Учебно-методическая деятельность современного вуза в условиях модернизации российской системы высшего образования

№10-1,

педагогические науки

Автор статьи рассматривает задачи учебно-методической деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования; определяет актуальные тенденции развития учебно-методической деятельности через интеграцию вузов в учебно-методические объединения, региональные и городские образовательные системы, использование информационных технологий, технологизацию образовательного процесса.

Похожие материалы

Основным направлением модернизации нам представляется включение высшего образования в создание российской инновационной системы. Образование, как было сказано в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в этом случае выступает основным ресурсом модернизации российского общества [21]. По мнению В.А. Васина, Л.Э. Миндели [4], В.В. Иванова [11], А.П. Павлова [19] и др. аналитиков, образовательный сектор в этой инновационной системе включает:

  • подсистему генерации знаний, структуру которой образуют организации, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования;
  • подсистему образования и профессиональной подготовки, объединяющих совокупность образовательных учреждения разных уровней;
  • подсистему производства наукоемкой продукции, в т.ч. предприятия и отрасли, размещающие заказы в вузах;
  • собственно инновационную подсистему, объединяющую телекоммуникационные системы, технопарки, инновационные центры, фонды и т.д.

Трансформируясь на уровне конкретных педагогических систем, роль высшего образования в создании национальной инновационной системы задает следующие параметры учебно-методической деятельности.

Во-первых, в условиях инновационной системы преподаватель не передает, а студент не перенимает готовое знание, они вместе «добывают» его, выступая коллегами в совместной деятельности по получению, разработке и систематизации опыта. В учебно-методической деятельности при этом оба они формируются как субъекты образовательного процесса с новыми ролями.

Во-вторых, классические формы образовательного процесса дополняются инновационными научно-производственными площадками, на которых одновременно осуществляется научная разработка, производство и изучение инновационного продукта. Это обстоятельство требует создания принципиально новых технологий обучения, интеграции их в действующий образовательный процесс.

В-третьих, деятельность вуза невозможна вне связей с производством, отраслями экономики и рынком. Взаимодействие с ними приводит к динамизму целей и содержания высшего профессионального образования, а следовательно, к постоянному изменению форм и методов учебного процесса. Задачей учебно-методической деятельности является адекватное реагирование и своевременная трансляция внешних изменений в профессиональную подготовку специалистов.

Модернизация высшего образования России связана с процессами его интеграции в образовательные системы разного уровня, развитием взаимодействия между вузами, в том числе и такой его формы, как конкуренция.

Разумеется, масштабные преобразования в системе высшего образования вызывает присоединение России к Болонскому соглашению. Интерес в связи с этим представляют исследования В.И. Байденко [1], А. Бурцева, В. Звоновой [3], А.И. Гретченко, А.А. Гретченко [7], Е.В. Павленко [18] и многих др. авторов, которые происходящую интеграцию рассматривают как фактор развития высшего образования. Сущность интеграционных процессов на этом уровне, по мнению исследователей, заключается в создании открытой общей зоны высшего образования, построенной на уважении различий, но требующей ликвидации барьеров между национальными системами высшего образования, разработки таких правил и рамок обучения, которые бы расширили мобильность, сделали сотрудничество в образовательной сфере близким и тесным. Однако это, пожалуй, один из самых полемичных вопросов в научных кругах России. В работах И.В. Ершовой [9], К.А Рыбникова, К.К. Рыбникова [22], А.А. Оводенко [17] и ряда др. авторов указывается на очевидное преимущество национальной системы, ее уникальные особенности, которые должны быть сохранены в образовательном процессе даже при новых параметрах его организации.

Общую точку зрения ярко выразил В.А. Глазырин, который пишет: «Главная проблема, связанная с вхождением России в общеевропейское пространство, состоит, по-видимому, в том, можно ли это явление назвать интеграцией, если под интеграцией понимать взаимообогащающий процесс, позволяющий системе образования России выйти на новый, более высокий уровень развития. Похоже, что Болонский проект сулит России не интеграцию с общеевропейской системой высшего образования, а поглощение ею российского высшего образования» [5; с. 8]. Тем, не менее, по заключению В.И. Байденко, сегодня закончены основные институциональные и фундаментальные преобразования, и интеграционные процессы утвердились на уровне вузов [1].

В этих условиях мы видим следующие задачи учебно-методической деятельности:

  • обеспечение преемственности между ступенями высшего и послевузовского образования по результатам, формам и методам подготовки специалиста, подготовку и введение в действие педагогических технологий, ориентированных на новые образовательные стандарты;
  • сохранение уникального вузовского опыта, традиций и особенностей национальной системы высшего образования, наиболее соответствующей менталитету, интересам и потребностям центральной фигуры образовательного процесса – студента, интересам российского общества и государства;
  • задание индивидуальных образовательных траекторий студентов, учитывающих возросшие возможности их мобильности;
  • содействие эффективному управлению кадрами за счет разработки и введения в действие конкурсной оценки деятельности преподавательского состава с учетом его новой мобильности и реальной конкуренции;
  • внедрение в практику новых систем оценки учебной деятельности: балльно-рейтинговой и зачетно-кредитной, устранение возникающих при этом противоречий;
  • создание механизмов возникновения межвузовских схем сотрудничества в области организации образовательного процесса и др.

В аспекте развития учебно-методической деятельности актуальной тенденцией является интеграция вузов в учебно-методические объединения. Задачей таких объединений является совместное участие вузов в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов, координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования, разработка предложений по структуре отнесенной к его компетенции области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ, экспертиза учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки специалистов для науки, техники и технологии [26]. Продуктом их работы являются единые подходы и требования к формированию учебно-методического обеспечения подготовки специалистов определенного направления и профиля, которые в учебно-методической работе вуза реализуются в конкретных учебно-методических комплексах [рудской].

Отметим, что эффективность учебно-методической деятельности вуза при участии в таком объединении равных партнеров определяет и его общие конкурентные позиции, и ряд более мелких аспектов, связанных с престижем и выгодой. Так, например, создание качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса есть создание ликвидной интеллектуальной собственности. Это процесс, выходная продукция которого является входной для целого производственного цикла (издательство, типография, центр тестирования). Он затрагивает работу большинства структурных подразделений вуза и является зачастую определяющим фактором качества организации образовательного процесса и качества знаний выпускников вечерней, заочной и дистанционной форм обучения. Значение данного вида деятельности возрастает в связи с происходящим сокращением аудиторной нагрузки, усилением значения самостоятельной работы студентов [15; с. 28].

Учебно-методическая деятельность вуза связана сегодня и с использованием информационных технологий, разработкой собственного или покупкой готового программного обеспечения, созданием локальной компьютерной сети вуза и выходом в Интернет, поддержкой информационных ресурсов — вузовских сайтов и порталов. «Это не просто один из видов деятельности вуза, это процесс финансово затратный. Доходность же этой деятельности, действительно, не всегда поддается непосредственному подсчету, являясь скрытой формой доходности, и вряд ли подлежит учету в большинстве вузов» [28].

Учебно-методическую работу инициирует и интеграция вузов в региональные и городские образовательные системы. Это процесс, который вызван необходимостью решать общие проблемы в развитии как региона, так и самих вузов, реализовывать в образовательном процессе региональный компонент, отражающий национальные, исторические, культурные, экономические и др. особенности региона, города. Проблемы интеграции вузов на региональном уровне касаются в своих работах М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова [6], Г.А. Сульдина [25], Г.Н. Швецова [30] и др. авторы. Ученые подчеркивают, что вузы стремятся, прежде всего, к объединению ресурсов и обмену образовательными услугами. Первое реализуется в создании многочисленных ресурсных центров, в которых появляются возможности использовать кадровые, научно-педагогические, материальные и информационные ресурсы др. вузов. Однако практика показывает, что освоить объединенный ресурс, полностью и эффективно использовать его в образовательном процессе – задача, которая может быть решена только в творческой учебно-методической деятельности вуза. Особенно это заметно на примере создания единых информационных пространств и баз данных, ресурс которых значительно опережает имеющиеся педагогические технологии. Второе выражается в развитии практики «двойного диплома», дающей возможность специалисту обучаться по нескольким профилям сразу. Для комплекса задач учебно-методической деятельности это означает максимально возможную унификацию программ, разработку механизмов взаимозачета и перезачета дисциплин, формирование единых подходов к профессиональной подготовке будущих специалистов.

Следствием целого ряда причин, в том числе и интеграции вузов, стала постоянно возрастающая конкуренция между ними. Во-первых, вузы конкурируют, привлекая «своего» абитуриента. Качество и организация профессиональной подготовки, а затем и востребованность специалиста на рынке труда здесь выступает определяющим фактором выбора абитуриентом образовательного учреждения [20]. Во-вторых, в условиях единой образовательной системы конкурируют между собой и вузовские преподаватели. Так, например, Е.В. Шабанова в своем диссертационном исследовании совершенно справедливо отмечает, что модернизация образования - это процесс особой многоплановой трансформации всех элементов профессиональной педагогической деятельности, прежде всего, вузовских преподавателей. Ее необходимо рассматривать в свете эффективности их деятельности, которая непосредственно влияет на изменение социальной организации высшего образования как системы, вписанной в общество [29]. Не последнюю роль в обеспечении конкурентоспособности как вуза, так и его профессорско-преподавательского состава, по нашему убеждению, играет учебно-методическая деятельность.

Несомненно, одной из главных тенденций модернизации высшего образования выступает его технологизация. Теория и практика применения технологических подходов к педагогическим явлениям и процессам базируется на научных трудах В.П. Беспалько [29], В.В. Гузеева [8], М.В. Кларина [12], Г.К. Селевко [24] и др. Технология, как считают данные авторы, представляет собой систему функционирования образовательного процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и пространстве и приводящую к намеченному результату.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимым рассматривать творческий педагогический процесс как технологический. В противовес им В.П. Беспалько обоснованно считает, что любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством [2]. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии. Однако есть и мнение, что в успешных педагогических процессах одновременно существуют и технология, и творчество. В.И. Загвязинский, например, пишет: «…нередко эти подходы (творческий и технологичный) взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга. Дело в том, что в педагогическом творчестве тесно переплетаются два начала: логическое и интуитивное; их взаимообусловленность объясняется тем, что педагогическое творчество осуществляется на основе качественной переработки не только ясно осознаваемой, но и заложенной в подсознании информации об условиях протекания педагогического процесса. На первый взгляд, педагогическое решение приходит неосознанно в виде готового знания о способе деятельности, но необходимо помнить, что логическое начало оказывает сильнейшее влияние на формирование интуитивного» [10; с. 66].

Технологизация образовательного процесса означает выверенную методологию учебной деятельности, ее тщательное планирование с учетом имеющегося ресурса, а сама технология усиливает содержательность учебно-методического комплекса как основного продукта учебно-методической деятельности. Одним из необходимых условий технологизации является обновление содержания высшего профессионального образования, в связи с чем актуализируется проблема определения источников, механизмов, способов и условий его обновления. Общепризнанным становится утверждение, что искомый результат реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, соответствующий новой системе показателей качества образования, должен обеспечиваться новым поколением учебно-методического обеспечения образовательного процесса [23].

Рассуждая о технологизации высшего образования, уместно вспомнить меткое выражение А.С. Макаренко: «… наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди, именно поэтому у нас просто отсутствуют важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль и т.д.» [15]. Сейчас, когда вузы переходят именно к технологической логике, есть опасность, что они перестанут быть уникальными центрами развития личности, а станут «педагогическим производством». Перед учебно-методической деятельностью возникает, в связи с этим, другая задача – сохранения уникального «лица вуза», его узнаваемости, присущих только ему черт, отражающихся на подготовке специалиста. Возможности такой работы заложены уже на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов, делегирующих вузам значительные полномочия в формировании содержания образования.

Модернизация, которая при сохранении эффективного инвариантного ядра образовательных систем, меняет в них все, утратившее эффективность, актуализировала проблемы управления и менеджмента качества, при этом часть аспектов проблемы может быть отнесена к предмету учебно-методической деятельности вуза. Это утверждение встречается в работах Н.В. Кошкаревой и В.В. Левшиной [13], А.М. Моисеева и О.М. Моисеевой [16], С.Г. Фалько, Р. Кейта и Л.Ф. Левина [28], др. авторов. Учебно-методическая деятельность, как они считают, это процесс, являющийся определяющим для мониторинга качества содержания образовательных программ, соответствия этого содержания требованиям ФГОС, контроля уровня преподавания и качества подготовки специалистов, обеспечения государственных требований к уровню методической обеспеченности образовательного процесса.

Таким образом, можно заключить, что модернизационные процессы в высшем образовании значительно расширили предмет учебно-методической деятельности вуза, изменили взгляд на ее искомый продукт.

Список литературы

  1. Байденко, В.И. Болонский процесс: итоги десятилетия [Текст] / В.И. Байденко. – М.: ИЦПКПС, 2011. - 444 с.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  3. Бурцев, А., Звонова, В. Болонский процесс. Основополагающие материалы [Текст] / А. Бурцев, В. Звонова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 88 с.
  4. Васин, В.А. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования [Текст] / В.А. Васин, Л.Э. Миндели. - М.: ЦИСН, 2002. - 142 с.
  5. Глазырин, В.А. Болонская декларация: интеграция или поглощение [Текст] / В.А. Глазырин // Университетское управление: практика и анализ. – 2012. - № 5. - С. 77-80.
  6. Головчин, М.А. Образование: региональные проблемы качества управления [Текст] / М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова. - Вологда: ИСЭРТ, 2012. - 197 с.
  7. Гретченко, А.И., Гретченко, А.А. Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство [Текст] / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. – М.: Кнорус, 2009. – 432 с.
  8. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
  9. Ершова, И.В. Феномен глобализации и интеграции в контексте Болонского процесса [Текст]: монография / И.В. Ершова. -Архангельск: Поморский ун-т, 2011. – 141 с.
  10. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
  11. Иванов, В.В. Формирование инновационных систем в условиях трансформируемой экономики России [Текст]: дис. …д-ра экон. наук / В.В. Иванов. – М., 2003. – 324 с.
  12. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
  13. Кошкарева, Н.В. Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза [Текст] / Н.В. Кошкарева, В.В. Левшина // Качество. Инновации. Образование. – 2004. - № 1. - С. 42-48.
  14. Макаренко, А.С. Выбор профессии [Текст] / А.С. Макаренко / Собр. соч.: в 7-ми т. – М.: Правда, 1958. – Т. 5. – 226 с., с. 88
  15. Мартыненко, О.О. Система мониторинга и управления качеством учебно-методического обеспечения вуза [Текст] / О.О. Мартынеко, О.В. Кононова, В.Е. Шабаева // Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов: материалы Всерос. научно-метод. конф. Красноярск, 24-26 марта 2004 г. - Красноярск, 2004. - С. 43-44
  16. Моисеев, А.М. Проектное управление в образовании [Текст] / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 124 с.
  17. Оводенко, А.А. Обеспечение качества образования в технических университетах России при реализации Болонской декларации [Текст]: монография / А.А. Оводенко. – СПб.: ГУАП, 2010. - 277 с.
  18. Павленко, Е.В. Интеграция российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство [Текст]: дис. …канд. пед. наук / Е.В. Павленко. - Ростов-н/Д., 2006. - 161 с.
  19. Павлов, А.П. Исследование проблем формирования кадрового потенциала наукоградов на современном этапе экономического развития России [Текст]: автореф. дис. в виде науч. доклада …д-ра экон. наук / А.П. Павлов. - М., 2000. - 62 с.
  20. Пащенко, Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции [Текст]: дис. …канд. экон. наук / Н.И. Пащенко. - Уфа, 1999. - 191 с.
  21. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] / Президент России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/14088
  22. Рыбников, К.А. Войны за просвещение: математическое образование в СССР и России и Болонский процесс [Текст] / К.А. Рыбников, К.К. Рыбников. – М.: Гелиос АРВ, 2012. - 156 с.
  23. Саадуев, М.С. О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе [Текст] / М.С. Саадуев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 129-132
  24. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.
  25. Сульдина, Г.А. Интеграционные процессы в системе высшего образования в контексте социально-экономического развития региона [Текст] / Г.А. Сульдина. - Казань: Казанский ун-т, 2010. - 187 с.
  26. Учебно-методическое объединение вузов России по университетскому политехническому образованию [Электронный ресурс] // МГТУ им. Н.Э. Баумана и СПбГТТУ. – Режим доступа: http://technical.bmstu.ru/umo/index.php?rzd=1&rzdid=2
  27. Учебно-методическое объединение вузов России по университетскому политехническому образованию (отделение СПбГПУ) [Текст] / под ред. А.И. Рудского. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. - 95 с.
  28. Фалько, С.Г. Контроллинг: национальные особенности — российский и американский опыт [Электронный ресурс] / С.Г. Фалько, Р. Кейт, Л.Ф. Левин // Контроллинг. Технологии управления. – 2003. - № 2. – Режим доступа: http://www.intelcont.ru/
  29. Шабанова, Е.В. Модернизация российского высшего образования: социально-философский анализ [Текст]: дис. …канд. филос. наук / Е.В. Шабанова. – Новочеркасск, 2005. – 190 с.
  30. Швецова, Г.Н. Региональная образовательная система: управление, финансы, право, инновации [Текст]: монография / Г.Н. Швецова, Н.М. Швецов. - Йошкар-Ола: Стринг, 2012. - 388 с.