Алкоголизация молодежи: факторы и осознание проблемы молодым поколением

NovaInfo 48, с.349-352, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена такой девиации как алкоголизм. Это извечная проблема российского общества, но в последнее время она устрашающе утвердилась, порабощая молодое поколение. Автор анализирует социальные факторы, которые в наибольшей степени негативно влияют на молодежь, приобщая к распитию спиртных напитков. А так же рассматривает способы борьбы с алкоголизацией молодежи.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕВИАЦИИ, АЛКОГОЛИЗАЦИЯ, АЛКОГОЛЬ, МОЛОДЕЖЬ

Текст научной работы

В последнее время в России, в большинстве случаев, повседневная жизнь молодежи сопровождается частым неупорядоченным употреблением алкоголя. Поводами к распитию спиртных напитков становятся самые малейшие по значимости события вплоть до просмотра фильма, не говоря уже, что жизнь молодого поколения ярка и динамична, полна событий, которые точно так же отмечаются присутствием алкогольных напитков. Алкоголь стал неотъемлемой частью различных социальных практик и взаимодействий, можно сказать, что это некий специфический продукт питания, без которого современное молодое поколение, преимущественно, уже не может представить свою жизнь. Все сильнее распространяется массовая алкоголизация молодежи.

В современное время уделяется много внимания со стороны различных институтов общества проблеме алкоголизма. Прилагаются всяческие усилия для устранения этой девиации. Профилактика алкоголизма изобилует своими методами и средствами: печатается большое количество статей в периодических изданиях, многое говорится в телевизионных программах и социальных сетях, формируются различные волонтерские организации и т.д. Пропаганда здорового образа жизни становится чуть ли не борьбой, популяризуя тренд на трезвость. Но эти же средства пропаганды, точно так же продвигают и противоположный стиль жизни.

Веяния западной молодежной культуры, которая чаще всего отражается в музыке и кино, неблагоприятно влияют на образ жизни российской молодежи. Практически все молодежные комедии западных стран построены на идее присутствия сцен с сумасшедшей вечеринкой, где много людей и алкоголя, от чего много «веселья». Все это позиционируется, как своего рода «модность». Вот и в России молодежь полюбила проводить подобные вечеринки. Еще одним последствием этих комедий стали набравшие популярность среди российской молодежи такие алкогольные напитки как текила, виски, абсент, которые приняли статус элитных. Таким образом «западничество» является одним из социальных факторов приобщения к алкоголю.

Молодые люди впервые пробуют спиртные напитки( как правило, слабоалкогольные), в частности, с восьмого по одиннадцатые классы. Это, в первую очередь, происходит под влиянием дружеских компаний, особенно когда в их составе старшие ребята. В основном - это школьные, дворовые или уличные компании, которые могут похвастаться большим количеством свободного времени и бесцельным его провождением. Такие группы подростков сплачивает привычка быть вместе, в отличие от не употребляющих алкоголь компаний, которые имеют общие взгляды и интересы. Нередко к подобному поведению подростков родители относятся толерантно, игнорируя и умалчивая свое недовольство, если их ребенок пришел домой в нетрезвом виде. К тому же, молодых людей может подталкивать обстановка в семье. Если каждый вечер после трудового дня родители употребляют спиртные напитки (чаще всего это отец с банкой пива перед телевизором), и у детей не привиты ценности трезвости и здорового образа жизни, то в дальнейшем подросток будет злоупотреблять алкоголем. Кроме этого, на алкоголизацию молодежи влияет традиция семейного застолья, когда за одним столом по случаю праздника, встречи, утраты собираются все родственники, вовлекая молодое поколение к распитию алкоголя. Итак, два фактора приобщения к алкоголю - компания и семья - имеют примерно равное значение по степени влияния на социализацию молодого поколения, соперничая друг с другом. [1, с. 59]

Следующий немало важный фактор связан с изменениями, которые происходят в нашей стране. Развитие рыночной экономики, расширение средств коммуникации и средств массовой информации, которые переполнены агрессивностью и низкопробностью массовой культуры, стимулируют извращенное восприятие культуры и ценностей, меняют идейно- нравственные ориентиры общества. Духовно- нравственная неразвитость молодежи делает ее особо уязвимой в период кризисов. Жизненный опыт молодого поколения недостаточен, чтобы противостоять воздействию внешних субъективных факторов, приводящих к алкоголизму и другим девиациям. С другой стороны, усиление алкоголизации молодежи связано с популяризацией идеи «общества потребления», характеристиками которого являются рост благосостояния, увеличение свободного и сокращение рабочего времени, снижение престижа физического труда. Продукты потребления теряют свой первоначальный смысл и становятся средством самовыражения. Так алкогольные напитки удовлетворяют не только потребность в опьянении, но и становятся модно- образцовыми стандартами поведения молодежи.[2, с. 198]

Рассмотренные тенденции влияют на социальные установки молодежи к алкоголю. Две трети молодого поколения признает значимость алкогольной проблемы для российского общества. По результатам исследования, проведенного в рамках проекта « Роль рестриктивной политики в изменении алкогольной ситуации в России. Социологический анализ», можно говорить о личном отношении молодежи к употреблению спиртных напитков. Так результаты показали, что 36 % ориентированы на трезвость с возможностью употребления несколько раз в год по знаменательным случаям, 42% склоняются к подходу «умеренного ( культурного) пития» несколько раз в месяц, остальные относятся к спиртному лояльно, считая, что «без алкоголя невозможно нормально расслабиться», «пить можно столько сколько хочется, главное- контролировать себя». В последнем случае алкоголь употребляется несколько раз в неделю. Таким образом, большая часть опрошенных молодых людей придерживается разумного употребления алкоголя. Однако полученный результат заставляет усомниться в себе, так как каждый третий отметил, что за год находился в состоянии такого сильного алкогольного опьянения, что не мог держаться на ногах.

Так как молодежь относится в алкоголизации? Распределение по полу показало, что к часто употребляющим больше относится мужчин, а к эпизодически- женщин, при чем в обоих случаях преобладают слабо алкогольные напитки. И именно редко и регулярно(сторонники «культурного пития») употребляющие внимательнее следят за своим здоровьем, учитывая силу вреда спиртных напитков, хотя здесь важно учитывать, что основу этих групп составляют женщины, которые традиционно более ответственно относятся к своему здоровью. Что касается «часто пьющих», то они тоже вовлечены в деятельность поддержания своего здоровья, предпочитая такие меры, как занятия спортом, правильное питание и избегание стрессовых ситуаций, но все так же придерживаясь позиции толерантного отношения к алкоголю.

Для основной массы молодежи присутствие алкоголя рассматривается как элемент праздника, который выглядит безобидно на фоне частого употребления, но этот «праздник» точно так же является девиацией, ограничивая молодое поколение во взгляде на радость встреч или успехов. В современном обществе, буквально, ненормально, если застолье, развлечение или встреча проходит без алкоголя. Радует то, что для этой категории молодых людей, повод употребить алкоголь, должен быть действительно веский, в отличии от часто пьющих, которые отмечают каждое наступление выходных. [3, с. 46-58]

Итак, подведем итог.

В современное время в России идет массовая алкоголизация молодежи, которая набирает обороты и вовлекает все большее количество молодых людей. Существует многообразие способов профилактики алкоголизма, но, к сожалению, они не в силах противостоять факторам приобщения к алкоголю. Лидирующие позиции среди этих факторов занимают семья, с традицией семейного застолья и неправильным воспитанием молодого поколения, и дружеская компания, которая негативно влияет на подростка. Следующий фактор – это падение духовно- нравственных ценностей общества, вследствие чего молодежь, в силу своей восприимчивости, усваивает искаженные формы морали и норм. В конце сложившаяся ситуация пропитывается идеей «модности» элитных алкогольных напитков. Важно, что молодое поколение понимает всю катастрофичность этой проблемы и, в большей части, старается избежать это пагубной привычки, но значительная часть все же подверглась этому пристрастию и толерантно относится к нему.

Читайте также

Список литературы

  1. Рубанов А.В. Девиантное поведение: проблемы и противодействие / А.В. Рубанов // Философия и социальные науки – 2013. – № 3. С. – 59.
  2. Сафуанова З.А. Социальные риски в молодежной среде: проблемы и пути решения / З.А. Сафуанова // Вестник Башкирского университета – 2011. – № 1. С. – 198.
  3. В.В. Брюно( Моисеева). Влияние общественных дискурсов на отношение молодежи к спиртным напиткам и алкогольные практики: сборник материалов четвертой международной научно – практической конференции «Алкоголь в России» - [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://issuu.com/journallabirint/docs/_______________4 . – (Дата обращения: 17.06.2016)

Цитировать

Тараненко, О.С. Алкоголизация молодежи: факторы и осознание проблемы молодым поколением / О.С. Тараненко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 349-352. — URL: https://novainfo.ru/article/6994 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться