Физическая культура как основа здорового образа жизни студентов

№90-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается вопрос влияния занятий физической культуры на образ жизни студентов . Проблема малоподвижного образа жизни волнует всю планету, потому что из за этого появляются различные заболевания. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы студенты с удовольствием посещали физические занятия и вели здоровый образ жизни. Занятия спортом повышают работоспособность, прививают стремление вести здоровый образ жизни. Результатом можно считать группы студентов которые решили посещать не только занятия по физической культуре, но и всерьез заняться каким либо видом спорта.

Похожие материалы

В нашем городе остро стоит проблема повышенной смертности среди молодых людей. Скорее всего, это можно связать с существующими эталонами поведения, которые в основном пропагандируют разгульный образ жизни, беспорядочные отношения. Помимо этого увлечение разнообразными гаджетами привело к тому, что мы перестали много двигаться, тем самым обеспечили себе билет к скорейшей смерти. Можно заметить, что отношение к предмету физической культуры у учащихся ухудшилось. Статистика показывает, что из пяти человек, которые решили заняться спортом, остаются в нем на долгий срок один, два человека.

Как известно, образ жизни подразумевает не что иное, как определенный способ интеграции потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний.

Так как большую часть населения города составляют студенты, то наверно будет целесообразным рассмотреть, что студенты имеют в виду под понятием «образ жизни». Проанализировав материалы о жизнедеятельности студентов, выявилась неупорядоченность и хаотичность их организации. В частности это отразилось в таких важнейших компонентах, как:

  • нерегулярный и несвоевременный прием пищи,
  • каждодневное недосыпание,
  • малое пребывание на свежем воздухе,
  • сидячий образ жизни,
  • отсутствие закаливающих процедур,
  • самостоятельная учебная работа осуществляется в основном во время предназначенное для сна,
  • курение и алкоголь.

Также в настоящее время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна отводится лишь 24-30%, режим питания соблюдают — 10-16%, на режим двигательной активности приходится 15-30%. То есть, накапливаемые в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени окончания вуза и приводят к увеличению числа таких заболеваний, как сколиоз, нервное истощение, ожирение, гастрит, язва, ухудшение зрения. А так как эти процессы отмечаются в течение 5-6 лет обучения, то они, безусловно, оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты по большей части свободного времени используют для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями (посещают бассейн, тренажерный зал), третьи на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться [2, с.114].

Вышеперечисленные факты указывают на то, что практические занятия по, физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматического сохранения и укрепления здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам [2, с. 115].

Именно поэтому, вопросы здорового образа жизни и занятия спортом среди студенческой молодежи, становятся актуальными для обсуждения. Если раньше этот вопрос поднимался лишь при обследовании у врача, то сегодня на каждом шагу слышны призывы к здоровому образу жизни: как на телевидении, так на радио и в газетах. Главным образом, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности.

Что же подразумевает под собой понятие «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье [3].

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. [2, с. 116].

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов –
систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

С целью выявления, насколько студенты ведут активный образ жизни и следят за своим здоровьем, было проведено социологическое исследование в основе которого лежал опрос. Опрос состоял из пяти вопросов с тремя вариантами ответов. Каждый из вопросов был нацелен на выявление главной цели опроса (прямо или косвенно).

Было опрошено 70 студентов. Следует учесть, что степень честности ответов опрашиваемых не может быть стопроцентной, в силу таких причин, как стеснение в выражении мыслей, раздраженность и т.д. На вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо спортом?» 55 человек ответило положительно, 15 респондентов не занимаются. На вопрос «Вы спортивный человек?» ответили следующим образом, нет, к сожалению -7 респондентов, нет, спорт — это ерунда — 2, да, так как иногда посещаю бассейн, тренажёрный зал или стадион — 31, да, я регулярно тренируюсь, (несколько раз в неделю, не прерываясь на значительное время) -19, 11 студентов оказались профессиональными спортсменами. На вопрос «Как часто вы делаете утреннюю зарядку?», 32 человека уделяют зарядке хотя бы 5 минут, остальные 38 студентов предпочитают поспать лишние минуты. На вопрос «Считаете ли Вы себя человеком, который ведет здоровый образ жизни?» утвердительно ответили — 57 человек, 13 — затруднились ответить. Полученные результаты, скорее всего, свидетельствуют о том, что на сегодняшний день студенты предпочтение отдают здоровому образу жизни, а в частности занятиям всевозможными видами спорта.

Следовательно, необходимо побуждать студентов к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи, культивировать своего рода «моду» на здоровье.

Актуальность формирования мотивации на ведение здорового образа жизни в процессе обучения студентов указывает на то, что чем раньше формируется данная позиция, тем эта позиция оказывается устойчивее в дальнейшей жизни. В целом отмечается снижение уровня негативного поведения у студентов 5 курса (уменьшается количество курящих, употребляющих алкоголь, принимающих наркотические средства) при росте этих показателей у 1 — 3 курсов. В то же время увеличивается число студентов, обучающихся на старших курсах, которые совсем не занимаются спортом после того, как после четвёртого курса у них закончились занятия физической культурой. Причина отсутствия интереса к сохранению здоровья у студентов лежит в недостаточно используемых возможностях социального воздействия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль здорового образа жизни велика и правильно подобранные занятия физкультуры взбодрит группы студентов, повысит их работоспособность. Также усиление социальной стимуляции студентов должно проходить через ряд мероприятий, проводимых в учебных заведениях. К ним можно отнести проведение конкурсов и спортивных эстафет, наглядная агитация с тематикой ЗОЖ, материальные поощрения студентов, ведущих ЗОЖ, организация турпоходов со спортивными мероприятиями.

Список литературы

  1. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. – 250 с.
  2. Физическая культура студента: Учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448 с.
  3. Основы здорового образа жизни студента [Электронный ресурс]: http: // bibliofond.ru / view.aspx?id=42202 (дата обращения: 27.05.2016).