К вопросу об опыте подготовки волонтеров для постинтернатного сопровождения детей-сирот

№99-1,

психологические науки

В статье рассматриваются риски начинающих волонтеров и причины вызывающие основные затруднения на первых этапах волонтерской деятельности. В целях предотвращения негативного опыта предложена программа подготовки волонтеров для организации постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без родительского попечения.

Похожие материалы

Включение волонтеров в работу актуально и для оптимизации программы постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без родительского попечения, для их социализации и всесторонней адаптации в условиях современного социума. Однако волонтеры, проявляющие желание принимать участие в программе, как правило, не имеют законченного психолого-педагогического образования и опыта взаимодействия с детьми, оставшихся без родительского попечения. Молодые люди могут не осознавать, что их приход для подростка — стресс, и еще большим стрессом будет являться их уход. Не всегда подвигнутые порывом, начинающие волонтеры, готовы к целому комплексу проблем. Многие не отдают себе отчет в том, что изменения, которые происходят с подростком от их участия, могут не догадываться, какие у подростка ожидания от них, не знают особенностей поведения и природы переживаний посттравматических состояний, и не готовы взять на себя ответственность за последствия.

Достаточно часто сами волонтеры испытывают дискомфорт при новых встречах с такими детьми. Привлечение волонтеров к участию в программе постинтернатного сопровождения предполагает тщательный анализ причин, по которым молодые люди приходят в волонтерскую деятельность. Как правило, это какая-то собственная утрата в прошлом, какая-то психологическая травма, иногда чувство нереализованности. Молодые люди, с непроработанными собственными психологическими проблемами, в процессе взаимодействия подросткам с еще большими психологическими проблемами способны ретравмироваться и причинять неосознанный вред своим подопечным. Не стоит исключать и возможность асоциальных (вплоть до криминальных) мотивов. Поэтому необходимо организовать тщательный отбор и подготовку приходящих волонтеров.

Программа подготовки волонтеров предусматривает три блока: отбор и подготовка добровольцев; деятельностно-мониторинговый и рефлексивный. Это способствует более осознанному включению волонтеров и увеличению сроков сотрудничества. Целевая ориентированность программы, заключающаяся в организации социальной, морально-психологическая помощи и поддержки выпускников интернатных учреждений в сложных жизненных ситуациях, предполагает решение следующих задач:

  • создать условия для осознания волонтерами своей роли в государственном учреждении и жизни ребенка-сироты;
  • дать представление о структуре семьи, возрастных особенностях детей, особенностях детей с депривацией, типах и моделях формирования привязанности;
  • способствовать формированию у добровольцев навыков конструктивного общения;
  • научить волонтеров планированию деятельности, основам социального проектирования и работе в команде.

Готовность волонтеров к работе и успешность освоения курса оценивается по следующим критериям:

  • Реалистичность — соответствие планируемых мероприятий условиям учреждения (наличие необходимых помещений и площадей, режимные моменты, состав воспитанников, оборудование, финансирование и пр.);
  • Адекватность — соответствие занятий возрастным и индивидуальным особенностям детей, правильность выбора форм работы;
  • Целесообразность — приоритетность выбора того или иного направления работы в учреждении в соответствии с его целями, задачами и реализуемыми программами.
  • Перспективность — готовность самого волонтера (волонтеров) уделять достаточное количество времени на реализацию данного проекта.

Основными формами работы в рамках программы подготовки волонтеров являются анкетирование; социально-психологический тренинг; мини-лекции; семинары; супервизия; индивидуальная работа (беседы, консультации).

В процессе тренингов в интерактивной форме происходит погружение в мир переживаний ребенка, воспитывающегося вне семьи, и осознание собственной мотивации, ресурсов и рисков в общении с этой категорией детей. Содержание тренинговых занятий ориентировано на персональный состав участников. Для интенсификации обратной связи по результатам участия в тренингах целесообразно вводить заполнение рабочих тетрадей волонтера, анкеты для обратной связи с группой.