К вопросу об опыте подготовки волонтеров для постинтернатного сопровождения детей-сирот

NovaInfo 99, с.120-122, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются риски начинающих волонтеров и причины вызывающие основные затруднения на первых этапах волонтерской деятельности. В целях предотвращения негативного опыта предложена программа подготовки волонтеров для организации постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без родительского попечения.

Ключевые слова

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ, ВОЛОНТЕР, ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ

Текст научной работы

Включение волонтеров в работу актуально и для оптимизации программы постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без родительского попечения, для их социализации и всесторонней адаптации в условиях современного социума. Однако волонтеры, проявляющие желание принимать участие в программе, как правило, не имеют законченного психолого-педагогического образования и опыта взаимодействия с детьми, оставшихся без родительского попечения. Молодые люди могут не осознавать, что их приход для подростка — стресс, и еще большим стрессом будет являться их уход. Не всегда подвигнутые порывом, начинающие волонтеры, готовы к целому комплексу проблем. Многие не отдают себе отчет в том, что изменения, которые происходят с подростком от их участия, могут не догадываться, какие у подростка ожидания от них, не знают особенностей поведения и природы переживаний посттравматических состояний, и не готовы взять на себя ответственность за последствия.

Достаточно часто сами волонтеры испытывают дискомфорт при новых встречах с такими детьми. Привлечение волонтеров к участию в программе постинтернатного сопровождения предполагает тщательный анализ причин, по которым молодые люди приходят в волонтерскую деятельность. Как правило, это какая-то собственная утрата в прошлом, какая-то психологическая травма, иногда чувство нереализованности. Молодые люди, с непроработанными собственными психологическими проблемами, в процессе взаимодействия подросткам с еще большими психологическими проблемами способны ретравмироваться и причинять неосознанный вред своим подопечным. Не стоит исключать и возможность асоциальных (вплоть до криминальных) мотивов. Поэтому необходимо организовать тщательный отбор и подготовку приходящих волонтеров.

Программа подготовки волонтеров предусматривает три блока: отбор и подготовка добровольцев; деятельностно-мониторинговый и рефлексивный. Это способствует более осознанному включению волонтеров и увеличению сроков сотрудничества. Целевая ориентированность программы, заключающаяся в организации социальной, морально-психологическая помощи и поддержки выпускников интернатных учреждений в сложных жизненных ситуациях, предполагает решение следующих задач:

  • создать условия для осознания волонтерами своей роли в государственном учреждении и жизни ребенка-сироты;
  • дать представление о структуре семьи, возрастных особенностях детей, особенностях детей с депривацией, типах и моделях формирования привязанности;
  • способствовать формированию у добровольцев навыков конструктивного общения;
  • научить волонтеров планированию деятельности, основам социального проектирования и работе в команде.

Готовность волонтеров к работе и успешность освоения курса оценивается по следующим критериям:

  • Реалистичность — соответствие планируемых мероприятий условиям учреждения (наличие необходимых помещений и площадей, режимные моменты, состав воспитанников, оборудование, финансирование и пр.);
  • Адекватность — соответствие занятий возрастным и индивидуальным особенностям детей, правильность выбора форм работы;
  • Целесообразность — приоритетность выбора того или иного направления работы в учреждении в соответствии с его целями, задачами и реализуемыми программами.
  • Перспективность — готовность самого волонтера (волонтеров) уделять достаточное количество времени на реализацию данного проекта.

Основными формами работы в рамках программы подготовки волонтеров являются анкетирование; социально-психологический тренинг; мини-лекции; семинары; супервизия; индивидуальная работа (беседы, консультации).

В процессе тренингов в интерактивной форме происходит погружение в мир переживаний ребенка, воспитывающегося вне семьи, и осознание собственной мотивации, ресурсов и рисков в общении с этой категорией детей. Содержание тренинговых занятий ориентировано на персональный состав участников. Для интенсификации обратной связи по результатам участия в тренингах целесообразно вводить заполнение рабочих тетрадей волонтера, анкеты для обратной связи с группой.

Читайте также

Цитировать

Харламова, А.Н. К вопросу об опыте подготовки волонтеров для постинтернатного сопровождения детей-сирот / А.Н. Харламова, Т.А. Симакова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 99. — С. 120-122. — URL: https://novainfo.ru/article/16425 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться