Развитие кибер устойчивости личности современных детей и подростков

№97-1,

психологические науки

Актуальность проблемы развития кибер устойчивости личности современных детей и подростков подтверждается рядом противоречий, выявленных в ходе исследования. Общественные институты современного общества (образование, семья, СМИ) испытывают дефицитарную потребность в наличии методов адекватного отреагирования потенциальных рисков интернет пользователей, в числе которых наиболее уязвимой аудиторией являются дети и подростки. В статье предложен вариант апробированного психолого-педагогического тренинга в качестве метода развития кибер устойчивости личности посредством восстановления сопричастности детско-родительских отношений.

Похожие материалы

В настоящее время условия цифровизации общества влекут закономерную трансформацию образования. Инновационные процессы современного образования включают киберсоциализацию в качестве устойчивого и необратимого социального явления. При этом, возрастание возможностей субъектов образовательного пространства находятся в прямо пропорциональной зависимости от возрастающих кибер рисков, проявляющихся в электронной, потребительской, коммуникативной сферах жизнедеятельности пользователей интернет среды. Киберзависимость детей и подростков, являясь относительно новой и слабо отрефлексированной как на научно-теоретическом, так и на практико-прикладном уровнях, стабильно занимает высокие рейтинговые места по запросам психологической помощи со стороны родителей и педагогов. Анализ природы данной формы аддиктивного поведения позволяет видеть целый комплекс причин ее возникновения, среди которых могут быть названы следующие:

– отсутствие надлежащего контроля со стороны правоохранительных органов за содержанием сайтов, распространяющих негативные контент, рассчитанный на детей и подростков, в частности, содержащий деструктивные психологические механизмы, вызывающие зависимость в форме аддиктивного поведения;

– отсутствие общепринятых гигиенических, психологических и социальных норм и критериев дифференциации нормы, пограничного состояния и патологии интернет зависимого поведения детей и подростков;

– фрагментарное участие института дошкольных образовательных организаций, школы в лице учителей, социальных педагогов и школьных психологов в профилактике киберзависимости в среде детей и подростков;

– самоустранение родителей от воспитания детей в связи с высокой степенью занятости из-за решения вопросов материального жизнеобеспечения и депривацией родительской ответственности (обеспеченные семьи зачастую делают выбор в пользу внесемейного воспитания);

– отсутствие компетентности родителей для реальной оценки содержания информационной интернет продукции, в условиях постоянной вовлеченности детей и подростков в качестве пользователями сайтов, которые обращены к ним с информацией, способной нанести вред психическому и физическому здоровью и благополучию;

– снижения возраста пользователей сети Интернет;

– обращение несовершеннолетних к Интернет- ресурсам, как способу снятия напряжения и поиска близкого общения, любви, тепла, построения доверительных отношений, притом, что со стороны родителей и педагогов они имеют постоянное предъявление возрастающих требований;

– возрастание невротизации школьников в результате информационных перегрузок, и отсутствия психологических механизмов саморегуляции, формирующих устойчивых социально-психологический иммунитет противодействия деструктивным сетевым детским и молодежным субкультурам;

– расширение круга личностных рисков пользователей социальных сетей, включающих в настоящее время внушение противоправного и асоциального мировоззрения (экстремизм, терроризм, секс, культура насилия, развращение) с целью предоставления возможности испытывать сильные эмоциональные переживания, в которых остро нуждаются дети и подростки;

– использование в процессе формирования потребительских интернет запросов НЛП-технологий, элементов практики холотропного дыхания, форм бихевириального подкрепления, воздействующих на глубинные слои подсознания;

– формирование игровой и коммуникативной субкультуры с использованием базовых противоречий подросткового возраста: неустойчивость социального статуса и самооценки, повешенная тревожность и неуверенность в отношении внешнего вида, высокий уровень притязаний и неуверенности в своих способностях, потребность в близких отношениях и отсутствие сексуального опыта;

– отсутствие комплексных программ мониторинга, профилактики и психологического сопровождения детей и родителей с целью предотвращения широкого круга актуальных кибер рисков;

– рост духовной дезориентации современного подрастающего поколения, приводящий к потере экзистенциальной ценности жизни и ценности персонального времени.

Качественная профилактика киберзависимого поведения современных детей и подростков, несомненно, должна иметь комплексный характер, привлекая все институты общества. При этом, особенная роль, на наш взгляд, принадлежит родителям и семейному воспитанию. Поскольку в практической деятельности психологов возрастает количество обращений родителей по проблемам киберзависимости детей и подростков, мы хотели поделиться опытом организации и проведения интегративного тренинга для родителей по развитию родительско-детской сопричастности в семейных отношениях.

Основными принципы тренинговой деятельности в контексте обсуждаемой проблемы являются фасилитация, конгруэнтность, полисубъекные отношения, экологичность.

Построение функциональной структуры тренинга ориентировано на развитие самоидентичности посредством осознания вытесненных (контенированных и прерванных) переживаний, связанных с потерей позитивной сопричастности в детско-родительских отношениях. Продолжительность тренинга зависит от характера запроса и может иметь форму отдельного занятия или включать цикл встреч, но в любом случае закономерны следующие этапы формирования внутреннего плана действия:

  • стимулирование потребности к личностному росту;
  • формирование конструктивной мотивации самопознания через безопасное опредмечивание потребности самовосприятия, самопонимания и саморазвития;
  • уяснение закономерной последовательности интегральных рефлексивных процессов;
  • выполнение практических заданий с предписаниями, ориентированными на саморазвитие;
  • субъектное моделирование самопреобразующей деятельности;
  • ассимиляция полученного опыта.

Программа деятельности представляет собой вариант психолого-педагогического тренинга по развитию навыков аутокомпетентности как элемента субъектной культуры, что в свою очередь является надежной профилактикой ресурсного поведения в детско-родительских отношениях. Программа тренинга включает три основных этапа: вводно-ознакомительный, деятельностно-рефлексивный, этап оценки эффективности. Деятельностно-рефлексивный этап включает четыре блока работы, они могут совмещаться в работе и могут использоваться самостоятельно, в зависимости от состава участников, целей и запроса.

План тренинга включает знакомство, когнитивный анализ причин возникновения киберзависимости у детей, анализ природы детско-родительских отношений и анализ родительских ресурсов в контексте профилактики киберзависимости у детей. В ходе выполнения тренинговых упражнений особое значение придается актуализации контенированных чувств в персональном родительском опыте, включая перинатальный период и периоды собственного детства.

Практика тренинговой работы свидетельствует о том, что ресурсы социально-психологического тренинга не являются достаточными, поскольку когнитивно-вербальной вовлеченности участников бывает недостаточно для прорабатывания тем по рассматриваемой проблеме. Интеграция методов в сценарной разработке тренинга определяется не только содержанием запроса, но и индивидуальными предпочтениями участников и компетентностными возможностями ведущего. В тренинговой работе по рассматриваемой проблематике оптимально на наш взгляд сочетаются методы песочнойтерапии и сказкотерапии.

Упражнения песочной терапии позволяют участнику достигать состояния утраченного равновесия, в его внутреннем пространстве снижается интенсивность дестуктивных переживаний обиды, тревоги, страха. Упражнения с песком позволяют участникам проживать контернированные чувства на телесном уровне и актуализировать иррацинальный уровень. В свою очередь сказкотерапия за счет использования метафорических образов и сюжетов имеет оптимальный ресурс по отреагированию болезненных переживаний, связанных с возвращением детей к благополучию и полноценной жизни. Сказка, исцеляя, бережно учит тому, что во все времена существуют демоны, охотящиеся на беззащитных детей, но материнские силы духовной сопричастности с ребенком не уступали никаким деструктивным конструктам во все времена.