Потребительский спрос, его особенности и динамика в отечественной экономике

NovaInfo 14
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Все мы являемся потребителями каких- либо товаров и услуг. На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество предложений. Для каждого из нас становится важным, сделать «правильный выбор», купить именно то, что надо и при этом не переплатить, или получить услугу желаемого качества за приемлемую цену. Поэтому, я считаю, изучение особенностей и динамика рынка приоритетной задачей, позволяющей сделать правильный выбор покупателю.

Ключевые слова

ЭКОНОМИКА, СПРОС, РЫНОК, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

Текст научной работы

Актуальность

Все мы являемся потребителями каких- либо товаров и услуг. На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество предложений. Для каждого из нас становится важным, сделать «правильный выбор», купить именно то, что надо и при этом не переплатить, или получить услугу желаемого качества за приемлемую цену. Поэтому, я считаю, изучение особенностей и динамика рынка приоритетной задачей, позволяющей сделать правильный выбор покупателю.

Цель

Изучить особенности потребительского спроса внутри страны.

Задачи

  1. Рассмотреть факторы, влияющие на потребление;
  2. Изучить динамику потребительского спроса в России за последнее время;
  3. Рассмотреть влияние доходов на поведение потребителя.

Проблема

С возникновением обилия предложений, покупателю сложно найти оптимальное сочетание цены и полезности товара или услуги.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный [12].

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу.

Нефункциональным спросом является часть спроса, которая обусловлена факторами, непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы.

Социальный фактор связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь индивидуальности. Третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное потребление.

Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других людей, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей. [11] Например, к зиме выпускают новую модель сапог, модные журналы рекомендуют приобрести этот товар.

Примером спекулятивного спроса, может быть, спрос на соль, возникший в этом году из-за того, что один из дилеров основного поставщика соли дал сбой в работе, там образовался дефицит, люди бросились скупать соль [10].

Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. [11].

Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857-1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление. Под эффектом Веблена понимается увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя [12].

Потребительские привычки населения определяются несколькими факторами. Наиболее сильным фактором является доход. Но этот фактор далеко не единственный. Имея одинаковый доход, разные группы населения отличаются друг от друга по другим характеристикам [12].

Молодежь, как и старики, имеют небольшие доходы. Тем не менее, в потреблении товаров и услуг разница огромна. Поэтому другой сильный фактор — психографические характеристики групп населения.

Следующим фактором, влияющим на потребление, является созданная инфраструктура, которая включает в себя системы дистрибуции, транспортные коммуникации, и т.д.

Еще один весомый фактор — культурные традиции. Было бы неверно предлагать некоторым российским группам населения товары и услуги, базирующиеся на истинно американских ценностях. [12; 16].

К более мелким факторам, влияющим на потребление, относятся географические особенности, климат, мобильность населения, конкретные ситуации в той или иной стране или регионе и многое другое.

На сегодняшний день потребительское поведение в России различных доходных групп является достаточно сильно дифференцированным. Это отражается в различии стандартов и стереотипов потребления, присущих каждой доходной группе. Потребительское поведение малоимущих россиян определяется их низким материальным достатком, который диктует им единый стандарт потребления ввиду недоступности других. Жизнь российских бедных отличается от других групп общества характером питания, качеством занимаемого жилья, уровнем медицинского обслуживания, качеством одежды и обуви

Поведение обеспеченных потребителей характеризуется меньшей однородностью. Представители среднего и высшего слоя осознали свою принадлежность к более высокому классу потребителей, что обусловило их постепенную переориентацию на потребительские стереотипы и стандарты более высокого уровня [13, с.51].

В России в 2011 г. коэффициент дифференциации (коэффициент фондов) по данным официальной статистики составил 14,8, что существенно превышает значения данного показателя в странах с развитой рыночной экономикой. Тем временем особенности потребительского поведения состоятельных россиян в решающей степени обусловлены доходами от собственности, и дифференциация этого поведения реализуется в распределении богатства (акций, недвижимого имущества и т. п.). Низкий уровень доходов и потребления основной массы населения России обуславливает сужение объема конечного рыночного спроса на товары и услуги, что ограничивает перспективы развития отечественного производства, поскольку динамика промышленного производства следует за динамикой спроса. [13, с.56].

Проанализировав вышеизложенный материал можно сделать вывод о там, что в России сложились свои особенности поведения человека при приобретении различных товаров и услуг. Это прежде всего стереотипы поведения различных социальных групп, бедность большей части населения страны, появление небольшой группы людей относящих себя в среднему классу и богатых. Гигантская разница в доходах между богатыми и бедными. Также с ростом дохода отечественные потребители больше вкладывают в недвижимость.

Читайте также

Список литературы

  1. Курс экономической теории : учебник / М.Н. Чепурина [и др.] ; под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров : АСА, 2012.
  2. Лейбенстайн X Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. - СПб., 2009.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2012.
  4. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 2009.
  5. Теория потребительского поведения и спроса: хрестоматия / Под ред. В. М. Гальперина. - СПб. : Экономическая школа, 2010.
  6. Экономическая теория (Политэкономия) : учебник / В. И. Видяпина [и др.]. М. : Изд-во РЭА, 2010. 215 с.
  7. Экономическая теория : учебник / А. Г. Грязнова [и др.] ; под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М. : Экзамен, 2010. 260 с.

Цитировать

Сиянова, Л.А. Потребительский спрос, его особенности и динамика в отечественной экономике / Л.А. Сиянова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1663 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться