Преступления против государственной власти и проблемы их профилактики

№96-1,

юридические науки

Статья посвящена исследованию преступлений против государственной власти и проблемам их профилактике. В работе проанализированы проблемы борьбы с преступлениями против государственной власти, которые в общей структуре преступности занимают сравнительно небольшое место, но, несмотря на это, характеризуются повышенной степенью общественной опасности и высокой латентностью. В исследовании обосновывается необходимость, чтобы их профилактике придавалось значение общегосударственной, обще социальной проблемы, требующей сосредоточенных и комплексных усилий субъектов всех уровней, федеральном, региональном и местном.

Похожие материалы

Повышенная общественная опасность преступлений против государственной власти обусловливается тем, что именно от основанной на законах, целенаправленной и качественной деятельности государственного аппарата во многом зависит нормальное функционирование общества и государства в целом.

Преступления против государственной власти — общественно опасные деяния, посягающие на отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также ее отдельных институтов и органов, ответственность за которые предусмотрена в статьях раздела Х УК РФ.

Проблема уголовно-правовой охраны государственной власти изучалась в разное время известными учеными. Но в работах этих ученых освещены не все аспекты проблемы уголовной ответственности за подобные преступления, большинство же из них написаны задолго до последних изменений уголовного законодательства, касающихся исследуемых составов. Нельзя не отметить, что в настоящее время проблеме данных преступлений в монографической литературе уделяется значительно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны. При этом единственным крупным изданием с комплексным уголовно-правовым и криминологическим анализом преступлений против государства является труд С. В. Дьякова «Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность», изданный в 1999 году.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время в научных исследованиях вопросам классификации различных категорий уделяется особое внимание. Объясняется это тем, что они служат одним из наиболее часто используемых юридико-технических приемов в праве. Классификация позволяет выявить определенные явления по различным отличительным признакам, устанавливать их характеристики, признаки, функциональную направленность расширять границы познания. Все это способствует их глубокому и всестороннему исследованию.

Сам характер преступлений против государственной власти требует, чтобы их профилактике придавалось значение общегосударственной, обще социальной проблемы, требующей сосредоточенных и комплексных усилий субъектов всех уровней, федеральном, региональном и местном.

Прежде всего, сами власти должны заботиться о своей защите, о своем авторитете и ответственности перед народом. Псевдодемократические акции в этом не помогают, а еще больше увеличивают отчужденность. Очевидно, надо больше заботиться о формировании в стране подлинно правового государства и гражданского общества. Эти два стратегических направления государственного строительства и общественного устройства, если получат плодотворное развитие, могут помочь успешно контролировать всю преступность и обеспечить профилактику преступлений против государственной власти.

Необходимо придать самое серьезное значение патриотическому и правовому воспитанию граждан, особенно молодого поколения. Не меньшее значение нужно придавать правовому воспитанию самих государственных служащих.

Особого внимания заслуживают проблемы профилактики должностных преступлений и противодействие коррупции в государственном аппарате и органах местного самоуправления.

Прежде всего необходимо, чтобы служащие отвечали своему назначению и честно выполняли свои обязанности, определенные законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», отраслевыми законами и ведомственными инструкциями. Необходимо, чтобы требования указанного закона об испытании при замещении должностей государственной службы и о периодической аттестации государственных служащих строго соблюдались. Высокий уровень профессиональной подготовки, правосознания и правовой культуры, принципиальность, объективность и неподкупность — вот основные качества, которым должен отличаться государственный служащий.

Предупреждение государственных преступлений является главным направлением борьбы с этими опасными деяниями.
Помимо выявления, предупреждения и пресечения государственных преступлений в ходе оперативной деятельности, органы государственной безопасности ведут профилактическую работу, которая является логическим продолжением оперативной деятельности и заключается в системе мер психологического воспитательного воздействия на лиц, находившихся в криминогенной ситуации. Эта работа регламентируется законодательством об оперативно-розыскной деятельности, основанными на нем ведомственными актами Федеральной службы безопасности и ведется систематически, целеустремленно и масштабно.

Органы безопасности ведут как индивидуальную, так и общую профилактику государственных преступлений.

Общая профилактика направлена на выявление, устранение или локализацию причин и условий, способствующих совершению государственных преступлений. Основанием такой профилактики служит наличие полных и достоверных данных о происходящих или возможных негативных процессах в регионе или на объектах, которые могут нанести ущерб интересам государственной безопасности.

Индивидуальная профилактика представляет собой систему мер, проводимых в отношении конкретного лица в целях предупреждения с его стороны совершения государственного преступления. Основанием такой профилактики является наличие полных и достоверных данных, свидетельствующих о том, что поведение лица противоречит интересам государственной безопасности и может привести к совершению преступления против государства.

Методы индивидуальной профилактики включают:

  • личные беседы;
  • воздействие через родственников и близких, через руководителей учреждений, предприятий и организаций;
  • использование средств массовой информации;
  • вынесение официального предостережения.

Используются как гласные, так и негласные формы профилактики.

Борьба с преступностью на волне мощной криминализации общества требует не только знаний и опыта, но и всемерной поддержки со стороны общества и государства, поднятия престижа этой благородной, но опасной работы. Нельзя допускать, чтобы те, кто в своей повседневной деятельности теряет здоровье и рискует жизнью во имя защиты интересов общества и государства, оказались в нравственном и социальном плане незащищенными.

Таким образом, несмотря на всю тяжесть и большой охват преступлений против государственной власти, проводятся эффективные мероприятия, направленные на предупреждение, профилактику и борьбу с названными выше преступлениями.

Список литературы

  1. Дьяков С. В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственные преступления. М., 1999.
  2. Самойлов А.С., Ежов А.Н. «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»: Учебные материалы – Архангельск: Международный Институт Управления, 2004.
  3. Курс уголовного права в пяти томах. Том 5. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М.: Зерцало, 2002.
  4. Галиакбаров Р. Р. Уголовное право. Общая часть: Учебник. – Краснодар: 1999.
  5. Портнов В.П. ВЧК, 1917-1922. М., 1987.