Психологические особенности влияния социального интеллекта на толерантность и интолерантность сотрудников УИС

№104-1,

психологические науки

В работе рассматриваются основные аспекты, включающие в себя особенности влияния социального интеллекта на толерантность и интолерантность сотрудников УИС и представляются результаты изучения области влияния данного феномена на толерантность и интолерантность сотрудников мужчин и сотрудников женщин.

Похожие материалы

В условиях социальных видоизменений и трансформации общества возрастает интерес к проблеме развития толерантного поведения личности. Повышение темпа жизни и коэффициента ее неопределенности в связи с большим потоком информации в современном обществе приводят к разным психологическим проблемам, как на уровне отдельной личности, так и на уровне социальных групп. Современные условия службы в УИС диктуют сотруднику жесткие условия деятельности. Огромное количество перерабатываемой информации, четкие временные рамки и другие факторы зачастую приводят к тому, что сотрудник не всегда соблюдает правила коммуникации и толерантного отношения к своим коллегам и спецконтингенту.

Объект исследования: социальный интеллект сотрудников УИС как психологический феномен.

Предмет исследования: влияние социального интеллекта на толерантность/интолерантность сотрудников УИС.

Цель работы: изучение социального интеллекта сотрудников УИС, выявление влияния социального интеллекта на толерантность и интолерантность сотрудников УИС.

Гипотеза исследования: уровень социального интеллекта не влияет на толерантность/интолерантность сотрудников УИС, в то же время между данными феноменами имеется устойчивая взаимосвязь.

В ходе эмпирического исследования было выявлено, что существуют некоторые различия в уровне толерантности между мужчинами и женщинами, однако эти различия, согласно применённым нами методам математической статистики, не являются значимыми. А также дисперсионный анализ показал, что отсутствует влияние социального интеллекта на толерантность/интолерантность, равно как и влияние толерантности/интолерантности на социальный интеллект. В то же время обнаруживаются положительные значимые корреляционные связи (по Пирсону) между уровнем социального интеллекта и уровнем толерантности, то есть чем выше уровень социального интеллекта, тем выше уровень толерантности.

Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, задачи и цели исследования достигнуты.

Во время проведения эмпирического исследования тест М. Люшера показал, что эмоциональное состояние у респондентов можно охарактеризовать как положительное, активное, сотрудники стремятся к новому и современному. Оптимистично относятся к своему будущему. Полны ожиданий. Стеничны (активны) в борьбе с ограничениями и препятствиями на пути самореализации, самостоятельны, выражена потребность в независимости.

Список литературы

  1. Абульханова — Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К. А. Абульханова — Славская // Психол. журнал. -2015,-№4.-С. 9-15.
  2. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 2014. — №1. — С. 111-131.
  3. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2016.-239 с.
  4. Анцыферова, JL И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психол. журнал. — 2017. -№ 2. — С. 52-60.
  5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: Автореф. дисд.психол.н. — СПб., 2007. 45с.