Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

№104-1,

психологические науки

Статья посвящена теме родительского стиля воспитания и его влияния на особенности личности ребенка.Мы рассмотрели типы семей, а также сравнили приемы и способы воспитания с самооценкой ребенка. У нас получились достаточно интересные результаты.

Похожие материалы

Начиная с 90-х годов XX века наша страна живет в условиях социально-педагогической и психологической нестабильности. В связи с чем все более уделяется внимание стилю родительского воспитания и его особенностям. Конечно, интерес многих современных исследователей к сфере отношений между родителями и детьми объясняется значимостью роли взрослого для развития ребенка. Личность ребенка с рождения начинает формироваться адекватно семейным отношениям, психологическому климату в семье. Стиль межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей- важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка.

Еще издавна люди считали семью важнейшим проводником в жизни ребенка, важнейшей ячейкой общества, и это, важно заметить, не случайно, так как именно в семье впервые формируется и развивается человек как личность, как социальный объект; он впервые начинает познавать окружающую действительность, используя социальные приоритеты данной семьи, культурные ценности, правила поведения, различные нормы; овладевает своими первыми социальными ролями и установками, моделями поведения, которые он, непосредственно, будет использовать для дальнейшей адаптации в социальный мир. То есть условия воспитания, ситуации формирования ребенка в семье, стиль воспитания, являются значительными факторами развития личности ребенка, от него напрямую зависит успешность его как личности в будущем

С целью диагностики уровня самооценки личности младших школьников были проведены две методики: Т. Дембо — С. Рубинштейна и опросник «Анализ семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкиса. Материалом для исследования послужили ряд шкал, условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, , старательность и др.)

В ходе методики детям предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, соответствующей инструкция: "Представь что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу — самые больные люди, вверху — самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?". На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции.

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла.Так в ходе исследования нам удалось подсчитать уровень самооценки, и вот к какому выводу в итоге мы пришли:. "Нормальной", "средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 выше; "высокой" — со средним баллом 4–5; "низкой" — со средним баллом 0-2,5.

Важно пояснить, что методика была представлена каждому ребенку с инструкцией. Каждому была изложена тема и цель исследования. Мы дали достаточное время для обдумывания своих ответов.

Для изучения влияние родительского воспитания на самооценку младшего школьника нами был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис), в ходе которого мы изучили выявление роли семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Так, в ходе исследования принимали участие 19 человек — 8 мужчин и 11 женщин. Испытуемыми выступают родители.

Обратимся к результатам исследования. Методики были проведены на обучающихся «5», «6» и «7» классов МБОУ Православной гимназии им. Св. Иннокентия Пензенского. Цель эмпирического исследования — проверка на практике теоретических положений по проблеме стилей родительского воспитания и их особенностей на развитие личности ребенка, сравнения уровня самооценки. Учитывая общее количество детей, результаты, полученные после обработки методики Дембо- Рубинштейна мы можем представить следующим образом

Мы получили достаточно интересные результаты, которые попробуем проанализировать. Так, по итогам методики, методики ,мы выяснили, что в обществе преобладает средний уровень самооценки (61%)

Теперь постараемся выявить влияние родительского воспитания на самооценку младшего школьника (5 класс), Для этого мы использовали опросник «Анализ семейного воспитания» по Э. Г. Эйдемиллеру и В. Юстицкис. Важно заметить, что в ходе исследования, мы учитываем первые одиннадцать шкал из двадцати шести возможных шкал, которые характеризуют стили семейного воспитания.

Исследование стиля семейного воспитания.

В ходе проделанной работы, мы пришли к следующим выводам: 21% семей имеют неустойчивый стиль воспитания, то есть наблюдаются сложности как правильно воспитывать младшего школьника. Для таких семей характерна резкая смена стиля. Наблюдаются резкие колебания в выборе стилей. Родители в таких семьях не могут определиться с тем, что является определяющим в воспитании и ребенка.

27% семей относятся к либеральным, такие семьи характеризуются отсутствием особого контроля в воспитании своего ребёнка. Ребёнок в этой семье предоставлен самому себе, он сам решает, как ему поступать в той или иной ситуации. Такому ребёнку «можно всё». В ходе опроса выяснилось, что родители считают, что у них недостаточно времени на реализацию полноценного воспитания своего ребёнка, ссылаясь на различные причины. Также родители утверждают о том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь ответственному делу. Это говорит о наличии возможных отрицательных качествах, такие как безответственность и вседозволенность

К авторитарным семьям можно отнести 12% семей. В таких семьях все воспитание базируется на строгости. В таких семьях особенно высок контроль за жизнь ребенка. Родители Ставят перед ребенком огромное количество требований и запретов. Он лишен свободы и н самостоятельности. Зачастую случается, что требования, предоставленные родителями, оказываются невозможными, непостигаемыми для ребенка. Он полностью находиться под предусмотрим родителей. Различные исследования показывают, что в таких семьях у ребенка наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, он замкнут, не общителен. В результате он оказывается менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт при общении со сверстниками, в общении с преподавателями. Такой стиль вредит развитию младшего школьника, ставит под угрозу его полноценное развитие и воспитание .Также, можем говорить о том, что родители, не стремящиеся к удовлетворению потребностей своих детей, игнорируют их. В таких семьях, как показывает психологическая и педагогическая практика, сравнительно часто не обращают внимание на духовность, эстетическую красоту. Такой школьник нуждается психологическом и эмоциональном контакте, теплом и нежном обращении с ним. Ему не хватает поддержки и понимания со стороны семьи, любви.

Исследование показало, что у 27 % семей наблюдается демократический стиль воспитания. В таких семьях родители склонны не применять в воспитательных целях наказание или в очень редких случаях. Они используют такой метод воспитания как поощрение. Мы полагаем, что дети в таких семьях воспитываются в благоприятной, непринужденной обстановке. Отношения в такой семье строятся на сотрудничестве, поддержке. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, имеет много положительных качеств, как социально значимых, так и человеческих. Это особенно важно для воспитания младшего школьника.

Итак, обобщим результаты. Ссылаясь на практическую часть исследования, мы видим, что в семьях преобладают либеральный и демократический стили воспитания. Согласно гипотезе, мы видим, что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств, успешная адаптация в социуме определяется уровнем воспитания в семье, что еще раз подчеркивает, безусловно, важную роль семьи в жизни школьника. Методика показала, что авторитарная семья в большинстве случаев формирует негативные черты личности, как потеря индивидуальности, несамостоятельность, в связи с чем, соответственно, формируется низкий уровень самооценки. То же самое можно сказать и относительно либеральной семьи, где авторитет родителей не играет роли, у детей таких родителей формируется средний уровень самооценки.

Как оказалось, наиболее благоприятной для самого ребенка является та семья, в которой родители и дети выступают партнерами, то есть, где дети не боятся давления своих родителей, где дети чувствуют себя полноправными участниками семьи, а родители учитывают мнение ребенка касаемо того или иного вопроса, в таких семьях дети имеют высокую самооценку. Тем самым наше предположение о том, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку младшего школьника, подтвердилось.

Мы можем предполагать, что на изучаемую нами проблему повлияло современное состояния общества, так как отсутствие материальной самостоятельности ведет к падению благосостояния семьи. Известно очень много случаев, когда отсутствие достаточного количества финансов очень пагубно повлияло на семью. В итоге из-за безысходности родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих детей. Ведь родители обязаны материально обеспечивать своего ребенка хотя бы на минимальном уровне. Только такая семья, которая способна не только содержать своё существование, но и принести в дом деньги, по мнению всего общества, семья станет семьей и может считаться семьёй. В итоге, постоянная работа, загруженность, нехватка времени приводит к отступлению ребенка на второй план. Главным ориентиром выступает не ребёнок, а работа. Такие семьи не замечают того, что именно ребенок, а не другие предпочтения, должен быть главной ценностью. Ведь достойно и правильно воспитанные дети — наше будущее. Всё это ни в коем случае нельзя упускать из внимания, поскольку младший школьник ждёт в первую очередь от своих родителей искреннюю любовь, поддержку в его стремлениях, желаниях, способностях к чему-либо. Именно учитывая все это, родители воспитывают своего ребенка уверенным и социально подготовленным к окружающей их действительности.

Отметим, что у детей с высоким уровнем тревожности формируется низкая самооценка, что предполагает наличие авторитарного или либерального стиля воспитания в семье.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.

У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности. Это можно назвать полезной тревожностью. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и окружающим его миром.

Допустим, что этот уровень все же превысит оптимальный, тогда будем рассматривать уже проявление повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его отстраненности от общества, боязни большого количества людей, высказать свое мнение, вслух изложить свою позицию при всех, предпринять какие-либо решительные действия, что негативно влияет на эмоциональное состояние его в общем. Такой ребенок испытывает постоянный страх и боится непонимания, жесткой критики со стороны других людей, в частности, своих ровесников. Ему также бывает нелегко заводить ближайшее окружение, находить контакт в одноклассниками, заводить себе друзей. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет личностного стержня. А как известно, неуверенность в себе — одно из проявлений заниженной самооценки. Если у ребенка сформировалась заниженная самооценка, то он стесняется самого себя, обвиняет себя, иногда даже презирает .В результате возникает внутренний конфликт столкновения своих привычных установок в сфере психики.

Тревожность в общении со взрослыми возникает в ситуациях наказания, скандалов со стороны взрослых, и это проявляется в неуспешности и неуверенности детей. Исполняя какую-любую деятельность, такие дети испытывают чувство страха, им кажется, что у них ничего не получится, что их старания и работу очень низко оценят, что они не будут пользоваться поддержкой со стороны других людей, своих сверстников. Они зачастую склоны испытывать напрасно чувство вины за свои действия и поступки.

Так, мы выяснили, что в семьях с авторитарным и либеральным стилями воспитания, дети имеют низкую самооценку и обладают высоким уровнем тревожности.

Как оказалось, дети со средним уровнем самооценки характеризуются тревожностью выше среднего и среднего. Родители в таких семьях руководствуются либеральным стилем и не используют какие-либо определенные методы и способы воспитания.

Как и предполагалось, ребенок, воспитывающийся в демократической семье, имеет адекватную самооценку и средний уровень тревожности.

В ходе эмпирического исследования и подробного изучения литературы мы выяснили, что на самооценку личности младшего школьника напрямую влияет стиль семейного воспитания. Также мы еще раз подтвердили, насколько важно правильно воспитывать ребенка, приучать его к определенным ценностям, закладывать с детства в нем уверенность, обучать поведению в социальном мире, — а главное, давать ему с детства ту, необходимую каждому живому существу, естественную материнскую любовь. Только в таком случае мы можем говорить о позитивном влиянии родительского воспитания на особенности личности ребенка.