Проблемы поддержки управления территориальной подсистемой РСЧС при ЧС в местах с массовым пребыванием людей

№89-1,

технические науки

Проведён анализ актуальных проблем поддержки управления территориальной подсистемой РСЧС при ЧС в местах с массовым пребыванием людей.

Похожие материалы

В связи с развитием промышленности, строительством объектов в зонах с повышенной опасностью и объектов с большим количеством пребывания в них людей, изменением ландшафта местности, возрастает угроза возникновения чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера в местах с массовым пребыванием людей.

В соответствии с возложенными на территориальную подсистему РСЧС задачами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах своих территорий в них созданы органы управления, силы и средства и резервы финансовых и материальных средств.

Чрезвычайные ситуации в местах с массовым пребыванием людей сопровождаются не только материальными, но и людскими потерями, поэтому в условиях чрезвычайных ситуаций очень важно быстро и правильно принять решение по ликвидации последствий ЧС. При этом процесс принятия решений по ликвидации ЧС (особенно на первоначальной стадии развития) характеризуется неполнотой и недостоверностью представления информации, малым резервом времени, имеющимся для принятия решений.

В ходе проведенного исследования был выявлен ряд проблемных вопросов по работе территориальной подсистемы РСЧС.

Так как информация в условиях ЧС становятся основным ресурсом эффективного принятия решений. Как правило, в условиях ЧС основной проблемой в принятии и реализации эффективных управленческих решений является недостаток не ресурсов и капитала, а информации, необходимой для их использования с наибольшим успехом.

Степень предсказуемости ЧС очень невелика. Обычно к моменту получения информации, достаточной для выработки эффективных ответных мер, образуется дефицит времени для их реализации. Это приводит к очевидному парадоксу. С одной стороны, ожидая в условиях ЧС получения достоверной и достаточной для принятия решений информации, мы несем убытки от непредвиденных изменений, а с другой, имея неопределенную информацию, не можем принять управленческие решения.

Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления — совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС и ОПБ) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) — КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — КЧС и ОПБ органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — КЧС и ОПБ организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне — МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;
  • на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России — РЦ МЧС России;
  • на региональном уровне — территориальные органы МЧС России — ГУ МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления РСЧС могут создаваться экспертные советы.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне — НЦУКС, центры управления в кризисных ситуациях (далее — ЦУКС) (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, ДДС федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
  • на межрегиональном уровне — ЦУКС РЦ МЧС России;
  • на региональном уровне — ЦУКС МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, ДДС органов исполнительной власти субъектов РФ на муниципальном уровне — ЕДДС муниципальных образований; на объектовом уровне — ДДС организаций (объектов).

Органы повседневного управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

В системе РСЧС управление силами и средствами при отсутствии ЧС (угрозы ЧС) осуществляется из пунктов постоянной дислокации с повседневных ПУ. При ликвидации ЧС помимо повседневного ПУ, для управления силами и средствами, используется подвижный ПУ.

В случае, когда повседневный ПУ в результате аварии на предприятии может оказаться в зоне возможного заражения химическими или радиоактивными веществами или в зоне катастрофического затопления, органы управления могут занять запасный ПУ.

ПУ классифицируются по следующим основным признакам:

  • по предназначению;
  • по времени функционирования; по степени подвижности;
  • по месту размещения;
  • по принадлежности и др.

Исходя из классификации, ПУ подразделяются на следующие виды:

  • по предназначению: основные и вспомогательные;
  • по времени функционирования: повседневные и запасные;
  • по степени подвижности: стационарные и подвижные (мобильные, воздушные);
  • по месту размещения: городские и загородные.

Под основными понимаются ПУ, с которых постоянно осуществляется управление силами и средствами РСЧС в повседневной деятельности в мирное время, а также при угрозе и ликвидации ЧС (руководителями органов управления РСЧС). К ним относятся: повседневные ПУ, городские и загородные запасные ПУ.

Повседневные ПУ предназначены для работы органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время по руководству подчиненными силами.

Запасные ПУ предназначены для устойчивого управления и работы органов управления (центрального аппарата МЧС России, министерств и ведомств РФ, субъектов РФ).

Запасные ПУ создаются заблаговременно, как правило, оборудуются системами жизнеобеспечения и автономного энергоснабжения.

Запасные ПУ включают: наземные рабочие помещения; защищенные (подземные) рабочие помещения; защищенные узлы связи; наземные хранилища для вооружения, техники и материальных средств; подготовленные посадочные площадки для авиационных средств; охраняемую техническую территорию.

Технической основой ПУ являются технические системы управления, в том числе, системы связи, оповещения и информационно- аналитической поддержки принятия решений, а также ситуационные центры.

Городские запасные ПУ располагаются в черте города.

Загородные запасные ПУ создаются за пределами зон возможных разрушений городов, отнесенных к группам по ГО, и населенных пунктов с категорированными объектами по ГО, а также вне зон возможных катастрофических затоплений, зон возможного распространения поражающих факторов веществ, используемых (производимых) на потенциально опасных объектах.

Вспомогательные ПУ предназначены для повышения эффективности управления силами при проведении АСДНР. Они разворачиваются непосредственно в зоне ЧС и занимаются, как правило, составом ОГ органа управления.

В отдельных случаях, при крайней необходимости, руководитель органа управления РСЧС может управлять действиями сил с вспомогательных ПУ.

К вспомогательным ПУ относятся:

  • подвижные ПУ (ППУ) — оборудуются на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, используются при выдвижении подчиненных сил в зоны ЧС и ликвидации ЧС;
  • мобильные ПУ (МПУ) — оборудуются на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта, используются при длительном пребывании органов управления РСЧС в зонах ЧС;

Эффективность применения подвижной телекоммуникационной составляющей Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее НЦУКС) и региональных центров типовых комплектов оборудования и средств связи (далее типовой комплект) в кофрах ( IP-телефоны, ноутбуки, средства видеоконференцсвязи, оргтехника, средства каналообразования, коммутации и электропитания — все кабели функционально взаимоувязаны между собой).

Данные типовые комплекты позволяют в течение 1 — 2 часов развернуть в интересах оперативного штаба или оперативной группы
МЧС России 10 — 12 автоматизированных рабочих мест с предоставлением необходимых видов связи и услуг (обеспечение ведомственной и междугородней телефонной связью, передача данных в сетях Интернет и Интранет (ведомственная), доступ к информационным ресурсам, видеоконференцсвязь, обеспечение оповещения по средствам операторов мобильной связи, КВ- и УКВ-радиосвязь, в т. ч. с интеграцией в сети телефонной связи). Опыт их применения показал целесообразность разработки аналогичных комплектов оборудования для ОГ ГУ МЧС России, только в меньшей комплектации, при этом емкость коммутационных устройств должна быть предусмотрена с запасом, что позволит оперативно развернуть на базе ОГ ГУ МЧС России дополнительные рабочие места для должностных лиц, в т. ч. и вышестоящего органа управления, прибывших на место ЧС по решению руководства.

Отдельно стоит остановиться на вопросах организации и обеспечения связи в интересах руководства группировкой сил и средств непосредственно в зоне ЧС. При работе на месте ЧС (особенно в начальный период) руководителю и должностным лицам оперативного штаба (оперативной группы) МЧС России (территориальных органов МЧС России) крайне необходима связь с органами надзора, командирами подразделений, работающими в зоне ЧС, подразделениями тылового и технического обеспечения, мониторинга, взаимодействующими органами управления и силами РС ЧС, а также в ряде случаев даже с экипажами отдельных технических средств (ПТС, ПАРМ, перекачивающие станции, суда ГИМС и др.). Наиболее удобно своевременно обеспечить связь с таким количеством абонентов посредством радиосвязи. Однако она имеет ограничения по дальности связи (между переносными радиостанциями от 500 до 1000 м, между переносной радиостанцией и стационарной от 1500 до 10000 м в зависимости от плотности застройки в городах (населенных пунктах) или пересеченности местности вне населенных пунктов).

При выполнении задач по обеспечению безопасности проведения XXII Олимпийских и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года Южным региональным центром проблема увеличения дальности связи в горном кластере Сочи была решена за счет установки ретрансляторов средств УКВ-радиосвязи в горной местности. Практическое применение данного решения позволило обеспечить непрерывное управление силами и средствами созданной группировки в ходе обеспечению безопасности проведения XXII Олимпийских и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года вплоть до отдельных экипажей (расчетов спасателей), инспекторов ГПН на участках и максимально повысить эффективность реализации управленческих решений руководства группировкой и оперативного управления.

В целях обеспечения управления силами и средствами была организована система связи с основными и запасными пунктами управления и силами, обеспечивающими безопасность непосредственно на объектах проведения соревнований:

  • с Единым центром оперативного управления по каналам МГТС, закрытой правительственной связи, сети КВ и УКВ радиосвязи, сети видеоконференцсвязи, по каналам спутниковой связи, закрытой сотовой связи, сети операторов сотовой связи и передача данных в сети Интернет (5 Мбит/с).
  • с узлами связи МЧС России, ЮРЦ МЧС России по каналам ведомственной сети МЧС России с интеграцией услуг связи, по каналам МГТС, закрытой правительственной связи, сети КВ радиосвязи, сети видеоконференцсвязи, по каналам спутниковой связи, закрытой сотовой связи, сети операторов сотовой связи;
  • с оперативными группами №№1, 2, 3 по каналам ведомственной сети МЧС России с интеграцией услуг связи, по каналам спутниковой связи, в сети КВ, УКВ радиосвязи, радиосети оргкомитета ТЕТРА, сети видеоконференцсвязи, сети операторов сотовой связи;
  • с силами, обеспечивающими безопасность на объектах проведения соревнований по каналам транкинговой радио сети УКВ диапазона, междугородней телефонной сети общего пользования, сети радио подвижной (сотовой) связи;
  • с силами муниципального звена территориальной подсистемы и функциональных подсистем РСЧС по каналам МГТС, каналам УКВ радиосвязи, в сети операторов сотовой связи.

В настоящее время МЧС России для организации и обеспечения устойчивой радиосвязи в интересах создаваемых группировок сил и средств МЧС России и РСЧС выделены постоянно действующие на всей территории России две пары радиочастот Данные решения позволят в дальнейшем значительно снизить время на организацию радиосети оперативного управления создаваемой группировкой сил и средств МЧС России и РСЧС в зоне возможных ЧС. Мобильная составляющая системы связи при обеспечении безопасности проведения XXII Олимпийских и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года на территории ЮФО базировалась на современных полевых аппаратных управления и связи — мобильных узлах связи (далее МУС) и которые в настоящее время поставлены во все региональные центры, спасательные центры и ряд ГУ МЧС.

Применение МУС позволило обеспечить высокую мобильность системы связи (развертывание, свертывание, изменение структуры системы связи за минимальное время, перегруппировка сил и средств, в т. ч. в незапланированный район воздушным транспортом), надежное управление силами и средствами созданной группировки МЧС России и РСЧС, спасательными и приданными подразделениями и доступ должностных лиц к информационным ресурсам МЧС России в полевых условиях в зоне ЧС.

Возможность развертывания дополнительных рабочих мест и установка на них необходимого комплекта средств связи (АРМ со специализированным ПО, телефонные аппараты проводные, беспроводные, МФУ, средства аудио- видео-конференцсвязи) позволили оперативно и качественно обеспечить проведение мероприятий руководству страны и Министерства.

Особое внимание уделялось информированию населения и гостей в местах массового сбора граждан и порядке эвакуации. Оповещение населения проводилось методом рассылки сообщений через операторов мобильной связи. Также для информирования населения были задействованы существующие и принятые на снабжение в МЧС России комплексы информирования и оповещения населения ОКСИОН и МКИОН.

Подводя итоги, можно сказать, что комплексное использование средств связи и оповещения позволило обеспечить надежную поддержку управления в территориальной подсистеме РСЧС.

Источники информации предполагают выработку заранее соответствующих алгоритмов управленческих решений. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть разработаны и внедрены алгоритмы поддержки управления.

Эта работа в дальнейшем приведет к положительному экономическому эффекту, алгоритмы поддержки будут способствовать быстрому и эффективному принятию управленческих решений в территориальной подсистеме РСЧС при возникновении чрезвычайной ситуации и в ходе ее ликвидации и снижению количества пострадавших.

Список литературы

  1. Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайной ситуации, Москва 2010. Утверждено на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 28 мая 2010 года.
  2. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гражданской обороне".
  3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
  4. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС», 30 декабря 2003г. №794.
  5. Методические рекомендации по работе с АИУС РСЧС.