Тема исследования «Анализ рынка технологии России»

NovaInfo 14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 24
CC BY-NC

Аннотация

Технологии принимают важное значение в условиях развивающейся рыночной экономики в стране. Покупая технологии, фирмы повышают степень своей конкурентоспособности, а продавая их - проникают на новые рынки, увеличивают объемы продаж и за счет этого повышают эффективность хозяйствования, что и определяет актуальность данной темы исследования.

Ключевые слова

РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ, ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ГРАНИЦЫ РЫНКА

Текст научной работы

В России имеется значительный объем перспективных разработок. Мы понимаем, что вывод нового продукта на рынок — самый сложный этап технологического процесса. Тем самым в современных условиях рынок технологий превосходит рынок других товаров и недвижимости.

Покупая технологии, фирмы повышают степень своей конкурентоспособности, а продавая их — проникают на новые рынки, увеличивают объемы продаж и за счет этого повышают эффективность хозяйствования, что и определяет актуальность данной темы исследования.

Основной проблемой препятствием для цивилизованного участия России в международном технологическом обмене является слабая экономико-правовая основа регулирования прав интеллектуальной собственности, а также засекречивание многих отечественных технологий, несоответствие отечественной продукции международным стандартам. Ресурсный сектор России, который представлен большинством компаний из ТОП-155, создает массу различных трудностей на пути строительства конкурентной экономики и развития новых технологий. Однако в силу того, что самые прибыльные отечественные гиганты находятся под полным или частичным контролем государства, поворот в сторону инновационного развития этих компаний все же возможен, но в долгосрочной перспективе. Одна из главных стратегических проблем — отсутствие существенного спроса на российские технологии как в самой России, так и во внешнем мире.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она представляет обзор «технологии» даются различные определения с точки зрения спроса и предложения.

Практическая значимость работы заключается в том, что рассматривается существующий в России рынок технологий, спрос и предложение на нем, обозначаются факторы, влияющие на его развитие, анализируются их текущее состояние и перспективы технологического развития

Для того чтобы рынок технологий развивался нужен спрос и предложения со стороны субъекта рынка технологий, которыми являются государство, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физические лица — ученые и специалисты. В России доминирует акцент на предложение технологий, а существенный спрос технологий понимается под спросом на: российские технологии со стороны российских организаций; на российские технологии со стороны зарубежных организаций; на зарубежные технологии со стороны российских организаций.

Технологические границы определяются невозможностью существования конкуренции вследствие технико-производственных особенностей отрасли. В каждой инфраструктурной отрасли технологические границы рынка выделяются по-разному в силу технологических особенностей отраслей.

Понятие технологических границ рынка тесно связано с территориальными ограничениями рынка, которые не являются детерминантой сферы регулирования наподобие экономических или технологических границ рынка, но представляют собой условие их выделения на территории.

Идентификация рынка, очевидно, будет зависеть от широты или узости задания его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для технологий длительного использования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для технологий текущего потребления. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок "внешних" продавцов, во-вторых.

Идентификация сфер деятельности на основе границ рынка определяет и механизмы их государственного регулирования (таблица 1).

Таблица 1. Типы границ

Сферы деятельности

Тип границ

Характеристика

Механизмы государственного регулирования

Основной

Дополнительные

Естественно-монопольное ядро

Экономические

Конкуренция экономически неэффективна

Ценовое

Право входа на рынок

Технологические

Конкуренция невозможна в силу технологии процесса

Техническое

Право входа на рынок

Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна)

Социальные

Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности

Субсидирование

Ценовое,
Право входа на рынок,
Антимонопольное

Стратегические

Конкуренция противоречит интересам государства

Право входа на рынок

Антимонопольное,
Ценовое

Но именно идентификация технологических границ рынка позволяет сказать, должно ли прямое государственное регулирование ограничиваться инфраструктурным сегментом, как естественно-монопольным ядром, или границы свободного рынка должны быть сужены.

Технология — научные методы достижения практических целей. В понятие технологии обычно включаются три группы технологий: технология продуктов, технология процессов и технология управления.

Концентрацией рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт, услуги и др.).

Технология становится товаром, то есть продуктом, который может быть продан лишь в определенных условиях. Даже запатентованные новшества используются во всем мире едва ли на 3–5%. Из каждых ста идей разрабатывается не больше одной. Из каждых ста новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок отвергает свыше 90%.

Технология приближается к тому, чтобы стать товаром на определенной стадии движения «идея — рынок», а именно тогда, когда осознана реальная возможность коммерциализации идеи, проведена экспертиза, проведен отсев, определены возможные сферы использования. И даже в этом случае товар-технология должен иметь товарный вид, то есть удовлетворять стандартным требованиям к товару. Приобретая товарный вид (патент, производственный опыт, «ноу-хау», аппаратуру и т. д.), технология становится товаром и может быть предметом передачи технологии.

Технология-товар проходит определенный жизненный цикл, аналогичный жизненному циклу любого товара.

Для надежной защиты своих прав на технологию любой её создатель стремится запатентовать её в основных странах — потенциальных конкурентах (на практике ведущие фирмы-производители новой технологии одновременно патентуют свои новинки примерно в 25 странах-конкурентах, то есть в основных промышленно развитых странах).

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

  • продажа технологии в материализованном виде — станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др;
  • иностранные инвестиции и сопровождающее их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств, если они сопровождаются притоком инвестиционных товаров, а также лизингом;
  • продажа патентов (патентные соглашения — международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента. Обычно мелкие узкоспециализированные фирмы, которые не в состоянии внедрить изобретение в производство, продают патенты крупным корпорациям);
  • продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков (лицензионные соглашения — международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию);
  • продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — «ноу-хау», секреты производства, технологический опыт, сопроводительные документы к технике, инструкции, схемы, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение, экспертиза и др. («ноу-хау» — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи в данном случае обычно являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность);
  • совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;
  • инжиниринг — предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Они включают широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и постгарантийного обслуживания.

Спрос на технологию отражает спрос на продукт, производимый с помощью этих ресурсов. Спрос на технологию является производным спросом.

Ценовой фактор (процентная ставка, доход, импорт закупок) — это изменение величины спроса, что ведёт к перемещению точек по кривой. Изменение цены на ресурс при прочих неизменных условиях приводит к изменению объёма спроса. При увеличении цены — объём спроса уменьшается.

Неценовые факторы (потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, расходы на чистый экспорт, национальный доход других стран, валютные курсы) — это изменение самого спроса.

При формировании спроса на технологию специфика ценообразования технологии состоит в том, что величина цены измеряется не столько затратами труда на разработку технологию, сколько экономией (вытеснением) общественного труда благодаря использованию технологий.

Нарисуем график спроса технологий по оси X отложим величину спроса (Q), по оси Y — соответствующую цену (Р). На графике размещено несколько вариантов величины спроса на технологии в зависимости от его цены.

Соединив эти точки, мы получаем кривую спроса (D), имеющую отрицательный наклон, что свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между ценой и величиной спроса.

Кривая спроса на рынке технологии
Рисунок 1. Кривая спроса на рынке технологии

Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов, влияющих на спрос, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, иллюстрируя закон спроса.

Спрос на технологии возрастает с ростом национального богатства. На основании понимания технологию как средства, обеспечивающего конкурентоспособность путем замены исчерпавших себя технологию, предлагается оценивать потребность в количестве технологию по формуле [1]:

Nis=I\sqrt{V} (1)

где Nis — требуемое количество вновь создаваемых технологий; I — коэффициент, учитывающий исчерпание эффективности технологий и определяемый научно-техническим прогрессом (для стран с развитой рыночной экономикой I = 0,35 ÷ 0,41), для предприятий промышленности I = 0,17 ÷ 0,22; V — внутренний валовой продукт, р.

В целом же можно сказать, что со стороны государства существует сформированный платежеспособный спрос на технологии, в первую очередь речь идет о биотехнологиях, нанотехнологиях, информационных и телекоммуникационных технологиях, технологиях в области рационального природопользования, транспортных, авиационно-космических технологиях, технологиях в области энергетики и энергосбережения. Наиболее перспективным в последнее время становится симбиоз гражданских и оборонных технологий в новых разработках.

Предложение — реальный объем технологий, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен. При более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение технологий.

В совокупности под технологией, или «ноу-хау», понимать и пропорции, и качество применяемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции. способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

Поэтому, существенным условием изменения предложения выступает государственная налоговая политика (налоги), политика поддержки субсидиями предпринимательства (субсидии) и т. п.

Неценовые факторы совокупного предложения это факторы изменения: уровень технологии, цен на ресурсы; в производительности (объем производства/общие затраты); налогов, количество/ожидание производителей, правовых норм.

Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции.

По факторам предложений технологий строится кривая предложения S, которая показывает, какое количество товара производители продали бы при различных уровнях цены Р (рисунок 2).

Кривая предложения на рынке технологии
Рисунок 2. Кривая предложения на рынке технологии

Рассчитать предложение технологии можно по следующему равенству:

Q=Mb+q(Z,C,h,P,V,r_0,r_1,E,U,i/H)A (2)

где Q предложение ОИС (величина, пропорциональная скорости исчерпания эффективности ОИС, сроку полезного использования); Mb — буферный запас ОИС; q — вновь созданные ОИС; Z — затраты на НИОКР; C — численность научных работников, изобретателей; h — коэффициент, учитывающий НТП; P — уровень цен; V — объем выпуска продукции; r0 — издержки патентования; r1 — издержки, связанные с альтернативным развитием; E — ожидания потребителей; U — вкусы и предпочтения потребителей; i/H — реальный доход на душу населения; A — период исчерпания эффективности изобретения в конкретной отрасли.

Ценовая эластичность спроса — соотношение процентного изменения потребляемого ресурса к процентному изменению его цены или степень реакции объёма потребляемых ресурсов на степень изменения цены. Эластичность измеряется при помощи коэффициента эластичности (в абсолютных показателях, в процентах).

На величину эластичности спроса по цене влияет:

  1. Эластичность спроса на готовый продукт по цене;
  2. Доля издержек на ресурс в общих издержках. Чем больше доля в общих издержках производства, которая приходится на данный ресурс, тем выше эластичность спроса на данный ресурс;
  3. Взаимозаменяемость ресурсов: чем больше заменителя, у какого–то ресурса, тем выше эластичность спроса на него. Спрос более эластичен на те факторы производства, которые имеют более низкую цену.

Соотношение спроса и предложения с учетом сложившейся практики внедрения изобретений можно определить из уравнения

Mb+I\sqrt{V}\cdot Qs=di(Mb+Qs) (3)

где d — коэффициент, характеризующий уровень коммерциализации технологий, значение которого находится в пределах 0,04-0,1.

Стоимостные показатели технологии изменяются в соответствии с этапами жизненного цикла продукта. На первом этапе при создании технологии формируется стоимость (себестоимость) разработки технологии, включающая все затраты на выполнение, разработки технической документации, испытание и доводку опытного образца, затраты на охрану продуктовых технологий [5].

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен. И равновесный реальный объем национального производства.

При данном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса на кейнслонском отрезке приводит к увеличению реального объема национального производства и занятости, но не изменяет уровня цен. Перемещение кривой совокупного спроса на промежуточном участке приводит к увеличению реального объема национального производства и уровня цен. При перемещении кривой совокупного спроса на классическом отрезке приводит к увеличению уровня цен при неизмененном объеме национального производства.

Кривая равновесия на рынке технологии
Рисунок 3. Кривая равновесия на рынке технологии

Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S)

Диффузия технологии представляет процесс движения экономической системы от одного равновесного состояния к другому через временные бифуркации и обычно сопровождается вытеснением старого поколения технологии, реализованного в продукте, и появлением новых, более эффективных технологии, внедряемых еще до завершения жизненного цикла предшествующего поколения продукта. На рынке взаимодействуют и конкурируют: создатели новых образцов продукции «новаторы-создатели» (N); «имитаторы-лицензиаты» (Iл), «имитаторы альтернативные» (Iк); «имитаторы-пираты» (Iп).

Доля на рынке новатора (Fн) будет определяться уравнением

F_n=1-(I_{l1}-I_{l0})-(I_{k1}-I_{k0})-(I_{p1}-I_{p0}) (4)

Долю каждого из участников на рынке можно определить по формулам

F_n=1-(I_{l1}-I_{l0})-(I_{k1}-I_{k0})-(I_{p1}-I_{p0})-Z(I_n,I_l,I_k,I_p)+K (5)

F_l=1-(I_{l1}-I_{l0})-(I_{k1}-I_{k0})-(I_{p1}-I_{p0})-Z(I_n,I_l,I_k,I_p)+K (6)

F_k=1-(I_{l1}-I_{l0})-(I_{k1}-I_{k0})-(I_{p1}-I_{p0})-Z(I_n,I_l,I_k,I_p)+K (7)

F_p=1-(I_{l1}-I_{l0})-(I_{k1}-I_{k0})-(I_{p1}-I_{p0})-Z(I_n,I_l,I_k,I_p)+K (8)

где Fn, Fl, Fk, Fp — доля материальных носителей, в которых овеществлены первая технологическая система — патентовладельцы и вторая технологическая система — имитаторы, достигшие к конкретному моменту времени уровня эффективности не меньше

Nn(t)+In(t)=1. (9)

Z(In, Il, Ik, Ip) — стоимостные показатели ОИС, включая затраты на создание; K — показатель конкурентоспособности ОИС новатора (уровень достигнутого результата, уровень решаемой проблемы, уровень новизны).

Негосударственные спрос и предложение технологий целесообразно проанализировать в контексте предложений, которые размещены в сетях трансфера технологий профессиональных посредников — инновационных центров. Существуют две крупные российские сети трансфера технологий. Это Russian Technology Transfer Network (RTTN) и Сеть трансфера технологий высшей школы. Эти сети объединяют практически все крупные инновационные центры России. Именно здесь с наибольшей вероятностью могут встретиться продавцы и покупатели технологий. В RTTN представлено 711 технологических предложений. Большая их часть — это промышленные технологии (446, то есть более 60%).

На долю медицины приходится 15% всех предложений; в области информационных технологий — 17%, экологии и охраны среды — 14%, биотехнологий — 13%. Новые материалы составляют 13%. Технологических запросов (то есть фактический спрос) всего 46, в том числе 33 на промышленные технологии.

В Сети трансфера технологий высшей школы в настоящий момент находится 353 технологических предложения и 129 запросов. Соотношение несколько иное, чем у RTTN, но по наполнению отличий практически нет.

С развитием в России проекта Gate to Russian Business (gate2rubin.ru) отечественные инновационные центры все больше начинают уделять внимание развитию российско-европейского сотрудничества в рамках седьмой Рамочной программы Европейского союза. Из 26 центров проекта Gate2RuBIN подавляющее большинство готово предлагать, в том числе и на европейский рынок, инфокоммуникационные технологии. Далее, с отрывом почти в 2 раза, следуют примерно равные по количеству центры, готовые предложить технологии в области здравоохранения, здорового питания, агрокультурной сфере, биотехнологии, технологии защиты окружающей среды и транспорта (включая аэронавтику). Нанотехнологии, новые материалы и производственные технологии и энергетика стоят на предпоследнем месте, имея практически равное предложение. Технологии в области защиты и аэрокосмические технологии последняя позиция в рейтенге.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложение технологий на рынке, в частности на российском рынке, значительно доминирует над спросом. Спрос на технологии, то чего пытается добиться наше государство, упорно не хочет расти. Так будет продолжаться до тех пор, пока не реанимируется российский производственный сектор.

Проблемы формирования, функционирования и развития рынка технологий связан, с низким уровнем развития финансового рынка, инфраструктуры в целом, обеспеченности конкурентоспособными технологиями, низкая эффективность рынка товаров и услуг, слабое развитие бизнеса и инноваций значительно тормозят сегодня развитие рынка технологий в России. Тем не менее, ориентация государства как наиболее сильного и влиятельного игрока рынка технологий и рынка инновационных продуктов в России на стимулирование спроса на инновации может оказать положительное влияние на изменение конкурентоспособности страны в будущем. Для этого России необходимо как минимум развивать конкуренцию на внутренних региональных рынках, предлагая качественные отечественные товары, увеличивать производительность труда, совершенствовать финансовый рынок. На государственном уровне задан абсолютно верный вектор инновационного развития, который нужно поддержать платежеспособным спросом со стороны производственного сектора и инновационных компаний как внутри России, так и за ее пределами.

Сегодня решающим фактором устойчивого роста, улучшения качества жизни населения становится успешное развитие науки и техники, эффективность их использования на практике.

Динамика высокотехнологичной продукции в товарном экспорте России в целом за 2003-2012 гг., то темп его прироста составил 293%, тогда как темп прироста экспорта высокотехнологичной продукции — 121%. Такая разница в динамике говорит о явно недостаточных для нужд диверсификации экономики темпах развития несырьевого экспорта. Более того, даже столь скромный абсолютный рост в значительной степени обеспечивается поставками вооружений и военной техники силами ОПК — например, в 2011 г. они составили 13,2 млрд. долл., т.е. более 56% от объема высокотехнологичного экспорта.

Следовательно, важно признать, что действующие меры государственной поддержки на практике не дают высокого результата. Трудно спорить с тем, что главной причиной такого положения дел является общая модель российской экономики, базирующаяся на извлечении природной ренты за счет высоких мировых цен на продукцию ТЭК, а также отсутствие структурной экономической политики, направленной на модернизацию хозяйственного уклада и государственных институтов. Это негативно отражается на конкурентоспособности отечественных производств. Еще одной причиной является ограниченность финансирования стимулирующих мероприятий, особенно в сравнении со многими торговыми партнерами. Так, суммарный объем государственной поддержки экспорта в России составляет 0,5% от аналогичной поддержки в Китае и 1% — от Германии.

Если выделять ключевые показатели инновационного развития, то Россия здесь распределена крайне неравномерно — между 45-м и 80-м местами. В частности, по уровню интеграции образования, науки и производства — 45-е место, по качеству инфраструктуры в стране — на 57-м, по интенсивности местной конкуренции — только на 67-м месте, по доступности банковских займов, уровню развития финансового рынка, иностранным инвестициям в виде новых технологий — между 72-м и 75-м местами.

При этом самым низким показателем является инновационная активность компаний. Однако этот показатель может быть решающим в развитии рынка технологий в России. Именно инновационный потенциал компаний может определять спрос на технологии, а следовательно, задавать динамику развития рынка технологий в целом.

Подводя итог, дискуссии на тему: «Анализ рынка технологий в России» следует отметить, что общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии «технологический обмен», или передача (трансфер) технологий. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную сферу, в которой реализуется технологический процесс, а также систему социально-экономических последствий, прежде всего экологических. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

В современной России рынок технологии уже начинает складываться на новом экономическом, социальном и политическом фундаменте, страна имеет шансы на широкое представительство, на определенном этапе, в мировой инновационной системе. Однако нельзя недооценивать роль глобализации, которая представляет собой высшую ступень интернационализации хозяйственной жизни и ее сердцевины — научно-производственной интернационализации.

Новая парадигма научно-технологического развития в наиболее развитых странах сформировалась на рубеже XX — XXI вв. Как замечают эксперты, современное научно-техническое развитие и производство инновационной продукции в мире связаны всего с 50 макротехнологиями, обладающими потенциальными рынками сбыта мирового масштаба. Каждая такая технология представляет совокупность знаний, сотни конкретных технологий и производственных возможностей для выпуска продукции и услуг. Среди макротехнологий, определяющих будущее мировой экономики, находятся биотехнологии (биотехника, генотерапия), авиационно- космические технологии, информационно-коммуникационные и нанотехнологии (создание новых материалов с заранее заданными свойствами), энергетические и термоядерные технологии, нетрадиционная энергетика и др. .

Доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. Тем не менее в последние годы в нашей стране наблюдаются принципиально новые положительные тенденции, которые могут быть определяющими при развитии национальной инновационной экономики. Речь идет о том, что приоритеты России начали отходить от прежних «сырьевых» ориентиров к «высокотехнологичным». Раньше основной упор делался на стимулировании новых научных разработок через различные федеральные целевые программы. Теперь же акцент сместился в сторону стимулирования спроса на инновации.

Тезисы

Рынок — это как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и потребителями (покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос.

Анализ рынка — это изучение природных и финансовых ресурсов, трудовых и производственных, влияние на рынок политических и экономических структур, спрос на товар на конкретном рынке и его ценовой уровень, изучение места отдельного товара, его маркетинговые позиции на данном рынке, в регионе, государстве и т.д.

Технология — в первую очередь речь идет о биотехнологиях, нанотехнологиях, информационных и телекоммуникационных технологиях, технологиях в области рационального природопользования, транспортных, авиационно-космических технологиях, технологиях в области энергетики и энергосбережения. Наиболее перспективным в последнее время становится симбиоз гражданских и оборонных технологий в новых разработках.

Рынок технологий — это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами. Технологический обмен рассматривается с двух сторон. В широком смысле слова он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, в узком — передачу научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

Субъекты рынка технологий — выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица — специалисты.

Границы рынка технологий — определение границ рынка технологий непосредственно связано с целью исследования. Наиболее распространен подход, согласно которому границы рынка технологий включаются однородными технологиями, и его заменители в течение всего времени, пока не обнаружится разрыв в цепи технологии. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, возникает основание говорить об этом разрыве, а значит и о границах этого рынка. Иными словами, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности можно получить разные представления о масштабах одного и того рынка технологий.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.

Рыночное равновесие — воздействием экстернальных эффектов, связанных с распространением научного знания и информации о проводимых исследованиях как в процессе разработки, так и после получения технологии.

Среди 155 самых дорогих по капитализации компаний России 20 компаний специализируются на нефти и газе (из них 5 компаний — государственные, остальные — частные), 16 компаний работают в сфере телекоммуникаций, медиа и IT (4 компании государственные), 9 компаний специализируются на перевозках, фактически по одной для каждого вида транспорта (авиационный, железнодорожный, морской, трубопроводный, автотранспорт), 19 банков, 22 компании в области электроэнергетики (преимущественно появившиеся в результате реформы РАО ЕЭС), 13 компаний в области черной и цветной металлургии, 6 — минеральных удобрений, 4 — драгметаллов, 10 компаний оптовой и розничной торговли, 8 — по добыче угля и железной руды, 7 — машиностроение и автопром, остальные компании (21) специализируются на сервисе, продуктах питания и алкоголе, лесе и деревообработке, страховании и инвестициях и т. д..

Читайте также

Список литературы

  1. Кациель С.В.. Мировая экономика. Учебное пособие. , 2007.
  2. Официальный сайт Russian Transfer Technology Network. -  www.rttn.ru
  3. Официальный сайт Сети трансфера технологий высшей школы. www.uttn.ru
  4. Первушин В. Российские технологии и мировой уровень // интернет-журнал «Технологический бизнесъ». – http://www.techbusiness.ru
  5. Пестунов, М. А. Управление интеллектуальной собственностью / М. А. Пестунов. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2006. 409 с.
  6. По Индексу конкурентоспособности ВЭФ Россия занимает 67 место из 144. // The Global Competitiveness Index 2012-2013.
  7. Пресс-релиз пресс-службы Федерального агентства по науке и инновациям от 11.09.2009. – http://www.fasi.gov.ru/news/press-c/1879/
  8. Пресс-релиз пресс-службы Федерального агентства по науке и инновациям от 11.09.2009. – http://www.fasi.gov.ru/news/press-c/1879/
  9. Рассчитано по данным Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat
  10. Рынок технологий в России и за рубежом. Лидеры и аутсайдеры Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год – 2010 Корнилов С.С., к. э. н., директор гуманитарного института, Самарский государственный аэрокосмический университет (Национальный аэрокосмический университет
  11. Саакян Ю. Государственное регулирование естественных монополий и его границы  / Федеральный справочник, №12 2008 г.  http://www.ipem.ru/index.php
  12. Финанс. – 2009. – № 25–26 [308–309]. – С. 11.
  13. Электронная версия журнала «Финанс».  http://www.finansmag.ru/94052
  14. Электронная версия журнала «Финанс».  http://www.finansmag.ru/94052
  15. Ярманов И.В. Пути совершенствования российского экспорта наукоемкой продукции в условиях интернационализации научно-технических связей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических. Москва, 2004
  16. http://www.fsvts.gov.ru/materials/15AE721AC1AE72F4442579C900489E4A.html
  17. http://www.rg.ru/2012/07/24/eksport.html. Более подробно см., например: Гаврилов Н., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России. // Вопросы экономики. 2007. № 3. С. 112.
  18. The Global Competitiveness Report 2009–2010, World Economic Forum, Geneva, Switzerland / ред. Professor Klaus Schwab.  http://www.weforum.org

Цитировать

Пак, В.А. Тема исследования «Анализ рынка технологии России» / В.А. Пак. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1644 (дата обращения: 02.12.2022).

Поделиться