Наиболее важным условием определения уровня компетенции государственного служащего является степень их профессиональной подготовки и уровень квалификации. Для государства является весьма выгодным инвестиции в профессиональный рост государственных служащих, от него в значительной мере зависит развитие и процветание, поскольку профессиональными государственными служащими может быть обеспечен высокий уровень достижения стратегических и тактических целей государственного развития.
Обеспечение кадрового состава государственных служащих определяется следующими критериями:
- подбором квалифицированных специалистов,
- обеспечение условий для эффективной профессиональной деятельности;
- способностью кадров своевременно и точно выполнять трудовые задачи;
- человеческими качествами,
- коммуникационными навыками,
- деловыми способностями.
В условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды к государственным служащим предъявляются все новые и новые требования. К сожалению, на сегодня не все государственные служащие отвечают данным требованиям [1, с.16].
В двадцать первом веке результативность деятельности государственных служащих определяется как профессиональное развитие. Система подготовки кадров обеспечивает решение двух основных задач:
- потребностью в замещении выбывшей кадровой единицы;
- профессиональным ростом.
В процессе профессионального роста индивидуум проходит многоуровневый и сложный процесс, в результате которого формируются компетенций, связанные с углублением в профессиональной деятельности. Профессиональное развитие является сложным и долгим процессом приобретения профессиональных навыков и умений. Развитие профессиональных качеств государственных служащих является важной государственной задачей, поскольку государственные служащие должны отвечать требованиям профессиональной компетенции. Наиболее значимым фактором в формировании профессиональной компетенции является уровень образованности. Развитие компетенции кадрового персонала государственной службы характеризует ориентация государственных служащих на выполнение сложных, многоуровневых задач, карьерного роста и личностного развития [3, с.15].
Профессиональное развитие может предполагать возможность для реализации потребности человека в личностном и профессиональном росте, поиске внутренних резервов и возможностей, которые обеспечат государственному служащему возможность решения сложных профессиональных задач [4, с.76].
Профессиональная подготовка государственных служащих должна отвечать современным государственным требованиям, носить постоянный характер. Повышение уровня развития компетенций должно осуществляться на протяжении всей трудовой деятельности. Особые требования к компетенции государственных служащих, а также к их непрерывному развитию являются показателем уровня профессионального развития и приобретает год от года все большую значимость. Уровень компетенции является показателем профессионального развития современного специалиста.
Должностные и функциональные требования должны являться ориентиром к постоянному развитию, получению новых знаний, овладению профессиональными навыками. При организации трудового процесса следует также учитывать имеющийся опыт государственных служащих, который необходим в трудовой деятельности. Успех развития компетенций государственного служащего зависит от его целей и стремлений.
Профессиональная компетенция государственного служащего предполагает:
- достаточный уровень компетенции, в той области, в которой задействован служащий,
- совокупность профессиональных навыков;
- умелое использование технологических процессов, которые позволяют достичь заданных целей.
Личный профессионализм государственного служащего включает:
- необходимый уровень деловых качеств,
- креативное мышление;
- стремление к постоянному развитию.
Кадровая политика государственных учреждений должна отвечать стандартам развития компетенций и профессионализма государственных служащих. Следуя в направлении профессионального развития государственный служащий приобретает компетенцию, которая предполагает:
- совокупность задач, которые стоят перед государственным служащим;
- должностных обязанностей;
- и поле деятельности, ограниченном определенными правами.
Таким образом, наиболее важным условием определения уровня компетенции государственного служащего является степень их профессиональной подготовки и уровень квалификации. Развитие профессиональных качеств государственных служащих является важной государственной задачей, поскольку государственные служащие должны отвечать требованиям профессиональной компетенции. Развитие профессиональных навыков позволяет улучшить психологический климат в организации, усиливает корпоративный дух.