Масштаб проявлений коррупции в различных сферах современного общества, позволяет говорить об этом явлении в качестве фактора национальной безопасности [1, 2, 6, 14, 15, 19, 25]. Междисциплинарный анализ данного общественного явления позволяет расценивать его как следствие кризиса правового самосознания [3, 4, 5, 9, 10, 23, 24]. Современной тенденцией в исследовании правосознания, является расширение «проблемного поля», равно значимыми являются не только социально-юридические, но также информационные, социологические, психологические аспекты проблемы функционирования права [7, 8, 11, 12, 13, 35, 36, 37, 38, 39, 40]. Особое значение приобретают социально-психологические факторы, которые обуславливают сознательное, добровольное и ответственное отношение личности к выполнению юридических обязанностей, использованию гарантированных действующим законодательством прав и свобод для осуществления личных потребностей и интересов, а также для реализации их социального предназначения и роли [16, 17, 18, 20, 21, 22, 31].
Правосознание – это осознание себя как субъекта правовых отношений и нравственной жизни, понимание собственных ценностно-смысловых оснований, определяющих отношения с миром, самим собой, государством, ближайшим окружением, это способность к переживанию, самооценке, рефлексии себя как свободной, нравственной личности и гражданина. Ресоциализация осужденных в части проблемы, касающейся правосознания ориентирована на то, чтобы каждый человек фактически знал то, что ему по праву «можно», «должно», и «нельзя», чтобы он как бы воочию осязал пределы своего правового статуса, в уверенности, что они не могут быть изменены по праву, но не против права и не в обход его [26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34].
Важнейшими признаками правосознания являются: 1)взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие, при том, что каждая из форм общественного сознания по-своему оценивает одно и то же явление; 2)преемственность, из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве, о том, что и как должно защищаться правом; 3)активность, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их; 4)отражение не только наличного состояния общественных отношений, но и тенденции их развития.
Основными функциями правосознания являются:
- Оценочная, с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определённым критериям;
- Регулятивная, выражающаяся в способности оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Правосознание не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида;
- Познавательная, правосознание аккумулирует в себе обширный комплекс знаний о правовой действительности, о праве и его действии;
- Прогностическая, проявляющаяся в раскрытии способности правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов.
В современной научно-прикладной литературе принято различать следующие виды правосознания (по степени охвата населения): массовое, групповое, индивидуальное; (по глубине отражения): обыденное, профессиональное и доктринальное; (по степени позитивности): конструктивное и деструктивное или криминальное.
Одним из наиболее сложных, проблемных аспектом феномена правосознания является вопрос его формирования и, тем более, перевоспитание, ресоциализация. Правосознание людей, объединенных в социальные общности, — явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования правосознания людей нельзя воздействовать целенаправленно.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование правовых норм. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Но акцентирование внимания только на когнитивном компоненте было бы не правильным И.А. Ильин пишет о том, что правосознание отнюдь не сводится к верному знанию положительного права. Оно вообще не сводится к одному «знанию», но включает в себя все основные функции душевной жизни: и прежде всего – волю и при том, именно, – духовно воспитанную волю, а затем и чувство, и воображение, и все культурные и хозяйственные отправления человеческой души. Еще Аристотель говорил о том, что между знанием закона и жизнью по закону лежит пропасть.
В структуре правосознания для реализации дифференцированного подхода при построении тренинга выделены следующие компоненты: рефлексивный, когнитивный, мотивационный, коммуникативный, социально-перцептивный, креативный, ценностно-смысловой. Важной стороной правосознания является нравственный аспект, в современной научно-публицистической литературе достаточно часто можно встретить определение «нравственно-правовое самосознание». Нравственно-правовое самосознание нацелено на самооценку нравственных сил человека, направляемую идеалом самосовершенствования. Нравственность связана со свободой и ответственностью. Нравственный человек – тот, кто свободно признает личность в другом человеке, считается с ней, строит жизнь на началах взаимодействия свободных и ответственных людей. Таким человек не дан непосредственно, он должен стать таким посредством воспитания, представляющего собой процесс целенаправленно организованного взаимодействия с людьми на началах разума, взаимной ответственности и свободы. В этом заключается основная посылка идеи нравственно-правового самосознания.
Правосознание людей, объединенных в социальные общности, – явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Криминальных опыт осужденных во многом осложняет природу их правовосознания. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в области нельзя воздействовать целенаправленно. Деятельность пенитенциарных органов в этом направлении является частью целенаправленной деятельности государства по передаче опыта и его реконструкции; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование норм права.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Недостаточно верно знать свои правовые полномочия, обязанности и запретности; бывают люди, которые отлично знают их и постоянно злоупотребляют этим знанием для того, чтобы превысить свои полномочия, преуменьшить свои обязанности и сложить с себя запретности.
А задача оптимизирующего воспитания состоит именно в том, чтобы проявить в человеческом инстинкте духовное начало, и притом не в смысле дисциплинарно навязанного обыкновения, а в смысле свободного осознанного выбора и свободного предпочтения. В этом отношении не стоит пренебрегать ресурсами духовного воспитания, накопленными в области литературы, философии, религии. Где-то в глубине бессознательного живет священная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его. Поэтому при организации воспитательного воздействия на правосознание нельзя игнорировать естественное чувство права и правоты или особую духовную настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям, пусть даже в слабом, едва различимом или вовсе искаженном проявлении.
Важным методологическим посылом организации тренинга является принцип развития и ресоциализации личности, и, в частности, навыков самопребразовательной деятельности осужденных. Категория осужденных за коррупционные преступления является наиболее образованной и более благополучной по социальным показателям в среде осужденных. Именно эти особенности делают возможным реализацию предлагаемой комплексной программы. Саморазвитие в качестве деятельности включает такие компоненты, как самопознание, самооценка, самовоздействие, самоконтроль, самокоррекцию. Приобретение навыков таковой деятельности и ее апробация могут рассматриваться как наиболее сложные цели современной системы ресоциализации, подготовки осужденных к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности и правопослушному поведению.
Саморазвитие возникает как результат и следствие образования, а затем функционирует и развивается по своим внутренним закономерностям. Овладеть этими закономерностями – значит встать на путь созидания себя в качестве субъекта, человека, способного стать творцом самого себя. Самосубъектное отношение – системообразующая черта саморазвития. При этом важнейшей особенностью саморазвития является глубоко индивидуальный характер процесса. Отсюда следует зависимость способа ориентированности на самого человека, занимающегося саморазвитием. Очевидно, что заниматься самосовершенствованием по жестким предписаниям и чужим образцам чрезвычайно сложно и, скорее всего, невозможно. Но при всем многообразии человеческих индивидуальностей существуют закономерности развития личности, в качестве которых следует выделить:
- зависимость от объективных условий (социальные и воспитательные воздействия);
- зависимость от субъективных возможностей личности, уровня ее развития;
- зависимость от диалектики разрешения внутренних противоречий;
- закономерность стадий развития по логике: зарождение, развитие, зрелость, преобразование.
Источником и энергетическим потенциалом саморазвития является рассогласование Я-реального и Я-идеального. Процесс рассогласования воспринимается человеком как способность к внутреннему диалогу, возможность погружаться в себя, общаться с собой. Открытие внутреннего мира – очень важное, сложное, противоречивое и волнующее чувство. В то же время, как отмечает И.С.Кон, оно тревожно и преисполнено драматическими переживаниями.
Переживание чувств неуверенности, беспокойства, зыбкости объясняется постоянным стремлением индивида к сохранению себя, к целостности и самоуважению. Внутренний конфликт порождает жизненную энергию, которая при правильной постановке цели и адекватных способов ее достижения может формировать принципиальную позицию «сегодня я не таков, каким хочу себя видеть, но завтра я достигну своего замысла». Однако такая позиция свойственна далеко не каждому человеку. Та же самая жизненная энергия внутреннего противоречия может воплощаться в жизненную позицию «вечного неудачника» или агрессивно настроенного человека с обидой на все и всех, мотивируя человека на совершение мести или наведение «справедливости» по своему усмотрению.
Рассматривая саморазвитие как специфическую форму целенаправленной активности, нельзя забывать, что оно есть своеобразный элемент социального опыта, который не дан никому изначально и которым необходимо овладеть. Саморазвитие человека формируется в процессе повседневного общения человека с окружающими его людьми, с обществом. Через понимание действительности, других людей человек приходит к пониманию и осознанию себя.
Построение функциональной структуры тренинга, ориентированного на формирование навыков саморазвития, включает следующие закономерные этапы внутреннего плана действия:
- стимулирование потребности;
- формирование конструктивной мотивации самопознания и саморазвитие;
- уяснение закономерной последовательности интегральных рефлексивных процессов;
- выполнение учебных заданий с предписаниями, ориентированными на саморазвитие;
- проявление навыков саморазвития при рамочных заданиях.
Овладение деятельностью по саморазвитию предполагает приобретение совокупности следующих умений:
- выявление различных источников информации (мнения других людей, самопознание, теоретические знания о природе личности, результаты диагностики;
- анализ информации о себе, полученной из различных источников, с выявлением положительных и отрицательных тенденций;
- построение программы саморазвития, с учетом выявленных тенденций.
Ученые и практики, занимающиеся вопросами изучения самопознания, приходят к выводу о необходимости фасилитации этой стороны жизнедеятельности человека. Фасилитация понимается как облегчение, адекватное стимулирование, развитие конструктивной мотивации и ориентация на ситуацию природосообразности личности.
Саморазвитие человека является самостоятельным специфическим видом человеческой деятельности. Именно саморазвитие проявляет особенную родовую сущность человека, заключающуюся в способности человека не только адаптироваться в окружающей среде и адаптировать окружающую среду, но и конструировать, создавать свое бытие во многомерных взаимосвязях с окружающим миром. Саморазвитие как все виды деятельности социально по своей природе и дано человеку изначально, при этом оно зависит от природной активности – свойства, присущего всему живому изначально. В структуре саморазвития повторяются компоненты материальной деятельности, но по наполненности содержанием они специфичны. Специфика саморазвития проявляется в том, что человек выступает одновременно и как субъект деятельности и как объект деятельности. Неосуществление интериоризации психической реальности, неосознание себя в качестве предмета деятельности провоцирует механизмы психологической защиты. В этом случае психологическая защита является побочным продуктом, одновременно необходимым условием адаптации к среде.
Данная деятельность по уровню волевой регуляции имеет видовую классификацию и делится на непроизвольную, произвольную и постпроизвольную. Непроизвольный вид деятельности по саморазвитию возникает в результате рассогласования Я-реального и Я-идеального. В этих случаях стремление к самоизменению проявляется в спонтанных, неконтролируемых действиях, которые имеют неосознанный фрагментарный характер. Иногда результат достигается за счет чрезмерно жесткого контроля, имеющего характер насилия над собой. При этом удельный вес побочного продукта (повышение агрессивности, снижение общего жизненного тонуса) значительно превышает достигнутый результат. Произвольность саморазвития характеризуется опредмеченностью потребности, при этом человек как субъект деятельности по саморазвитию осознает собственную психическую реальность, в качестве объекта таковой деятельности он способен контролировать процесс получения продукта, что невозможно без глубокого знания природы психологических преобразований. Эта стадия деятельности сопровождается значительным напряжением, поскольку субъекту свойственна ответственность и при этом механизмы психологической защиты (регрессия, вытеснение, проекция, рационализация, реактивные образования, смещение) распознаются в поведении и перестают восприниматься как положительные субъектные образования. Постпроизвольная стадия саморазвития характеризуется наличием сформированных умений, навыков и способностей осуществлять самосозидательные действия.