Разделение властей является важнейшей чертой общества. Эта идея более 3000 лет, но, несмотря на это, она остается актуальной в наше время. Эта теория обеспечивает функционирование правового режима и включает разделение власти в государстве на три отрасли: законодательную, исполнительную и судебную. Это различие выражается во взаимном контроле в системе сдержек и противовесов и направлено на устранение препятствий на все виды злоупотребления властью. Правовое право не может функционировать без этого принципа, поскольку это способ его организации; в то же время верховенство закона является условием, а также основой для эффективного разделения властей. Разделение властей является важной характерной основой для развития права, поскольку оно является предпосылкой для организации и функционирования государства и верховенства закона. Существование законности и развитого законодательства невозможно представить без разделения властей. Распределение власти между различными государственными органами (структурами) должно быть организовано таким образом, чтобы оно не принадлежало ни одному из них в полном объеме, и это должно быть препятствием для возникновения и / или развития в состоянии неограниченной власти, не связанной к закону и конституционным принципам.
Рассмотрим более подробно особенности разделения властей в федеративных государствах.
Первая особенность связана с тем, что федеральная организация государства предполагает федеральную структуру государственной власти. При таком расположении государственная власть осуществляется через федеральные государственные органы и государственные органы субъектов федерации. Это является основой любого федеративного государства. [2]
Многие статьи Конституции Российской Федерации свидетельствуют о двойственном характере государственной власти в Российской Федерации. В то же время, анализируя положения этих статей, некоторые авторы говорят о государственной власти субъектов Федерации как независимой от государственной власти Федерации в целом. Это можно объяснить тем, что субъекты Российской Федерации являются государствами или государственными структурами, которые, следовательно, осуществляют свою собственную государственную власть. В то же время в литературе даже отмечается, что «субъекты всегда имеют государственную автономию». Однако у них нет суверенитета, что следует из ст. 3 Конституции Российской Федерации, следовательно, они не могут иметь независимую государственную власть.
Государственная власть в Российской Федерации — единая, единственным источником которой является многонациональный народ. В этой связи государственная власть субъектов Российской Федерации является частью единой системы государственной власти, осуществляемой руководящими органами субъектов Российской Федерации.
Поскольку мы говорим о государственной власти в Российской Федерации, принцип разделения властей применяется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Конституционный суд четко определил по этому поводу: «Разделение полномочий закреплено в Конституции Российской Федерации как одна из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах». Однако это не означает, что разделение полномочий должно быть однородным на обоих уровнях. Принцип разделения властей должен осуществляться в основном на федеральном уровне. На уровне субъектов Федерации допускаются некоторые отклонения с учетом традиций, исторических и других особенностей федерального строя России. [1]
Таким образом, для обеспечения подлинной демократии в федеративном государстве принцип разделения властей должен быть основой для формирования не только федеральных органов государственной власти, но и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Более того, оказывает определенное влияние на организацию местного самоуправления.
Вторая особенность принципа разделения властей в федеративном государстве связана с тем, что субъекты федерации являются неотъемлемыми частями целостного суверенного государства. Поэтому вполне естественно, что конституции многих федеративных государств содержат определенные положения, регулирующие основы организации государственной власти в субъектах федерации. Очень важно, чтобы эти правила не ущемляли субъектов федерации и в разумных пределах ограничивали их независимость.
Субъекты федерации в вопросах организации своей системы органов государственной власти ставятся Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе федеральными законами в определенных пределах, которые, однако, не являются статическими и в зависимости от ситуации они могут расширить или договориться. В настоящий момент происходит процесс их сужения, и главное, что этот процесс должен контролироваться, а не обходить интересы регионов. [4]
Следующая особенность реализации принципа разделения властей в федеральном государстве напрямую связана с предыдущим. Принимая во внимание тот факт, что основы организации системы государственных органов субъектов федерации закладываются федерацией, возникает вопрос: должны ли субъекты, строя их собственную систему государственных органов, придерживаться федеральной схемы организации государственной власти?
Если мы посмотрим на опыт зарубежных стран, можно отметить, что в принципе всегда существует соответствие между конкретным типом правительства в центре и уровнем субъектов федерации.
Что касается Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая случаи проверки конституционности некоторых положений основных законов субъектов Российской Федерации, положений Конституции Российской Федерации, в ряде своих решений, основанный на конституционном принципе единства государственной власти, требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы отношений между законодательной и исполнительной властью, прежде всего, с соблюдением принципа разделения властей.
Степень соответствия региональной организации федерального правительства определяется нормами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и во многом зависит от позиции федерального законодателя в поднятом вопросе.
Четвертая особенность связана с полной реализацией принципа разделения властей на уровне субъектов федерации. Учитывая, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей пронизывает не только федеральный уровень организации государственной власти, но и лежит в основе организации государственной власти на уровне субъектов федерации, принципа разделения властей по субъектам федерации следует выражать, прежде всего, в существовании ее законодательных, исполнительных и судебных органов.
Все три ветви власти обеспечивают единство функционирования всего государства, а не вытесняют, не заменяя друг друга. Конкретная реализация этого принципа разделения властей зависит, в свою очередь, от взаимодействия многочисленных факторов, в том числе исторических особенностей, уровня социально-экономического развития и национального состава населения. В частности, стоит рассмотреть механизм разделения властей на примере государств с различными формами правления.
Если не может быть никаких вопросов относительно наличия законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, то во всех федеративных государствах, в том числе в Российской Федерации, в отношении судебных органов есть два варианта. Либо субъекты имеют свою собственную судебную систему наряду с федеральной (Канада, США), либо, как это было в большинстве федеральных государств, существует единая судебная система, и суды, действующие в субъектах федерации, принадлежат ей. [3]
Российская Федерация в этом случае относится ко второй категории федеративных государств. Согласно ст. 3, 4 Федерального конституционного закона от 3l декабря l996 г. № l-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в Российской Федерации существует единая судебная система, представленная федеральными судами, а также конституционными судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Особенность Российской Федерации заключается в следующем.
Действующие мировые судьи, упомянутые Федеральным конституционным законом применительно к судам субъектов Российской Федерации, с точки зрения содержания деятельности и применимого права, не отличаются от федеральных судов. Только их организация и финансирование зависят от субъектов, которые, на наш взгляд, недостаточны для их признания судебными органами субъектов Российской Федерации. Фактически, они не играют никакой роли в реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации. Что касается конституционных судов субъектов Российской Федерации, то они создаются по решению самих субъектов. Их ключевая задача — оценить, являются ли конституция, устав субъекта Российской Федерации законами и другими нормативными правовыми актами субъекта.
Таким образом, являясь частью единой судебной системы Российской Федерации, конституционные суды субъектов Российской Федерации могут быть охарактеризованы как судебные органы субъектов Российской Федерации и как таковые призваны играть важную роль в реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации. Но, несмотря на это, они неохотно создаются субъектами РФ. Поэтому в литературе применительно к субъектам РФ все чаще используется понятие «усеченный» вариант принципа разделения властей.
В связи с этим все чаще высказывается мнение, что конституционные (уставные суды) могут и должны создаваться, несмотря на то, что есть фор- мула закона «могут создаваться». Считаю, что федеральный законодатель должен к нему прислушаться.
Последнее из вышеупомянутых особенностей связано с тем, что в федеративных государствах наряду с разделением полномочий по горизонтали происходит разделение полномочий по вертикали, т. е. «разграничение предметов ведения и полномочий государственной власти между центральной властью и регионами».
Россия является законным, федеративным государством. Одной из важных составляющих правового государства является разделение полномочий на законодательную, исполнительную и судебную, федеральную структуру страны — вертикальное разделение полномочий с разделением полномочий между органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации и других форм взаимодействия.
В настоящее время Россия продолжает выполнять основные принципы принципа разделения властей, связанные с непрерывным развитием федеративных отношений, необходимых для поддержания стабильности в обществе и государстве.
Проанализировав особенности реализации принципа разделения властей в федеративном государстве, можно сделать следующие выводы:
- осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации не должно нарушать целостность государственной власти;
- при ограничении независимости субъектов Федерации в вопросах построения собственной системы государственных органов необходимо учитывать, что каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальность, компоненты которой развивались веками. Установление более жестких ограничений не должно их затрагивать или должно производиться с их учетом;
- дальнейшее укрепление вертикали власти может отрицательно сказаться на реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации и в конечном итоге привести к сбоям в работе всей системы государственных органов субъектов Федерации;
- в целях обеспечения равенства субъектов Российской Федерации необходимо объединение в деле формирования конституционных судов субъектов Российской Федерации. Укрепление обязательства по их созданию способствовало бы полному осуществлению на уровне субъектов Российской Федерации принципа разделения полномочий и ввело бы в действие необходимую систему сдержек и противовесов;
- в связи с чрезмерной централизацией федерального правительства, возникшего в Российской Федерации, необходимо применять принцип субсидиарности.