Механизм социальной защиты военнослужащих на основе принципов общественного взаимодействия

№94-1,

юридические науки

Разработана модель социальной защиты военнослужащих на основе участия общественности в разработке и приятии управленческих решений в сфере социально-правовой защиты военнослужащих.

Похожие материалы

Сегодня российское общество переходит на качественно новый уровень своего цивилизационного развития. Существенные изменения происходят в структуре одного из старейших и главнейших институтов общества, который призван защищать независимость и суверенность государства, — Вооруженных Силах Российской Федерации. Государство предоставляет соответствующие гарантии, возмещая дополнительные нагрузки на военнослужащих, в связи с особенностями исполнения обязанностей военной службы, порой связанной с лишением и риском для жизни [2].

Социальная защита военнослужащих обязана быть не только задекларирована соответствующими законодательными актами, а ее положения должны безоговорочно выполняться в повседневной деятельности и функционирования государственного механизма, быть обеспечена реальными расходами из государственного бюджета и действительно обеспечивать определенные социальные гарантии.

Целью исследования является разработка модели социальной защиты военнослужащих путем разработки и внедрения «паблик» (общественной) подсистемы, которая будет обеспечивать участие общественности в разработке и принятии управленческих решений в сфере социально-правовой защиты военнослужащих.

Среди работ, посвященных указанной проблематике заслуживают особого внимания исследования, проведенные Дерюгиным Ю., Серебряниковым В., Бровко С. И иных авторов. Большое внимание в работах, отнесенных к этому направлению, уделяется вопросам гражданского контроля государственных военных организаций Бизюк И., Хаген Г., Говоруха В и другие авторы анализирующие различные модели такого контроля, приводят их сравнительные характеристики.

Для реализации социально-адаптивной функции, стимулирования формирования и развития социальных качеств, творческого потенциала индивидов и групп (образование, воспитание, здравоохранение, семейные отношения, обычаи, традиции), необходимо ввести особую подсистему, что способствует социализации личности, в нашем случае — военнослужащих.

Социальные группы с высоким уровнем доверия смогут легче адаптировать новые организационные формы рыночных отношений и технологий. Именно поэтому достаточно распространено мнение, что современные социально-экономические отношения не смогут стать эффективными без высокой степени доверия, то есть экономический потенциал в обществе с высоким уровнем доверия больше, чем в обществе с низким уровнем доверия. Доверие между субъектами общественного взаимодействия и имидж каждого из них являются взаимозависимыми факторами.

Составляющими гражданского общества являются политические партии, общественные организации, профессиональные союзы, общества потребителей, благотворительные общества, церковь, негосударственные учреждения и организации и отдельные граждане. Общественные организации призваны стать настоящими посредниками между гражданами и государственной властью, которые бы осуществляли контрольные функции общества. Именно общественные организации непосредственно представляющие интересы самых разных групп населения, призванные не только решать те или иные важные общественные конкретные проблемы, но и выступать генераторами идей, альтернативных проектов развития общества.

Серьезным тормозом развития общественных организаций является несовершенная правовая база их деятельности. На законодательном уровне необходимо создать наиболее благоприятные нормативно-правовые условия для деятельности всего спектра общественных институтов, более четко определить механизмы их финансово-экономической независимости, создать системы эффективного общественного контроля за действиями власти. Наименее развитая структура общественных организаций в силовых структурах государства. Сегодня можно утверждать о весьма низкой активности военных общественных организаций (собраний, союзов, профсоюзов).

Среди типов субъектов управления можно предложить понятие «паблик»-систему, (от англ. Public — общественный). Данная система механизма социальной защиты военнослужащих, управляет процессом взаимодействия органов власти разного уровня, военного управления и общественных организаций военнослужащих в процессе формирования и реализации государственной политики социальной защиты военнослужащих.

Постоянное участие представителей общественности военнослужащих в решении социально-важных вопросов повышает доверие к ним и способствует накоплению социального капитала в обществе. Кроме того, она способствует процессам самоорганизации в обществе в условиях синергетического управления со стороны управляющих субъектов.

Военно-политическими и административными органами страны создана основа для внедрения этого механизма участия в общую систему создания социальной безопасности военнослужащих в России. Соответствующими указами, постановлениями, решениями и другими нормативно-правовыми документами введены совещательно-консультативные, исполнительные, административные и другие структуры, которые должны обеспечить взаимодействие всех субъектов публичного управления в сфере военно-гражданских отношений [7].

Для эффективного функционирования демократического государства гражданский контроль над военной организацией обязателен. Важность его доказана практикой и зафиксировано в ряде международно-правовых актов, а также в некоторых национальных Конституциях. Идея и принцип такого контроля сейчас является важной атрибутивной границей демократии. Итоговый документ Копенгагенского совещания в рамках ОБСЕ констатировал, что гражданский контроль над армией является непременным условием нормального функционирования цивилизованного государства. Его роль определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, военная безопасность относится к начальным, базовым условиям успешного существования, свободного и самобытного развития общества. В этой сфере недопустимы дискриминационные решения, производимые ограниченной группой лиц. Прогнозирование и оценка военной опасности, определение целей, характера и содержания военной политики, в том числе в социально-гуманитарной сфере — прерогатива всех ветвей государственной власти. Своей деятельностью Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума и Правительство Российской Федерации призваны придать четкую государственно-правовую определенность всем сторонам военного строительства. Смысл парламентского контроля в том и состоит, чтобы выработать правовую определенность всей военной сферы. Законодательное регулирование должно охватывать все стороны военной политики на всех уровнях ее реализации.

Во-вторых, расходы на содержание, развитие и сущность функционирования Вооруженных Сил касаются в большинстве стран главных статей расходов бюджета.

В-третьих, военная сфера жизнедеятельности государства тесно связана со всеми остальными сферами жизни общества, так как ее недостатки сказываются на всем обществе.

Идея гражданского контроля над армией, другими силовыми ведомствами и в целом над военной организацией государства заключается в том, что государственные органы и гражданское общество имеют право и возможность влиять на управление силовыми структурами, входящими в военную организацию государства, обеспечивать их жизнедеятельность в интересах безопасности общества и государства.

В конечном итоге, влияние массовых общественных организаций в военную организацию приводит к тому, что в сознании и поведении военнослужащих царят не столько политические ценности и мотивы, сколько гражданско-патриотические ценности [3]. Немалую роль играют и общественные объединения самих военнослужащих, деятельность которых подлежит регламентирующим актам государства, интересам и условиям военной жизнедеятельности. Влияние объединений подобного рода более конкретно, целенаправленно и непосредственно связанно с оказанием действенной помощи органам военного управления[9]. Среди основных направлений этого влияния можно выделить следующие: — гуманизация военно-служебных отношений, установления нормального баланса между правами и обязанностями военнослужащих, между компетентностью и ответственностью; — оказание помощи органам военного управления в воспитании и профессиональном образовании военнослужащих; — создание надлежащих жилищных, медицинских и других условий жизни военнослужащих и их семей, защита от злоупотреблений военно-административных органов, бюрократизма, протекционизма; — удовлетворение разнообразных интересов и потребностей военнослужащих — творческих, спортивных, конфессиональных и других; — организация культурно-воспитательной работы, досуга и отдыха военнослужащих и их семей [8].

На основе анализа правовой базы, которая заложена в Конституции Российской Федерации [1], Федеральных законах "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ, "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ, "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ [5], "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ [6], "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ, Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ, можно определить структурные элементы подсистемы механизма социальной защиты военнослужащих, которые обеспечивают участие общественных организаций этой социальной группы и смоделировать логическую последовательность их взаимодействия в общей системе принятия и реализации управленческих решений. Субъектами гражданского контроля над военной службой являются: — Президент Российской Федерации; — Государственная Дума Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации; — Уполномоченный по правам человека Российской Федерации; — Правительство Российской Федерации; — центральные и местные органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом; — органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом; — прокуратура Российской Федерации; — судебные органы Российской Федерации; — граждане Российской Федерации и общественные организации, образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации для осуществления и защиты прав и свобод граждан и удовлетворения их политических, экономических, социальных, культурных интересов; — средства массовой информации.

«Паблик» подсистема регулирует функционирование остальных подсистем на всех уровнях управления, оптимизируя конечный результат по критерию достижения социальных целей.

По нашему мнению, сделан анализ системы социальной защиты военнослужащих в современных условиях, что позволяет сформулировать следующие выводы и предложения: необходима разработка и осуществление государственной стратегии преодоления всех негативных факторов, которые существенно влияют как на состояние Вооруженных Сил, так и на их имидж.

Необходимо обеспечить комплексное развитие отечественной системы правовой и социальной защиты военнослужащих, интеграцию ее как социально-политического института в системе государственного управления.

С этой целью необходимо сформировать систему государственных органов, осуществляющих правовую и социальную защиту военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Целесообразно рассмотреть вопрос создания такого института, как военный профсоюз — общественная организация, которая создается действующими военнослужащими, которая, не вмешиваясь в служебную деятельность командования, защищает права и законные интересы военнослужащих. Доверенные лица избираются военнослужащими в воинских частях, помогают командованию при решении вопросов социально-правовой защиты военнослужащих и могут выполнять посреднические функции при решении противоречий между военнослужащими и командованием [4].

Для этого необходимо создать новые типы учреждений правовой и социальной защиты военнослужащих, ориентированных на оказание экономических, правовых, социально-психологических, медико-реабилитационных услуг с активным привлечением общественных организаций.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г.), с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 21.07. 2014 г. № 11-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
  2. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ // Режим доступа: СПС «Консультант +» http://www.consultant.ru
  3. Федеральный закон «Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ // Режим доступа: СПС «Консультант +» http://www.consultant.ru
  4. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ // Режим доступа: СПС «Консультант +» http://www.consultant.ru
  5. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ // Режим доступа: СПС «Консультант +» http://www.consultant.ru
  6. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ //Режим доступа: СПС «Консультант +» http://www.consultant.ru
  7. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ // Режим доступа: СПС «Консультант +» http://www.consultant.ru
  8. Греджев В.А. Взаимодействие военной организации государства и гражданского общества в современной России: Автореф. дис. ... канд. философ. Наук. – М., 2003, с. 32 // Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01002610804
  9. Коровников А.В. Правовая и социальная защита военнослужащих: Автореф. дис…. док. юрид. наук.-С.-Пб., 2000 г. - 230 с. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01000314025