Этапы развития бизнес - образования в России

№103-1,

социологические науки

Данная статья раскрывает основные этапы становления и развития бизнес – об- разования в России. Автор статьи дает понятие бизнес – образованию, выделяет основные этапы развития, выявляет основные тенденции развития бизнес – образования в России.

Похожие материалы

Введение

Постоянное развитие научно — технического прогресса оказывает воздействие на рыночную среду и обуславливает необходимость находить новые формы обучения субъектов, связанных с предпринимательской деятельностью, прогрессивными приемами ведения бизнеса.

В современном мире бизнес — образование выступает как инновационный способ подготовки специалистов в области управления предприятием. В условиях рыночной экономики содержание бизнес — образования раскрывается через передачу научных знаний в области управления от ученых — теоретиков и специалистов — практиков в данной области к персоналу.

Бизнес — образование выступает образованием ради карьеры и предпринимательского успеха, поэтому оно имеет потребителей на двух уровнях: — деловые предприятия и организации (корпорации) — менеджеров (высшего и среднего звена).

Бизнес — образование действует по трем направлениям: 1) передача знаний; 2) выработка умений (навыков); 3) формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения у обучающегося [1].

Если проследить линию развития бизнес — образования в России, то заметно, что периоды его формирования сопоставимы с периодами формирования похожих процессов в Европе, однако, в России система бизнес — образования формировалась по своей траектории, а опыт, взятый из зарубежных стран в области обучения менеджменту, составлял очень малую долю. Главным минусом обучения бизнесу того периода являлось то, что выпускалось в три раза больше инженеров, чем сейчас, однако, малая доля ориентировалась на передачу знаний, нежели не применение практических методов [1].

При сопоставлении ситуации с сегодняшним днем, можно заметить, что инженеров подготавливается во много раз меньше, чем экономистов. Рынок труда переполнен экономистами, а от этого страдает как бизнес — образование, так и образование в целом.

В университеты и институты на экономические специальности ежегодно поступают более 1,5 млн. молодых людей в России. Как показывает практика, большая часть из них не работает по специальности, рынок переполнен экономистами, а это отрицательно сказывается на экономическом развитии страны в целом. И на данный момент возникает острая потребность в качественно подготовленных кадрах новых специализаций: менеджмента, маркетинга, брокерского и биржевого дела, экономической безопасности и др. Для этого сегодня важно развивать бизнес — образование в России.

Основная часть

Впервые в России определение бизнес — образованию как деятельности по профессиональному обучению людей было дано президентом Российской ассоциации бизнес — образования Л. И. Евенко. Однако в настоящее время термин бизнес — образование не имеет единого и общепринятого определения в науке и практике. Это связано с тем, что каждый автор по — разному подходит к толкованию данного термина. А также с тем, что бизнес — образование явление, которое стремительно эволюционирует и поэтому, научная рефлексия не успевает за ходом его эволюции.

В современном мире бизнес — образование выступает как инновационный способ подготовки специалистов в области управления предприятием. В условиях рыночной экономике содержание бизнес — образования раскрывается в передаче научных знаний в области управления от ученых — теоретиков и специалистов — практиков в данной области персоналу. Бизнес — образование выступает образованием ради карьеры и предпринимательского успеха, поэтому оно имеет двух потребителей: деловые предприятия и организации (корпорации) и менеджеры (высшего и среднего звена).

В начале XX века в России на фоне быстро развивающейся капиталистической экономики обостряется потребность в кадрах, владеющих знаниями об организации промышленного дела, торговли, банковского и кооперативного сектора.

Следует отметить, что в период с 1906 по 1912 года были открыты 14 коммерческих учебных заведений, которые имели свои отличительные особенности. Отметим наиболее важные, на наш взгляд, особенности коммерческих заведений того времени. Итак, данные учебные заведения имели частный статус и по ведомственной принадлежности относились к Министерству торговли и промышленности; обучение студентов проходило только лишь по двум направлениям: экономики и коммерции; в состав попечительских советов коммерческих заведений входили биржевые комитеты, купеческие общества, общества распространения коммерческих знаний, а также отдельные меценаты. Термин « коммерческое образование» в дореволюционном периоде следует рассматривать не как частное, негосударственное образование в современном понимании, а как образование, направленное на удовлетворение потребностей коммерческих структур. Коммерческие заведения того времени получили свое название по названию, которое породило социально — экономическую потребность в них, образование — для ведения коммерции [2].

Однако процесс становления коммерческого образования в России резко меняет свой вектор развития после событий октября 1917 года. В этот период произошло известное отрицание первого этапа. Ведь, по сути, уничтожение крупной частной собственности означало конец эпохи коммерции. Процессы усиления административно — командной системы и политической власти в 30-е годы негативно повлияли на последующие этапы развития науки управления. Этот процесс отражался в ликвидации научно — рационализаторских органах, опытных станций, институтов и лабораторий, прекращения дискуссий в Академии наук, а также проведения научно — практических конференций. Функция управления предприятием становилась все более сложной.

Сложившаяся ситуация начинает меняться только к концу 50-х годов, начинают возобновляться исследования по проблемам организации и управления предприятием. В свою очередь происходит процесс переоценки научных методик 20 — х годов. Новым мощным стимулом развития управленческого образования становится экономическая реформа 1965 года. На смену устаревших, на тот момент промышленных академий, стали создаваться институты повышения квалификации. Основным направлением деятельности, которых стало обучение руководящего состава, а также переподготовка кадров для руководящих должностей. По статистическим данным, в период с 1969 по 1984 года число подобных учебных заведений возросло с 28 до 79, а филиалов с 47 до 134. Также в высших учебных заведениях возросли и факультеты, обучающие руководящие кадры, с 65 до 150.

Если проследить линейку развития бизнес — школ в России, то мы можем заметить, что периоды развития сопоставимы с периодами развития в Европе. Однако траектория развития различна. В системе бизнес — школ России значительное место занимали пережитки советского общества, а также технократический наклон обучения (выпускалась в три раза больше инженеров), а уклон в экономику делал из них своего рода мутированных специалистов: инженеров — экономистов. Акцент в обучении делали на научные знания, а не на применение практических методов. В сравнении с сегодняшним днем, где инженеров существенно меньше, чем экономистов, а экономическое образование превратилось своего рода в конвейер по производству экономистов, что не может, не отразиться на бизнес — образовании и на образовании в целом. Однако вернемся в наш временной промежуток.

В период советской власти были созданы своего рода бизнес — школы при ЦК КПСС — «партийные школы». Образование в данных школах было рамочным, что естественным образом привело к выпуску мало профессиональных специалистов в области экономики и управления. Естественно, были проблемы в сфере управления в период становления рыночной экономики, который начался в 1990-е годы. Этому свидетельствует достаточно интересная статистика, в 1989 году из всех лиц, которые занимали управленческие должности, лишь 43% из них имели высшее образование, а каждый седьмой не имел даже среднего полного образования. Рассуждать о качестве управленческих решений того времени не имеет смысла все итак очевидно и наглядно. Управленческий кризис, который возник, отразился как на экономической, так и на политической обстановке в целом [3].

Середина 1990-х годов — это расцвет переходной экономики во всех областях, включая образование. В период с 1993 по 1995 года престижность экономического образования начала возрастать. Эти годы зародили получение высшего экономического образования, как карьерной лестницы на руководящие должности. Тем не менее, проблема отсутствия высокопрофессиональных кадров в сфере управления продолжает существовать. По статистическим данным, в 1995 году около 40% управленцев имели среднее профессиональное образование, слабо согласованным с бизнес — образованием, каково оно должно быть. Следует отметить, что принципы бизнес — образования были отражены в рамках государственной системы высшего профессионального образования. В 1996 году из 548 вузов страны 548 ВУЗов 356 осуществляли обучение по управленческим программам и программам менеджмента. Большое внимание отводили науке и технологиям в области образования, математическим, научным и аэрокосмическим исследованиям.

Важно отметить, что за последние 10 — 15 лет российское бизнес — образование все же накопило позитивный опыт. Первые школы и институты бизнеса возникли еще в конце 80 — начале 90-х годов в системе высшего профессионального образования. Эти бизнес — школы получили распространение, как в России, так и за рубежом. В это же время возникла школа бизнеса при МГИМО. Данная бизнес — школа заявила о себе как о новом учебном заведении, которое ориентировано на потребности реформируемой экономики. В начале 90-х годов бизнес — школа получила широкое распространение по России и была признана за рубежом. Школа бизнеса при МГИМО также была одним из инициаторов создания в 1990 г. Российской ассоциации бизнес — образования. Заслуживает внимание и Международный институт топливо — энергетического комплекса в структуре МИД РФ. Именно этот институт впервые начал осуществлять подготовку специалистов — международников для энергетического сектора экономики и таким образом заложил соответствующую мировым стандартам учебную базу для развития энергетической дипломатии. На базе многих Вузов открыты бизнес — школы, которые имеют международное признание [4].

Отметим некоторые тенденции современного этапа развития бизнес — образования. Непрерывное образование сдвигает акцент на получение новых знаний и компетенций, отдавая приоритет им, нежели формальному получению диплома или степени. Заметна тенденция в сторону более сконцентрированных и менее продолжительных программ во времени. Особое внимание стали уделять формату обучению, используя формат part — time (без отрыва от основной деятельности). Стало популярным сегментирование потребителей бизнес — образования, так как неэффективно на одной программе MBA обучать людей с разным должностным положением, опытом, уровнем решаемых задач. Программы MBA становятся интернациональными.

Бизнес — школы не ориентированы на выдачу формальных дипломов, но по мере их развития, выдаваемые ими сертификаты, могут стать весьма привлекательными для компаний (на рынке труда).

Выводы

В современном мире под бизнес — образованием подразумевают формирование глобального рыночного кругозора.

НОУ «Университет «Синергия» провел заслуживающий внимания опрос, в котором 100% опрошенных бизнесменов уверенно ответили, что современному предпринимателю, а тем более управленцу необходимо бизнес — образование.

В мировой практике модель бизнес — образования сформировалась, определив и развивая обязательные для её эффективного функционирования элементы. Это требования к слушателям и преподавателям (бизнес — тренерам), структура учебных программ и их содержание, корпоративная поддержка, аккредитационная и рейтинговая системы.

На основании рассмотренной истории развития бизнес — образования в России можно сделать вывод, что в 2000 –х годах практически сформировалась и закрепилась система российского бизнес — образования. В настоящее время наблюдается процесс развития бизнес — образования, а также усиления его востребованности на рынке.

Список литературы

  1. Викеев С.В. Перспективы развития рынка бизнес – образования / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки – Москва 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/perspektivy-razvitiya-rynka-biznes-obrazovaniya (дата обращения 07.05.2019)
  2. Гордеева Д.С., Рябчук П.Г., «Российское бизнес-образование: от мифов к реальности» / Балтийский гуманитарный журнал – Южно- Уральск — 2018 – том 7 - №2- с.213 – 216.
  3. Коваль В.А. «Региональные рынки бизнес — образования: тенденции и перспективы»/ Проблемы современной экономики – Омск - 2018 – с.402 – 404
  4. Кузнецова Л.В. Бизнес — образование как звено непрерывного образования/ Креативная экономика — 2017 – Том 11 - номер 12 – с. 1329 – 1338