правительства в центре и уровнем субъектов федерации.

Что касается Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая случаи проверки конституционности некоторых положений основных законов субъектов Российской Федерации, положений Конституции Российской Федерации, в ряде своих решений, основанный на конституционном принципе единства государственной власти, требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы отношений между законодательной и исполнительной властью, прежде всего, с соблюдением принципа разделения властей.

Степень соответствия региональной организации федерального правительства определяется нормами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и во многом зависит от позиции федерального законодателя в поднятом вопросе.

Четвертая особенность связана с полной реализацией принципа разделения властей на уровне субъектов федерации. Учитывая, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей пронизывает не только федеральный уровень организации государственной власти, но и лежит в основе организации государственной власти на уровне субъектов федерации, принципа разделения властей по субъектам федерации следует выражать, прежде всего, в существовании ее законодательных, исполнительных и судебных органов.

Все три ветви власти обеспечивают единство функционирования всего государства, а не вытесняют, не заменяя друг друга. Конкретная реализация этого принципа разделения властей зависит, в свою очередь, от взаимодействия многочисленных факторов, в том числе исторических особенностей, уровня социально-экономического развития и национального состава населения. В частности, стоит рассмотреть механизм разделения властей на примере государств с различными формами правления.

Если не может быть никаких вопросов относительно наличия законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, то во всех федеративных государствах, в том числе в Российской Федерации, в отношении судебных органов есть два варианта. Либо субъекты имеют свою собственную судебную систему наряду с федеральной (Канада, США), либо, как это было в большинстве федеральных государств, существует единая судебная система, и суды, действующие в субъектах федерации, принадлежат ей. [3]

Российская Федерация в этом случае относится ко второй категории федеративных государств. Согласно ст. 3, 4 Федерального конституционного закона от 3l декабря l996 г. № l-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в Российской Федерации существует единая судебная система, представленная федеральными судами, а также конституционными судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Особенность Российской Федерации заключается в следующем.

Действующие мировые судьи, упомянутые Федеральным конституционным законом применительно к судам субъектов Российской Федерации, с точки зрения содержания деятельности и применимого права, не отличаются от федеральных судов. Только их организация и финансирование зависят от субъектов, которые, на наш взгляд, недостаточны для их признания судебными органами субъектов Российской Федерации. Фактически, они не играют никакой роли в реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации. Что касается конституционных судов субъектов Российской Федерации, то они создаются по решению самих субъектов. Их ключевая задача — оценить, являются ли конституция, устав субъекта Российской Федерации законами и другими нормативными правовыми актами субъекта.

Таким образом, являясь частью единой судебной системы Российской Федерации, конституционные суды субъектов Российской Федерации могут быть охарактеризованы как судебные органы субъектов Российской Федерации и как таковые призваны играть важную роль в реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации. Но, несмотря на это, они неохотно создаются субъектами РФ. Поэтому в литературе применительно к субъектам РФ все чаще используется понятие «усеченный» вариант принципа разделения властей.

В связи с этим все чаще высказывается мнение, что конституционные (уставные суды) могут и должны создаваться, несмотря на то, что есть фор- мула закона «могут создаваться». Считаю, что федеральный законодатель должен к нему прислушаться.

Последнее из вышеупомянутых особенностей связано с тем, что в федеративных государствах наряду с разделением полномочий по горизонтали происходит разделение полномочий по вертикали, т. е. «разграничение предметов ведения и полномочий государственной власти между центральной властью и регионами».

Россия является законным, федеративным государством. Одной из важных составляющих правового государства является разделение полномочий на законодательную, исполнительную и судебную, федеральную структуру страны — вертикальное разделение полномочий с разделением полномочий между органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации и других форм взаимодействия.

В настоящее время Россия продолжает выполнять основные принципы принципа разделения властей, связанные с непрерывным развитием федеративных отношений, необходимых для поддержания стабильности в обществе и государстве.

Проанализировав особенности реализации принципа разделения властей в федеративном государстве, можно сделать следующие выводы:

  1. осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации не должно нарушать целостность государственной власти;
  2. при ограничении независимости субъектов Федерации в вопросах построения собственной системы государственных органов необходимо учитывать, что каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальность, компоненты которой развивались веками. Установление более жестких ограничений не должно их затрагивать или должно производиться с их учетом;
  3. дальнейшее укрепление вертикали власти может отрицательно сказаться на реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации и в конечном итоге привести к сбоям в работе всей системы государственных органов субъектов Федерации;
  4. в целях обеспечения равенства субъектов Российской Федерации необходимо объединение в деле формирования конституционных судов субъектов Российской Федерации. Укрепление обязательства по их созданию способствовало бы полному осуществлению на уровне субъектов Российской Федерации принципа разделения полномочий и ввело бы в действие необходимую систему сдержек и противовесов;
  5. в связи с чрезмерной централизацией федерального правительства, возникшего в Российской Федерации, необходимо применять принцип субсидиарности.

Читайте также

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Электронный ресурс «Консультант +». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Комарова, В.В. Конституционная законность в реализации принципа разделения властей на примере Российской Федерации / В.В. Комарова. - М.: Проспект, 2013. - 200 c.
  3. Лебедев, В. А. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в теории и практике государственного строительства. Монография / В.А. Лебедев. - М.: Проспект, 2015. - 288 c.
  4. Пирова Р.Н. Доктрина разделения властей: история и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 278-280.

Цитировать

Кашкарова, О.В. Особенности разделения властей в федеративных государствах / О.В. Кашкарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 93. — С. 104-109. — URL: https://novainfo.ru/article/15938 (дата обращения: 27.01.2023).

Поделиться