Роль азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в экономической политике России

NovaInfo 14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Для решения российских стратегических задач на Дальнем Востоке, нужны не целевые программы, а разработанная «Комплексная программа развития Дальнего Востока». Эта программа должна быть объявлена общенациональным приоритетным проектом, способным объединить и подвигнуть нацию к освоению и обустройству Дальнего Востока. Эта задача облегчается наличием опыта у партнеров России по АТЭС – США, Канады, Японии, Республики Корея и др. Применяя методики этих стран и обсуждая вместе имеющиеся проблемы, совместное сотрудничество обязано привести экономику России к успеху. Ативное участие России в АТЭС позволит сдвинуть с мертвой точки радикальное обновление Дальнего Востока и обустроить жизнь в регионе, прекратить миграцию населения, навсегда избавиться от угрозы тихого отторжения частей региона от России.

Ключевые слова

САММИТ АТЭС, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОРУМЫ 1989-2012, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН АТР

Текст научной работы

В 2012 году Россия принимает председательство в АТЭС — форуме, объединяющем 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот Форум созывается АТЭС — международной организацией, объединяющей 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона и включающую Австралию, Бруней, Канаду, Индонезию, Японию, Республику Корея, Малайзию, Новую Зеландию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг, Китай, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Чили, Перу, Россию и Вьетнам.

На члены АТЭС приходится около 40% мирового населения, приблизительно 54% мирового ВВП и 44% мировой торговли.

В 2009 г. в экономики АТЭС было инвестировано более 27% мировых прямых иностранных капиталовложений и в тоже время экономики АТЭС инвестировали в другие страны свыше 63% общего объема мировых прямых иностранных инвестиций.

После ожидаемого принятия в члены АТЭС Индии и Монголии, подавших заявление о вступлении в АТЭС, удельный вес АТЭС в мировом населении, ВВП и торговле существенно увеличится. Речь пойдет о потенциале более чем половины планеты, причем включающем наиболее стремительно развивающиеся страны, в первую очередь Китай и Индию. Кроме Индии и Монголии, на членство в АТЭС претендуют Камбоджа, Лаос, Аомень, Пакистан, Шри-Ланка, Маньяма, Колумбия и Эквадор.

АТЭС была создана в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. На первой учредительной конференции было отмечено, что АТЭС должна иметь консультативный статус, называться форумом и являться региональным органом экономического сотрудничества. [1]

На третьей конференции, проведенной в Сеуле в 1991 г., была принята первая Декларация АТЭС, установившая следующие главные задачи Форума:

  • поддержание экономического роста стран региона;
  • укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической взаимозависимости стран-участниц;
  • снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала в соответствии с нормами ГАТТ/ВТО3 [2].

С 1993 г. на основании решения пятой конференции (Сиэтл, США) главной формой организационной деятельности АТЭС стали ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых начали приниматься декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Кроме этого, был установлен порядок проведения регулярных сессий министров иностранных дел и экономики. В 1994 г. Форум АТЭС в Богоре (Индонезия) принял «Декларацию об общей экономической решимости экономических лидеров АТЭС», которая установила главной долгосрочной стратегической целью АТЭС создание к 2020 г. в АТЭС системы свободной и открытой торговли и либерализации инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 г., новые индустриальные страны — к 2015 г., а развивающиеся — к 2020 г. Каждая страна самостоятельно должна определять свой статус и сроки введения новых режимов на основе Индивидуальных планов действий. Декларация отмечала, что взаимодействие между странами-членами АТЭС должны осуществляться на основе равноправного партнерства, ответственности за принимаемые решения, взаимоуважения и взаимной выгоды.

Либерализация торговли и инвестиционных режимов, как предусматривалось, должны распространяться и на тарифы, нетарифные барьеры, услуги, инвестиции, стандартизацию, таможенные процедуры, интеллектуальную собственность, конкурентную политику

Кроме Декларации, АТЭС приняло Кодекс прямых иностранных инвестиций, предусматривающий применение национального режима в отношении иностранных инвесторов, устранение препятствий для вывоза капитала, применение принципов недискриминации и открытости, отказ от экспроприации и др. Эти базовые положения предлагалось использовать в национальном законодательстве стран — участниц АТЭС. [3]

На саммите в Осаке (Япония) в 1995 г. были приняты документы, уточняющие политику либерализации торговли, и программа действий АТЭС. Для расширения участия деловых кругов в активизации делового сотрудничества был создан Деловой консультативный совет (ДКС), в который входят по три представителя от каждой страны-участницы. На ежегодных саммитах АТЭС ДКС представляет доклад с рекомендациями от частного сектора о реализации программных документов АТЭС, а также в отношении устранения барьеров на пути инвестиций и товаров, упрощения визового режима и др. В рамках ДКС работают группы по малому и среднему бизнесу, по финансам и по технологиям. Международный секретариат ДКС расположен в Маниле. В АТЭС. Секретариат АТЭС расположен в Сингапуре. Важные решения АТЭС принял в Маниле в 1996 г., они сформулированы в так называемой Манильской программе действий для АТЭС, предусматривающей меры по формированию АТЭС на базе сочетания трех направлений деятельности АТЭС: Индивидуальных планов действий, коллективного плана действий и технико-экономического сотрудничества.

Одновременно были установлены приоритетные сферы экономического и технического сотрудничества, включающие развитие рынков, укрепление инфраструктуры, улучшение качества жизни, интеграцию в мировую экономику и др. [4]

Несколько саммитов АТЭС были посвящены проблемам ухудшения валютно-финансового положения и путям преодоления финансового кризиса. На других саммитах первого десятилетия обсуждались проблемы глобализации, проблемы обеспечения продовольствием региона, проблемы доступа к преимуществам экономического развития, проблемы борьбы с терроризмом, птичьим гриппом, проблемы обеспечения энергетической безопасности, изменения климата, укрепления институционной структуры АТЭС, проблемы создания зоны свободной торговли, проблемы перспектив региональной экономической интеграции и другие актуальные проблемы.

Саммит 2010 г. проходил в японском городе Иокагама. Он призвал страны АТЭС развивать более глубокую региональную экономическую интеграцию, а также принять конкретные меры по созданию зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Решения Форума подчеркивали необходимость обеспечения высококачественного роста экономического развития на основе сбалансированного, всеобъемлющего, устойчивого, инновационного подхода и обеспечения безопасности.

Форум АТЭС 2011 прошел в Гонолулу (штат Гавайи, США) в ноябре. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон, комментируя тематику Форума, подчеркивала, что АТЭС примет меры по сокращению времени, затрат и неопределенности при перемещении товаров через региональные цепи поставок, а также может добиться экологически устойчивого роста за счет снижения барьеров в торговле экологическими товарами и услугами, прекращения незаконных лесозаготовок, ликвидации неэффективных топливных субсидий и стимулирования торговли восстановленной продукцией для сокращения отходов и экономии энергии.

Саммит АТЭС Владивосток-2012 — двадцать четвёртая ежегодная встреча лидеров экономик АТЭС, которая проходила во Владивостоке с 2 по 9 сентября 2012 год. Это первый саммит АТЭС, который проходит в России.

Большая часть объектов саммита построена при кураторстве первого вице-премьера Правительства РФ И. И. Шувалова на Русском острове. Основными объектами саммита являются мосты Золотой и Русский, а также Дальневосточный федеральный университет.

Завершившийся во Владивостоке саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) прошел результативно и оказался для России удачным. По итогам форума в мире заговорили о «восточном развороте» экономики РФ.

На площадке АТЭС-2012 встретились лидеры ведущих держав региона (Китая, России, США, Японии), между которыми было подписан ряд соглашений. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, отвечавший за подготовку форума, отметил, что саммит АТЭС во Владивостоке должен помочь смещению внешнеторгового баланса России в сторону азиатских стран. [5]

Российская Федерация — активная участница АТЭС с момента своего присоединения в 1998 г. Оценивая роль и место России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, В.В. Путин в статье «Россия: новые восточные перспективы» отмечал: «Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной.

Полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана — естественно и неизбежно. Ведь Россия — своеобразный интеграционный узел, связывающий Азию, Европу и Америку. Сегодня перед страной открылся спектр возможностей: от сотрудничества в энергетике, по вопросам экологии, эксплуатации морского шельфа до развития транспортных связей и реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов»

К этим словам можно также добавить, что Россия от активного участия в рамках АТЭС может получить дополнительные возможности обеспечить за счет региональной интеграции в регионе привлечение капиталов, передовых технологий и управленческого опыта, направив их в программы социально-экономического развития районов Сибири и Дальнего Востока, в создание в этих регионах второй экспортной базы России, ориентированной на гарантированные поставки на долгосрочной основе в страны Азиатско-Тихоокеанского региона высокотехнологичной продукции, изготовленной на базе местного сырья, а также полупродуктов, сырьевых и энергетических товаров широкого ассортимента. [6]

Вместе с тем, оценивая АТЭС как международную организацию, следует учитывать, что АТЭС руководствуется в своей деятельности принципами, не связывающими своих членов жесткими обязательствами, закладывает в основу своей деятельности открытый диалог и принимает решения на базе консенсуса и добровольности выполнения этих решений. Готовясь к саммиту во Владивостоке, Правительство России приняло Концепцию российского представительства в АТЭС и Перечень мероприятий в Российской Федерации в рамках АТЭС-2012

Намеченные мероприятия, помимо основной дискуссии, предусматривают широкий круг встреч на министерском, экспертном и других уровнях. Среди тем саммита выделяются — либерализация торговли и инвестиционной деятельности, развитие региональной интеграции, а также проблемы обеспечения продовольственной безопасности, совершенствования транспортно-логических систем и др. России как участнику и председателю Форума во Владивостоке, по нашему мнению, имело бы смысл выступить с предложением о включении в повестку дня, помимо постоянно обсуждаемых вопросов о развитии торговли, либерализации инвестиционного режима и осуществлении широкой региональной интеграции, вопроса об обеспечении международной энергетической безопасности как ключевого фактора решения перечисленных выше стратегических задач АТЭС. Это обуславливается также и тем, что именно максимально доступная и дешевая энергия и энергоресурсы служат основой жизнедеятельности любой нации на ее пути к процветанию и содействуют взаимовыгодной региональной интеграции, строящейся не на устаревающем принципе взаимозависимости, а на принципе взаимодополняемости, обеспечивающей баланс интересов стран-производителей и стран-потребителей энергоресурсов и дефицитных видов сырьевых товаров. Выдвигая предложение о включении в повестку дня проблемы обеспечения энергетической безопасности, следует ориентироваться на данные о положении со снабжением энергоресурсами экономик АТЭС. [7]

В заключение подведем итоги.

Для решения российских стратегических задач на Дальнем Востоке, нужны не целевые программы, а срочно разработанная «Комплексная программа развития Дальнего Востока». Эта программа должна быть объявлена общенациональным приоритетным проектом, способным объединить и подвигнуть нацию к освоению и обустройству Дальнего Востока. Не приходится сомневаться, что создание второй экспортной базы в Дальне- Восточном регионе должно осуществляться комплексно, с использованием самых новых и эффективных технологий, позволяющих создать с нуля передовые высококонкурентные отрасли и инфраструктуру. Эта задача облегчается наличием подобного рода технологий у партнеров России по АТЭС — США, Канады, Японии, Республики Корея и др. И, наконец, активное участие России в АТЭС позволит сдвинуть с мертвой точки радикальное обновление Дальнего Востока и обустроить жизнь в регионе, прекратить бегство населения, навсегда избавиться от угрозы тихого отторжения частей региона от России.

Читайте также

Список литературы

  1. Островская Е.Я., Фирсова И.С. Россия и АТЭС: основные векторы экономического сотрудничества // Международная экономика, 2010, № 5, с. 57-64.
  2. Иванов И.Д. Внешнеэкономический комплекс России: взгляд изнутри.– М.: Русь-Олимп, 2009, 414 с.
  3. Караганов С. Р. Азиатская стратегия // Российская газета. 2011. 17 июня.
  4. International Energy Agency. World Energy Outlook, 2010. Paris, 2010, 731 p.
  5. http://apec.primorsky.ru/
  6. Oil and Gas Journal / Penn Wall Corp., Oklahoma City, OK.
  7. British Petroleum Statistical Review of World Energy, 2011, June

Цитировать

Пак, В.А. Роль азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в экономической политике России / В.А. Пак. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1645 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться