Уровень и качество жизни жителей региона

№103-1,

социологические науки

В статье рассматриваются такие понятия, как уровень жизни, качество жизни, благосостояние. Приведена система оценки уровня жизни населения региона. Выделены элементы, характеризующие уровень жизни населения.

Похожие материалы

Социальное государство реализует свои функции через свою деятельность в социальной среде. Государство оказывает значимое влияние и воздействует через государственное управление на те социальные институты, с которыми гражданин вступает во взаимодействие в течение своей жизни. Следует отметить, что социальные условия жизнедеятельности человека зависят и от экономических факторов. В совокупности все условия существования человека и определяют качество его жизни. Отличительной чертой такого государства является то, что государство в полном объеме решает вопросы, связанные с ростом потребительского спроса, производительности труда, изменением роли работника в общественном производстве. Социальное государство всю свою деятельность направляет на удовлетворение потребностей населения в питании, жилище, общественном статусе, самореализации.

В социальном государстве экономический рост обеспечивается за счет развития науки и техники, эффективного здравоохранения, прогрессивного образования.

Одним из показателей оценки социально-экономического развития государства выступает качество жизни населения.

Так как снижение показателей, характеризующих уровень и качество жизни человека, может привести к социальной напряженности, то в такой ситуации государственные органы управления должны вовлекаться в регулирование социально-экономической политики страны. По показателям качества жизни граждан можно также судить об эффективности проводимых реформ в стране.

Повысить уровень и качество жизни населения можно только общими усилиями всех ветвей власти: федеральных, региональных, муниципальных.

Проводя оценку социально-экономического развития региона используют разные показатели, но важнейшими из них являются показатели, характеризующие качество жизни людей. Если показатели, характеризующие качество жизни граждан региона, имеют тенденцию к снижению, то эта ситуация приводит к социальной нестабильности. Чтобы такого не случилось органы регионального управления занимаются координацией социально-экономической политики.

Основные направления деятельности органов власти в области повышения уровня и качества жизни населения:

  1. Рост уровня жизни: положительная динамика изменения реальных доходов и покупательной способности доходов населения, уменьшение уровня официальной безработицы и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
  2. Обеспечение занятости населения: повышение качества и мобильности рабочей силы, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществление мероприятий, способствующих повышению занятости граждан, которые не могут найти подходящую работу.
  3. Повышение качества и доступности услуг социальной сферы: социальная поддержка населения, развитие эффективной системы здравоохранения, формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации, совершенствование системы образования, развития культуры, решение актуальных вопросов ЖКХ.
  4. Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем: создание инфраструктуры для малоэтажного строительства, поддержка молодых семей, ипотечное кредитование молодых специалистов, улучшение жилищных условий многодетных семей, переселение граждан из аварийного фонда, капитальный ремонт многоквартирных домов.
  5. Обеспечение безопасности проживания: оборудование вокзалов техническими средствами контроля, создание условий для антитеррористической защищенности, профилактика преступлений, обеспечение экологической безопасности, утилизация отходов.

Изучая показатели качества жизни жителей также выносят суждение о продуктивности проводимых реформ в стране и регионе.

Стратегической целью любого региона Российской Федерации в настоящее время становится повышение уровня и качества жизни граждан региона, а это возможно при консолидации общих усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Следовательно, в условиях изменений экономической ситуации, с повышением нужд и желаний людей, усилением социальной политики государства, изменением окружающей среды, возрастает роль и актуальность оценки уровня и качества жизни жителей региона.

Несомненно, что повышение уровня жизни населения — главная цель любого социального государства.

Анализируя становление определения уровня и качества жизни населения, дающих понятие о достатке и процветании населения, видим, что такими понятиями значились и «уровень жизни», и «качество жизни», и «благосостояние народа», и «стандарт жизни».

Понятие «уровень жизни» характеризует меру удовлетворения материального благополучия, обеспеченности невещественных и общественных потребностей населения.

Для измерения уровня жизни населения пользуются специальными количественными и качественными показателями. С помощью этих показателей есть возможность измерить уровень жизни населения с различных аспектов: сколько потребляется материальных благ и услуг в расчёте на одного жителя региона, каков размер потребления пищевых и непродовольственных товаров, величина потребления услуг; каковы реальные доходы жителей страны; какова величина средней заработной платы; насколько население обеспечено жильем; уровень образованности жителей, наличие учреждений здравоохранения и др.

Для характеристики уровня жизни населения применяют в сочетании два элемента:

  1. Обеспеченность материальными и нематериальными благами.
  2. Степень потребления материальных и нематериальных благ.

Уровень жизни представляет собой разностороннее явление, зависящее от большого количества разнородных факторов. К ним относятся: географические, социально-экономические, экологические факторы.

Безусловно, уровень жизни населения находится в зависимости и от такого фактора, как политическая обстановка в стране.

На уровень жизни в большей или меньшей степени влияют демографические причины, жилищная политика страны, производственные условия, количество и качество реализуемых товаров и др.

Отсюда, под уровнем жизни понимается степень обеспеченности граждан имущественными благами, которые дают возможность удовлетворять разные людские нужды.

Качество жизни населения возможно охарактеризовать системой объективных и субъективных величин, характеризующих с одной стороны — условия жизнесуществования и совершенствования личности (объективные величины), а с другой — удовлетворенности жителей социальными услугами (субъективные величины).

К условиям жизнесуществования и совершенствования личности относят воспроизводственный потенциал граждан, условия жизни жителей и величину денежных доходов граждан страны и региона. Маргулян Я. А. [1] пишет, что составной частью жизнесуществования граждан региона, является качество трудового потенциала, то есть работоспособность, состояние здоровья, квалификация, социальная среда, техническая вооруженность трудовых ресурсов. Качество трудового потенциала оказывает непосредственное влияние на все слагаемые качества жизни населения.

Но справедливо заметить, что трудовой потенциал региона зависит не только от величины трудовых ресурсов, но и от численности и продолжительности жизни населения, так называемого демографического потенциала.

Вместе трудовой и демографический потенциал формируют воспроизводственный потенциал, который воплощает миссию увеличения воспроизводства населения.

На качество жизни существенное влияние оказывает величина денежных доходов населения. Изменение денежных доходов, их рост или снижение приводят изменению качества жизни жителей региона, так как при этом происходит изменение воспроизводства трудовых ресурсов, стремлений к повышению производительности труда.

С субъективной стороны качество жизни населения определяется показателями, которые позволяют оценить удовлетворенность населения социальными услугами: качественно ли оказывается медицинская помощь, имеются ли возможности для получения качественного общего образования, качественно ли оказываются жилищно-коммунальные услуги, имеются ли условия для занятий физкультурой, спортом.

Качество жизни, как считает Абрамова И.Е. [2], представляет собой совокупный показатель организации жизни жителей региона. Качество жизни населения зависит от многих слагаемых, в том числе от деятельности федеральных и муниципальных органов власти. От того насколько и в полном ли объеме, высокого ли качества предоставляются услуги по удовлетворению потребностей жителей структурами органов власти.

Качество жизни населения региона, поселения считается высоким, если уровень материального благополучия жителей высокий, населенные пункты благоустроенны, население активно участвует в разработке жизненно важных для региона решений. Участие населения в работе органов власти региона приводит к повышению доверия к главе региона, администрации, растет удовлетворенность условиями жизни, повышается комфортность и социальная значимость жителей и отдельного гражданина.

Таким образом, качество жизни признается высоким, если полностью реализуются жизненные планы населения, удовлетворяются их жизненные надобности. Улучшить качество жизни можно, если у населения есть возможность решать большинство своих проблем.

Список литературы

  1. Маргулян Я.А. Основы социального государства. – М.: Юрайт, 2017. – 131 с.
  2. Абрамова И. Е. Развитие местного самоуправления как института гражданского общества / И. Е. Абрамова, А. Ю. Ильин, В. М. Котов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2016. - № 4. - С. 36-39.