Эффективность финансового обеспечения наукоградов

№95-1,

юридические науки

В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения наукоградов за счет федерального бюджета. Проводится анализ механизмов, применяющихся при распределении финансовых ресурсов на развитие наукоградов.

Похожие материалы

В настоящее время появление большого количества наукоградов в России связано с необходимостью решения социально-экономических проблем общества с высокой концентрацией научно-технического потенциала.

В соответствии с Федеральным законом от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» основанием выделения денежных средств из федерального бюджета является наличие у муниципалитета статуса наукограда [2]. В настоящее время помощь наукоградам осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета за счет межбюджетных трансфертов.

До 1 января 2005 года было проведено финансирование наукоградов посредством распределения финансов в различные уровни бюджета и внебюджетные организации. Это произошло на основании соглашения между Правительством Российской Федерации, федеральным органом и органами местного самоуправления. Далее на основании соглашения происходило долевое финансирование из федерального бюджета.

С 1 января 2005 года изменилась система финансирования наукоградов. Это произошло в результате реформирования бюджетного процесса и разграничения расходов по уровням общественно-правовых образований.

В настоящее время финансирование осуществляется через механизм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации для перевода в бюджеты науки для реализации мероприятий по развитию и поддержке социальной, технической и инновационной инфраструктуры, государственной поддержки наукоградов.

Распределение государственных средств на развитие научных городов производится на основании численности населения муниципалитета. И акцент делается на деятельности, связанной с социальным развитием общества.

Проведенный анализ средств, выделенных муниципальным властям из федерального бюджета на развитие наукоградов на 2015-2016 годы, показывает, что за два года из федерального бюджета на социально-экономическое развитие наукоградов было выделено 6,3 млрд. рублей.

Но в последние годы наблюдается резкое снижение финансирования из федерального бюджета. Например, в 2017 году было выделено на 60% меньше денег, чем в 2016 году [1].

Глава 16 Бюджетного кодекса РФ определяет порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации [3].

Средства из федерального бюджета переводятся на счета, которые открываются в региональном налоговом органе, где происходит распределение финансов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующей передачи в бюджеты субъектов Федерации. В будущем эти межбюджетные трансферты будут переданы налоговыми органами субъектов в бюджеты Российской Федерации по наукоградам. В то же время власти субъектов федерации не имеют права перераспределять межбюджетные трансферты между бюджетами находящихся на их территории наукоградов Российской Федерации.

Как уже отмечалось ранее, ежегодно органами местного самоуправления наукоградов утверждается перечень мероприятий по развитию и поддержке их социальной, технической и инновационной инфраструктуры. С учетом установленных пределов для рабочего финансового года осуществляется их финансирование. Местные власти сами вносят в перечень мероприятий необходимые действия. Этот перечень может включать в себя расходы, связанные с проведением проектно-исследовательских работ, строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании утвержденных в установленном порядке проектной и сметной документации, а также покупку оборудования для ЖКХ и организаций.

Необходимо обратить внимание на то, что социально-экономическое развитие муниципального образования, имеющего статус наукограда, направлено в основном на поддержку сферы жизни городских районов.

Ежеквартально органы местного самоуправления направляют отчет о проделанной работе в Министерство финансов Российской Федерации. В случае остатка нераспределенных средств эти суммы возвращаются в федеральный бюджет.

Анализ эффективности механизмов финансовой поддержки наукоградов показывает, что государственная поддержка в виде средств из федерального бюджета не стимулирует муниципалитеты к развитию инновационного компонента в подчиненной области. Это свидетельствует о сумме средств, потраченных на развитие инновационной инфраструктуры в 2015-2016 годах.

Таким образом, общая сумма из федерального бюджета по науке РФ в 2015 году составила 20,2% и снизилась до 2,8% до 2016 года. Снижение наблюдается практически во всех случаях [1].

В муниципальных органах со статусом наукограда происходит «распыление» средств, выделяемых из федерального бюджета. Это, в первую очередь связано, с одной стороны, с большим количеством мероприятий, включенных в список, а с другой — с низкой стоимостью этих работ, до 4 миллионов рублей.

На наш взгляд, такая ситуация обусловлена прежде всего тем, что федеральный бюджет финансирует почти весь перечень мероприятий, которые предлагает муниципалитет. И последнее, в свою очередь, мало способствует их развитию. Почти все социальное развитие районов города происходит за счет средств федерального бюджета.

Прежде всего, предлагается уделить особое внимание финансовым ресурсам с высоким приоритетом на развитие инновационной инфраструктуры. Для этого необходимо выделить «солидную» долю средств из федерального бюджета, которые будут направлены на развитие и поддержку инновационной инфраструктуры.

Таким образом, нынешняя модель финансирования наукоградов имеет ряд недостатков. Существующая нормативная база привела, условно говоря, к «размытию» концепции науки как области, ориентированной на научные знания, и последующему ее внедрению в виде новых технологий.

Например, действующее законодательство запрещает муниципалитетам направлять средства федерального бюджета в поддержку инновационных проектов. Кроме того, оно не допускает эффективной координации и взаимодействия федеральных органов власти с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления наукоградов, поскольку исключает принцип разработки и утверждения комплексных программ развития общин как наукоградов.

Полагаем, что необходимо создать правовой механизм, который будет способствовать инновациям наукоградов, чтобы улучшить, в том числе, систему их финансирования.

Необходимо также определить долю средств из федерального бюджета на развитие наукоградов и объем средств, которые сама община может направить на социальное развитие.

Список литературы

  1. Данные Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main. (дата обращения: 13.12.2018)
  2. Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.12.2018).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.12.2018).