Развитие и совершенствование физических качеств у курсантов вузов ФСИН России

№96-1,

педагогические науки

В статье осуществляется общетеоретический анализ понятий «физическая культура» и «физическая подготовка». Автором поднимается вопрос о том, как в условиях ограниченного временем учебного занятия совершенствовать физические навыки у курсантов уголовно – исполнительной системы. В статье раскрываются основные факторы, влияющие на повышение результативности тренировок, рассматриваются основные направления улучшения качества физической подготовки, а также методы совершенствования физических качеств при проведении групповых и индивидуальных занятий. Описывается взаимосвязь психических и физических качеств, необходимых для становления специальных черт сотрудника.

Похожие материалы

Для любого человека осознание того, что он превосходит оппонента в физическом плане и в умении грамотно применять свои качества, является очень важным психологическим фактором отстаивания своей точки зрения. Тем более, если речь идет о служебной деятельности, ведь по какой причине бы ни произошла конфликтная ситуация, в ней есть человек, который осуществляет свою деятельность в рамках Закона и имеет право диктовать свою волю, а тот, кто преступает закон, должен ей подчиниться. И подчиняется он ей всегда более охотно, когда сотрудник уголовно-исполнительной системы уверенно действует в сложившейся обстановке. Поэтому, одной из главных задач образовательных учреждений УИС является систематическое пополнение своих органов профессионально подготовленными специалистами, способными и готовыми эффективно противостоять любым видам правонарушений, проявлять лучшие гражданские, профессиональные и физические качества в повседневных и чрезвычайных условиях. Для этого образовательные учреждения ФСИН России разрабатывают учебную программу планово: включая все необходимые для становления опытного сотрудника дисциплины и соединяя теоретические знания с практикой.

В любых видах военных учебных заведений становление высококвалифицированного специалиста включает в себя в качестве основополагающего компонента физическую культуру, которая содержит совокупность физических и духовных сил, которыми должен обладать курсант и конечно же в дальнейшем будущий сотрудник. Для её успешного формирования, как уже было замечено, необходимо обладать физическими силами, которые нарабатываются в процессе физической подготовки.

Физическая подготовка — одна из составляющих при обучении курсантов в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы, помимо знаний закона об уголовно-исполнительной системе и иных нормативно правовых актов, сотрудник ФСИН России должен находиться в хорошей физической форме и обладать достаточными навыками боевых приемов борьбы [3, с. 155].

В данном случае её спецификой является не только развитие физических качеств у будущих сотрудников, но и возникновение у них морально — волевых и профессиональных черт, требуемых для работы в пенитенциарных учреждениях.

Современное общество каждый день развивается, приобретая новый жизненный опыт, новые знания и умения. Деятельность уголовно-исполнительной системы постоянно находится на виду у общественности, следовательно, требования к сотрудникам силовых структур остаются неизменными: эти люди должны быть квалифицированными специалистами с высоконравственными идеалами, верные служебному долгу и государству. Именно в связи с повышением данных требований, физическая подготовка в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы приобретает новое качество и новое значение [2, с. 154].

На сегодняшний день в рамках изучения дисциплины физическая подготовка в вузах УИС курсантами осваиваются прикладная гимнастика, боевые приемы борьбы, легкая атлетика, лыжная подготовка, а также разнообразные специальные упражнения, позволяющие ускорить физическое развитие обучающихся. Именно на этих занятиях закладываются основы для воспитания необходимых служебно-боевых, морально-волевых качеств, чувства долга, ответственности и коллективизма.

Одним из эффективных методов развития базовых физических качеств, такие как сила, быстрота, выносливость, является круговая тренировка. Круговая тренировка — это тип тренировки, заключающийся в выполнении нескольких упражнений поочередно, на различные группы мышц, создавая при этом так называемый круг.

Одним из важнейших факторов, влияющих на успешность и результативность занятий, является преподавательский подход к организации учебного процесса. Именно от методов, выбранных преподавателем при демонстрации того или иного упражнения зависит усвоение и правильное выполнение обучающимися задания, формирование его двигательных навыков и совершенствование физических качеств.

Стоит отметить, что существуют внеучебные формы организации поддержания и совершенствования физических качеств: утренняя физическая зарядка; учебно-тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования, представляющие сборные команды по служебно-прикладным и олимпийским видам спорта, включенным в календарные планы соревнований ФСИН России и образовательного учреждения; организуются самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом в свободное время по заданию преподавателей, а также консультации и дополнительные индивидуальные и групповые занятия с курсантами и слушателями, отстающими в овладении учебным материалом и пропустившими занятия, проводятся в соответствии с графиком консультаций кафедры физической подготовки; массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в соответствии с утвержденным календарем, планами спортивно-массовой и воспитательной работы института.

Но все же в настоящее время существует ограниченный лимит учебного времени, выделенного на занятия физической подготовкой, поэтому необходимо максимально полезно его использовать, для чего следует придерживаться принципов и использовать в образовательном процессе весь комплекс методов обучения, направленный на эффективную подготовку курсантов и слушателей к предстоящей служебной деятельности.

Среди направлений совершенствования развития физических качеств следует выделить:

  • повышение интереса курсантов к занятиям физической культурой и спортом посредством проведения соревновательных мероприятий;
  • воспитание волевых черт характера курсантов, в том числе стремления добиваться своей цели, невзирая на любые сбивающие факторы;
  • создание и инсценировка ситуаций, схожих с происходящими в условиях оперативно — служебной обстановки.

Для этого следует применять новые методики профессиональной подготовки, современный спортивный инвентарь и муляжи боевого оружия. Чаще всего такие ситуации требуют быстрого принятия решений, но при этом четкой осознанности своих действий [1, с. 575].

Таким образом, знания, умения и навыки, закладывающиеся во время обучения в вузе, являются фундаментальными. Для наиболее успешного освоения учебной программы требуется специализированный подход к обучению курсантов, создание модернизированных программ с учетом новых требований и стандартов. Именно внедрение новых, в сочетании с классическими проверенными, методов позволит увеличить качество физической подготовки обучающихся и достижение ими высоких результатов в служебной деятельности.

В ходе проведения учебных занятий в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы у курсантов и слушателей происходит образование и совершенствование не только двигательных навыков, но и физических, психических, а также специальных качеств.

1. Двигательным навыком является действие, которое в процессе обучения доводится до автоматизма. При частом повторении однотипных движений в мозге человека создаются прочные рефлекторные связи, называемые динамическим стереотипом. Движения доводятся до автоматизма и становятся более координированными, выполняются легче и увереннее, так как находятся под контролем центральной нервной системы [4, с. 832].

При формировании и совершенствовании двигательного навыка должна соблюдаться строго определенная последовательность, при которой происходит слияние всех отдельных элементов и движений в целостное действие, устраняются излишние движения, повышается роль двигательного анализатора. Специфичная способность ощущать исполнение упражнений через вестибулярный аппарат, двигательный, а также другие анализаторы позволяет обучающимся находить свои ошибки, увидеть и почувствовать то, что не замечают другие, находящиеся рядом и не владеющие таким навыком.

Двигательный навык создается в течение определенного периода времени. У одних это происходит довольно быстро, у других — гораздо медленнее. Временные задержки свидетельствуют о разном уровне физической подготовленности, переутомлении, нелогичной методике обучения, неправильной организации проведения занятий. Навык считается наиболее сформированным, если обучающийся овладел техникой выполнения упражнений в целом. Однако такой навык может быть утрачен, если его периодически не совершенствовать.

2. Другим важным направлением физической подготовки является воспитание основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость), учет отличительных особенностей формирования которых позволяет подбирать обучающимся наиболее эффективные средства и методы их воспитания, в том числе данный процесс составляет ведущее звено в структуре специальной подготовки курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы.

Главная роль в формировании физических качеств принадлежит совокупности рефлекторных связей, а также морфологическим изменениям, происходящим в организме обучающихся под воздействием тренировок в мышцах, внутренних органах и крови. Системность обучения, последовательность повышения нагрузок, правильное чередование тренировки и отдыха обеспечивают прочность физических качеств, для совершенствования которых используются:

  • повторный;
  • переменный;
  • равномерный;
  • контрольный;
  • интервальный;
  • соревновательный методы.

Каждый из этих методов применяется на отдельном этапе обучения курсантов и слушателей, в том числе с учетом специализации предстоящей служебной деятельности выпускников. Для воспитания каждого отдельного физического качества используются и специфичные методы.

3. Непосредственно при строении физических качеств, которые сопровождаются интенсивной работой всех групп мышц и центрально-нервных факторов, посылаемых к мышцам, развиваются личностно-психические факторы. Именно от них зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

4. Специальные качества вырабатываются в процессе исполнения различных действий, воздействующих на организм курсантов и слушателей и обеспечивающих его устойчивость к неблагоприятным условиям профессионально-служебной деятельности. Это, например, организация плана о розыске сбежавшего преступника (марш- бросок); легкоатлетические упражнения перед инсценировкой захвата бандита и т.д..

Таким образом, физическое совершенствование — это процесс улучшения общего физического состояния курсантов и слушателей, а также формирования связанных с этим убеждений, потребностей, знаний и умений в ходе системного выполнения действий и воздействия соответствующих благоприятных условий.

В наибольшей степени он зависит от специфичных деловых качеств педагога, от его знаний и опыта, умения грамотно проводить учебные занятия и тренировки по различным видам спорта, подводить итоги проведенных занятий и соревнований, а также добросовестного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. Но чтобы преодолеть вышеперечисленную проблему и выйти на качественно новый уровень организации физической подготовки будущих работников — поможет всесторонняя и комплексная организация занятий, внедрение новых технологий в учебный процесс и объединение теоретических знаний профильных предметов для практической отработки ситуаций.

Список литературы

  1. Астафьев К.А., Гниломедов Р.А. Индивидуализация педагогического взаимодействия при развитии физических качеств у курсантов УИС // Тех-ника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: сборник материалов Международной научно-практической межведомственной конференции. ФКОУ ВО "Воронежский институт ФСИН России". – 2016. – С. 574-576.
  2. Бондарева М.Г. Физическая подготовка курсантов: реалии и пер-спективы развития // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. – 2016. – С. 153-155.
  3. Губанов Э.В. Некоторые особенности развития и тренировки физи-ческих качеств у курсантов образовательных организаций МВД России // Наука - 2020. – 2018. – № 1 (17). – С. 154-157.
  4. Кольцов А.С., Долматова Я.Г. Исследование динамики показателей физического развития и подготовки курсантов на основе методов систем-ного анализа // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. – 2016. – С. 830-833.