Правовые основы национальной безопасности

№101-1,

юридические науки

В настоящей статье раскрывается правовое регулирование "Национальной безопасности" в Российской Федерации. Соотношение данного понятия в российском и зарубежном праве. Раскрываются основные проблемы данного определения.

Похожие материалы

В настоящее время, как в научной, так и в правовой литературе существует огромное количество различных подходов к определению понятия безопасности. Причем безопасности не только в общем понимании, но и в понятии безопасности национальной. Так, в первом российском законе «О безопасности» от 1992 года дается первое определение национальной безопасности. В соответствии с данным нормативно-правовым актом национальная безопасность — это защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз. Основным принципом обеспечения безопасности, согласно ему являются:

  1. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  2. Законность;
  3. Системность и комплексность политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  4. Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  5. Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Самое главное, что отражало первое понятие «национальной безопасности» это то, что главный акцент был сосредоточен главным образом на защищенности страны, государства от военной агрессии или гроз таковой, связанных с термином «внешнего врага». Отличительной чертой эффективности ведения государством своей «национальной безопасности» было определение степени успешности ведения государством военного противостояния двух систем.

По итогу западные ученые вложили в это понятие более широкую мысль о том, что государство способно защищать национальные ценности и интересы в конкретных внешних и внутренних условиях.

Американские политологи и ученые говорили о том, что «национальная безопасность — это способность страны сохранять целостность, суверенность, политические, экономические, социальные и другие основы общества и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы международных отношений».

Впервые сам термин «национальная безопасность» прозвучал в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. Суть послания заключалась в том, что США аргументировали присоединение зоны Панамского канала к территории своего государства, именно интересами национальной безопасности США.

В последующие годы проблема национальной безопасности заняла ведущее место в исследованиях американских политологов, а с 1986 г. президент США ежегодно обращается к конгрессу с посланием «Стратегия национальной безопасности США».

Американские политологи связывают термин «национальная безопасность» в первую очередь с военной безопасностью. Это аргументировано тем, что политика США направлена на укрепление превосходства в военной сфере, улучшением ядерных сил страны, средств ведения вооруженной борьбы. В соседних странах существуют некоторые различия. В Англии «национальная безопасность» определяется содержанием национальных интересов, их правовой защитой. Главной задачей является обеспечение независимости государства и территориальной целостности. Во Франции данный термин вообще отсутствует и заменен термином «национальная оборона». Он определяет положение использования вооруженных сил, экономики, гражданской обороны и нации в целом.

Но существуют и другие аспекты термина «национальная безопасность». Так, в экономической сфере данное понятие связывают с ведением странами хозяйственно-экономической деятельности, устойчивостью национальной финансовой системы, добыванием топливо-энергетических ресурсов. В области науки и технологий «национальная безопасность» затрагивает стратегические материалы, научно-техническое развитие стран, добывание информации у других государств, профессорский и преподавательский состав. В сфере здравоохранения это уровень социальных гарантий и защищенности граждан, оплата труда, развитие технологий, распространение различных инфекций, туберкулеза, наркомании. В сфере культуры — пропаганда различного рода экстремизма, пересмотр взглядов на события в истории (в т.ч Великую Отечественную войну). В экологической сфере — истощение минерально-сырьевых запасов, водных и биологических ресурсов, добыча стратегически важных полезных ресурсов.

В Российской Федерации проблема «национальной безопасности» в первую очередь связана с распадом Советского Союза. Именно в тот период времени наше государство было наиболее ослабленным как в правовом контексте, так и в реальной защищенности государства и ее границ от внешних угроз. Первые научные работы и исследования в данной области появились в начале 1990-х гг.

Так, например, И.Л. Прохоренко под национальной безопасностью понимает такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут.

В настоящее время термин «национальной безопасности» наиболее полно раскрыто в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В п. 6 данного указа национальная безопасность определяется как — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. На мой взгляд, данное определение является наиболее полным и затрагивает все наиболее важные составляющие части данного термина, а также наиболее полно раскрывает все самые важные аспекты защищенности нашей страны на международной арене.

Стоит обратить внимание на то, что состояние эффективности «национальной безопасности» определяется с учетом анализа таких характеристик как: уровень безработицы, уровень роста цен на товары, сумм государственного внешнего и внутреннего долга, уровнем здравоохранения, образования, обновлением материальной базы вооруженных сил и др.

Подводя итог, необходимо отметить, что национальная безопасность есть защищенность национального достояния, материальных и духовных ценностей страны от получения для страны прямого и опосредованного ущерба. Набольшую опасность национальной безопасности РФ на данный момент представляет США и НАТО, стремящиеся взять под свой контроль природные ресурсы мира. Поэтому необходимо уделить особое внимание данной проблеме и решения всех вопросов мирным путём в соответствии с Уставом ООН.

Но не стоит забывать о том, что проблема «национальной безопасности» нуждается в постоянном изменении, адаптации законодательства, его улучшения, ввиду развития различных сфер жизни в государстве, общества и страны, а так же из-за проблем и конфликтов на международной арене.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015)"О безопасности", "Российская газета", N 295, 29.12.2010;
  2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
  3. Лужков Ю.М. Общая теория национальной безопасности. М.:РАГС, 2002;
  4. Опалева А.В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;
  5. Прохожева А.А Общая теория национальной безопасности; М., 2002.