К вопросу о влиянии эмоционального выгорания сотрудников исправительного учреждения на социально-психологический климат в коллективе

№104-1,

психологические науки

Статья посвящена вопросам углубленного представления об эмоциональном выгорании личности, a также его влияния на социально-психологический климат в коллективе.

Похожие материалы

Синдром эмоционального выгорания — это термин, который был введен в психологию в 1974 году американским психиатром Гербертом Фрейденбергером, описываемый как проявляющийся нарастающим эмоциональным истощением, и который может привести к личностным изменениям в сфере общения с людьми. Эмоциональное выгорание — это своеобразная реакция организма человека на длительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Иными словами, подобное состояние являет собой некий механизм психологической защиты на стрессы, возникающие в трудовой сфере. Выгоранию особенно подвержены люди, чья профессиональная деятельность связана с общением с другими людьми, а также представители альтруистических профессий.[1.с.105]

Среди индивидуальных черт характера, обуславливающих повышенный риск выгорания, психологи выделяют перфекционизм, пессимизм, желание выполнять свои обязанности без посторонней помощи, стремление контролировать абсолютно все.

В ходе исследования было установлено, что в отечественной социальной психологии одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата Шепель В. М., Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон: социальный климат, моральный климат, психологический климат.[2.с.298] Понятие эмоциональное выгорание было введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергером. Кроме того, мы выяснили, что на состояние социально-психологического климата негативно влияет уровень эмоционального выгорания сотрудников.

Согласно динамической модели Е. Хартмана и Б. Перлмана, эмоциональное выгорание проходит четыре стадии своего развития:

  • первая стадия. На этой стадии человек испытывает напряженность, которая может быть вызвана его неудовлетворением собственными профессиональными качествами или несоответствием работы ожиданиям и желаниям. В том и другом случае возникает противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.
  • вторая стадия. Этот этап сопровождается стрессом и его типичными проявлениями. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных составляющих.
  • третья стадия. Возникают аффективно-когнитивные, поведенческие, а также физиологические реакции в различных индивидуальных вариантах проявлений.
  • четвертая стадия характеризуется тем, что эмоциональное выгорание выступает в качестве многогранного переживания, проявляется как психологическое и физическое истощение, a также переживание собственного неблагополучия.

Анализ литературы по данной проблеме позволяет обобщить множество определений выгорания от разных авторов, и выделить три основных компонента: эмоциональное/физическое истощение, деперсонализация и редуцирование личных достижений.

Социально-психологический выгорания климат постоянно играет выгорания первостепенную проявление роль имеют в формировании потенциал психологического мозгу и функционального быстро комфорта коллектива в профессиональной человека деятельности человеку человека. Социально-психологический формальными климат реакций можно шкал охарактеризовать стороны с различных программы точек Нижегородской зрения, ФКУ в частности, основных необходимо Рис определить отстранённость и выявить проводился наличие нагрузки и частоту стрессогенных ситуаций, климат авральных России способов как реализации позволяющих управленческих видим решений, обучения возможность зарубежными возникновения должностную экстремальных воздействия условий Александровский труда, конфликтогенную обстановку поведения и т.д.[3.с.144]. Эти усталости факторы наблюдается характеризуют людей отрицательные сотрудников условия характер социально-психологического выгорания климата относятся в организации наоборот в целом, суицидальные что влияние отражается отношению на состоянии Старченкова персонала, того который работы переживает методики в связи программы с этими Эмпирическая ситуациями типичными стрессовые обусловленная состояния, переживаниям психологические деформации перегрузки, выступает которые даже вызывают среды истощение личных нервной что системы планировать и эмоциональное ФКУ выгорание.[4.с.435]

Перед практическим психологом стоит задача обучить сотрудников распознавать признаки эмоционального выгорания, а также предвидеть возникновение ситуаций, ведущих к эмоциональному выгоранию.

В ходе исследования перед нами была поставлена задача провести теоретическое и эмпирическое исследование влияния эмоционального выгорания на состояние социально-психологического климата в коллективе сотрудников отдела безопасности ГУФСИН России по Нижегородской области. На основе интерпретации полученных данных можно сделать следующие выводы:

  • необходимо разработать научно-обоснованные рекомендации по организации программы психокоррекционных мероприятий;
  • доказана прямая корреляционная связь между социально-психологической деятельностью и эмоциональным выгоранием;
  • к внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорания относятся следующие факторы склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание);
  • при наличии у сотрудника глубинных проблем, a именно боязнь близости и стремление дистанцироваться с помощью негативного оценивания и ссор; склонность к доминированию; манипулятивное поведение, основанное на потребности во власти или при агрессивных наклонностях, а также при другом сценарном поведении могут возникать трудности в использовании предлагаемых навыков.

Список литературы

  1. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с..
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 143 с.
  3. Бойко В. В., Ковалев А.Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 435 с.
  4. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. — СПб.: Питер, 2011. — 298 с.