Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации

№101-1,

юридические науки

В статье рассматриваются подходы к понятию коррупции, как одной из важнейших угроз национальной безопасности России. Коррупция препятствует происходящим экономическим, политическим и социальным процессам в государстве. Предложены возможные пути решения данной проблемы.

Похожие материалы

К одному из основных направлений политики государства, следует отнести борьбу с коррупцией. Данное направление получило особую актуальность в связи с переходом государства к рыночной экономике. Новые экономические, политические, социальные условия стали благоприятной основой для развития коррупции. Граждане зачастую воспринимают коррупцию, как взаимодействие между собой. В данном контексте «коррупция представляет собой особую социальную структуру, то есть совокупность устойчивых и достаточно универсальных норм, принципов взаимоотношения людей».

Обращаясь к теоретическому определению коррупции, следует отметить, что авторы подразумевают коррупцию, как злоупотребление должностными полномочиями, с целью собственной выгоды. К определению коррупции существует в основном два подхода, с точки зрения закона и с точки зрения общественного мнения. Соответственно понятие коррупции с точки зрения общественного мнения, будет намного шире, чем с точки зрения закона.

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН Против коррупции в 2003 году. Коррупцией может быть подвержен любой человек, обладающий властью. В конвенции ООН Против коррупции 2003 года, сформулированы угрозы, которые содержаться в массовой коррупции. Государства-участники настоящей Конвенции, обеспокоены «серьёзностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку».

Коррупция тесно связана с другими формами преступности, сюда следует отнести экономическую преступность, а если быть точнее, то отмывание денежных средств. Большую тревогу вызывают ситуации, с такими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов самого государства и ставить под угрозу политическую стабильность и устойчивость, развитие государства. За большим количеством активов сложно следить. Так формируется благоприятная среда для развития коррупции, что сказывается на стабильности экономики. Например, на объёме свободных денежных средств в обращении, на количестве сбережений, будет падать покупательная способность денег.

В России коррупция вызывает недоверие к многим государственным и социальным институтам, тем самым, нарушается нормальный процесс функционирования самого государства и национальной экономики, отсюда вытекает угроза безопасности Российской Федерации. Доходы от коррупции так же являются благоприятной основой для развития преступности, терроризма, экстремизма. Граждане чувствуют значительное неравенство в обществе, ухудшается избирательный процесс.

В данный момент, характерны такие проявления коррупции, как:

  1. Использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий, в целях приобретения их в частную собственность, или завладение чиновниками акций, близкими ему лица или иными лицами;
  2. Незаконная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, для общегосударственных нужд;
  3. Получение за службу незаконных денег, вознаграждения, услуг, незаконных премий, выдаче беспроцентных кредитов, приобретение недвижимости за границей, открытие счетов в иностранных банках.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, отмечается, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом». Этот факт несёт в себе, что политическое руководство страны в коррупции видит угрозу национальной безопасности.

Принимаемые в России меры по борьбе с коррупцией не дают эффективных результатов. Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации и план вместе с Законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 предъявляют новые требования к работе всех государственных органов, правоохранительных служб. О неэффективности мер о борьбе с коррупцией в России свидетельствует судебная практика, опросы, выводы и исследования теоретиков. Доходы от коррупции являются благоприятной основой для преступности, терроризма и экстремизма.

Сделаю попытку, выдвинуть ряд предложений по борьбе с коррупцией:

  1. Поддержание постоянного социального контроля со стороны гражданского общества за всей системой государственного управления;
  2. Увеличение ответственности за коррупционные преступления, ужесточение государственного контроля и процедуры отбора кандидатов на государственные должности;
  3. Увеличение заработной платы государственных служащих;
  4. Скорректировать размер пошлин и штрафов, так как слишком высокие штрафы неэффективны, как и слишком низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки.
  5. Обмен опытом по борьбе с коррупцией с зарубежными странами;
  6. Реформирование коммерческого законодательства, особенно по проблемам рынка ценных бумаг, недвижимости, интеллектуальной собственности, экологии;
  7. Включение антикоррупционного элемента в рамках программ образования, в дошкольных, школьных, вузовских учреждениях.

Таким образом, меры по борьбе с коррупцией, должны носить полный всеобъемлющий характер. Борьба с коррупцией не должна носить тип борьбы с последствиями. Необходима борьба с причинами возникновения данного явления, причём не только экономическими, но и социальными, политическими и духовно-нравственными.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 №-6 ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11 –ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.Ст. 4398; 2014. № 30 (Часть 1). Ст.4202.
  2. Конвенция Организации Объединённых Наций «Против коррупции», принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года, преамбула // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. № 26.ст.2780.
  3. Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 274-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 29.12.2008, № 52(ч.1),ст.6228.
  4. Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537.
  5. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели// Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под редакцией П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия.- Н.Новгород.-2001.-С.192-201.