К вопросу о формировании геометрических представлений у младших школьников

№96-1,

физико-математические науки

В данной статье рассматривается необходимость более углубленного изучения геометрического материала младшими школьниками.

Похожие материалы

В первооснове государственных структур, психолого-педагогической практики и концепции преподавания математике в начальной образовательной школе неизменно находится дилемма становления геометрических взглядов у младших школьников. Это подтверждают стратегические документы, устанавливающие значимость и позицию начального просвещения, а именно: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, что утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 и Концепция развития математического образования в Российской Федерации, принятый распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р.

В текущий период увеличена значимость геометрического материала и методов в направлении математики начального образовательного стандарта, то есть обозначилось интенсивное повышение по количеству геометрических показателей в начальной школе. Чтоб педагог имел возможность ознакомить учеников с разными геометрическими предметами (как в пространстве, так и в плоскости), смог научить обучающихся верно предъявлять их, ему в обязательном порядке необходима разработка или подборка отвечающего требованиям дидактического материала и системы упражнений для наиболее полноценного становления у учащихся понимания о геометрических элементах в системе.

Тема «Геометрические фигуры» имеет особую значимость в школьных программах. Данная тематика подвержена исследованию на всем этапе первичного обучения математике. Обычно, отдельные вопросы, которые объединены с геометрическим материалом, никак не акцентируются, соединены они с освоением базисного арифметического ресурса. Представление геометрических модификаций числового ряда, а также углов, размеров, площадей пространственных фигур представлены отдельно.

Гораздо существенный масштаб в курсе математики начального образования приходится на постижение геометрического материала. Здесь присутствуют два ключевых мотива:

  1. активность с геометрическими формами предоставляет допустимость к использованию наглядно — образного, наглядно — действенного и наглядно — логического ступеней мышления, потому как они более близки ученикам начальных классов. Благодаря им они получают шанс подняться на высшую ступень в своем становлении — словесно — логическую ступень;
  2. повышение масштаба исследования геометрического материала в начальной школе, что непосредственно объединено с пространственными предметами, подразумевает результативную подготовленность обучающихся к учению курса геометрии. Это помогает снижению у учащихся начального и среднего образования сложностей, возникающие при анализе курса геометрии в последующем обучении.

Становление объемного воображения у школьников младших классов, способность к наблюдению, обобщению, сопоставлению, рассмотрению и конкретизации считается в максимальной степени главным вопросом ознакомления с геометрией в направлении математики начальной школы. Последующей, не менее важной, проблемой предоставляется возможность воспитания у обучающихся практических знаний построения и измерения геометрических предметов с применением угольника, линейки и циркуля.

Ведущими вопросами при исследовании геометрического материала учащимися начального учебного заведения считаются:

  • конкретизация и абстракция геометрических определений в концепции, какие были получены еще в дошкольном возрасте;
  • взаимообогащение геометрических определений учащихся, развитие конкретных базисных геометрических взглядов (фигура, плоскостные и пространственные формы, ключевые разновидности плоскостных и пространственных фигур, их тактическая связь между собой и т.д.);
  • становление плоскостного и пространственного воображения обучающихся;
  • подготовленность к исследованию направления геометрии в старших классах средних учебных заведений.

Разрешение первого вопроса, более всего на начальном этапе преподавания, подразумевает детализацию терминов, которые используют ученики. Помимо этого, подразумевает установление свойств, и это предоставляет вероятность отнесения геометрических фигур к конкретной группе. Анализ геометрического материала не всегда правильно сформировано на должном уровне. В настоящее время развитие математического образования имеет огромное число разных аспектов к формированию геометрических представлений младших школьников. Они базируются на спецификах развивающего просвещения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.Н.Рудницкая, Д.Б. Эльконин), идее становления пространственного мышления (Н.Б. Истомина), прогнозирования геометрических форм (А.М. Пышкало), преамбуле геометрических взглядов на основании образованной концепции первоначальных арифметических определений (Л.Г. Петерсон), динамичном использовании фактических действий при учении составляющих геометрии (М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.И.Моро) и иных.

При создании геометрических взглядов нужно последовательно следовать с «предмета к форме» (к ее образу), и наоборот — от образа формы к реальному предмету.

Опыт работы показывает, что применение геометрического материала предоставляет новейшие способы в плане формирования суммарных приёмов мыслительной активности, понимания, творческой фантазии, образной памяти, визуального мышления, познавательной деятельности, проницательности, логики и «математического чутья» младшего школьника.

С целью эффективного освоения направления геометрии в математике учащимися в начальном образовании, они обязаны в первую очередь иметь дело с фактическими представлениями геометрических фигур, а никак не теоретическими преображениями. Им нужно научиться опознавать их в модификациях (макетах, рисунках, чертежах, схемах) и в объектах, которые находятся вокруг, и при этом представлять либо создавать их. Кроме того, нужно постараться освоить простые методы построения и анализа модификаций.

Список литературы

  1. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.