Десталинизация и основные направления нового хозяйственного курса Н.С. Хрущева

№105-1,

исторические науки и археология

В статье освещается процесс десталинизации и основные реформы, проводимые генеральным секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым в сельском хозяйстве, промышленности и экономики СССР. Выделены плюсы и минусы проводимых им реформ. Рассматривается внешняя политика 1950 — 1960-х гг. Вследствие чего, подведены итоги данного периода.

Похожие материалы

После смерти И.В. Сталина самыми влиятельными политическими фигурами в руководстве партии и, следовательно, претендентами на пост Первого секретаря стали Маленков, Берия и Хрущев. Каждый из них стремился овладеть властью своим путем. Хрущев проявил в данный период активность, однако выбор его кандидатуры был ответом на реальные проблемы СССР того периода.

Внешняя политика данного периода вошла в крайне острую фазу. Предоставление экономической помощи со стороны СССР Китаю совпало по времени с вторжением войск США в Корею, Тайвань и бомбардировками Северо-Восточной территории Китая. Уже введена на заседании ООН принята резолюция о введении эмбарго со стороны США на торговлю с Китаем.[1]

СССР поднимает экономику Китая, но при этом, на самой территории страны множество полуразрушенных деревень, технически отставшая промышленность, дефицит жилья, низший уровень жизни населения, миллионы заключенных в лагерях, и изоляция страны от внешнего торгового и политического мира. В этой связи Н.С. Хрущев пришел к власти, как своего рода будущий «освободитель» и надежда народа.[2]

При этом, сам Н.С. Хрущев принимает активное участие в развитии отношений СССР с другими странами. С 1955 г. влияние МИД на ЦК в определении внешнеполитического курса начинает постепенно слабеть. Среди членов ЦК появляются новые люди, которым при И.В. Сталине путь в аппарат был закрыт, и которые более компетентны в области внешней политики.

Весной 1955 г. Хрущев и Булганин, сторонникам развития гармоничных советско-югославских отношений, занимают более выгодное положение, и опровергают мнение Молотова и позицию МИД, считающими данный проект бесперспективным. В конце мая 1955 г. Хрущев наносит визит в Югославию, в ходе которого (вопреки позиции Молотова) становится подписанная декларация, признающая различные пути, ведущие к формированию социализма.

Показательно противостояние и по австрийскому вопросу — предоставлению суверенитета Австрии. Молотов и МИД отказывают Австрии в суверенитете для сохранения в неприкосновенности СССР, а Хрущев и секретариат ЦК, которые хотят предоставить суверенитет. В итоге данный вопрос решен в пользу Хрущева. Это обуславливает конец «самостоятельного существования» дипломатической службы — МИД с данного времени возвращается в исполнителя воли ЦК партии. Эта же проблема стала одним из факторов противостояния СССР и европейского и американского мира.

В дальнейшем это положение постепенно закрепляется. Так, с 1957 по 1964 г. МИД находится уже в строгом подчинении ЦК партии и лично Хрущева.

В 1957 г. руководителем МИД становится дипломат Андрей Громыко, принимавший участие в конференциях в Ялте, Думбартон Окс, Сан-Франциско, Потсдаме.

При этом, у А. Громыко были сходные с ЦК представления о внешнеполитическом курсе СССР, ориентированные на западные страны. Так, именно действия А. Громыко годом ранее осложнили дипломатические отношения СССР и КНР тем, что в Пекин в пик событий в Тайваньском проливе был направлен А. Громыко (в тот период министр СССР), сообщивший Мао Цзэдуну об отказе Советского Союза оказывать военную помощь КНР при возможном ее конфликте с Соединенными Штатами. Это заявление стало поворотным пунктом в дипломатических отношениях КНР и СССР. Правительство СССР сделало вывод о готовности КНР рисковать возможной ядерной войной и, следовательно, безопасностью Советского Союза ради присоединения не особенно значимой территории Тайваня. Китайское руководство, в сою очередь, полагало, что СССР не намерен в случае военного конфликта оказывать какую бы то ни было поддержку Китаю. В то же время, данный факт продемонстрировал западным государствам готовность СССР к мирному сотрудничеству.[3]

Можно отметить некоторую непоследовательность решений Н.С. Хрущева в период «холодной войны». Так, 18-23 июля 1955 году в Женеве произошла встреча президента США Д. Эйзенхауэра и Н. С. Хрущёва, премьер-министра Франции Эдгара Фора и Британии Э. Идена, посвящённая проблемам разрядки возникшей международной напряжённости.

Однако в этот же период наступает обострение «холодной войны» — Суэцкий кризис 1953-56 года и антикоммунистическое восстание в Венгрии.

СССР активно создает собственную стратегическую авиацию и испытывает в 1957 году межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную долететь до территории США. С 1959 года СССР начинает серийное производство МБР, а в январе 1960 года ракета была испытана на предельной дальности. (В 1958 году первую МБР «Атлас» испытывают и США).

Уже с середины 1950-х годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный удар. Это привело к пониманию того, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной.

Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960 года) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого стали Берлинский кризис 1961 года и Карибский кризис (1962). Дополнительно обострили ситуацию проведенные в 1961 году в СССР испытания термоядерной бомбы Царь-Бомба, также известной как «Кузькина Мать» по соответствующей фразе эксцентричного Н.С. Хрущева.[4] Использование таких бомб было бы неэффективно в реальных боевых условиях, однако испытания накалили международную обстановку.[5]

Несмотря на это, формирование внешнеполитического курса СССР с 1957 по 1964 г. все еще является прерогативой ЦК партии, который демонстрирует расхождение взглядов. Так, в частности, Микояну, верящему в возможность мирного сосуществования СССР с западными странами, противостоят Суслов и Козлов, которые придерживающиеся скептической точки зрения на положение СССР в международных отношениях. По их мнению, США уже начали подготовку к ядерной войне и в скором времени нападут на СССР.

С 1956 по 1964 годы просматривается решающее влияние Хрущева в области развития дипломатических отношений. Например, во многом вследствие личного противостояния Хрущева с Мао Цзэдуном расстраиваются отношения СССР-КНР после «золотого десятилетия» дружбы в 1949-1959 гг.

При этом, Н.С. Хрущев передает Китаю разработки советских ядерных технологий, что стало своеобразным «вызовом» США, которые считали, что ядерным оружием должны владеть только избранные страны.

В 1959 году произошел разрыв подписанного ранее советско-китайского договора о сотрудничестве в сфере использования ядерной энергии. Разрыв данного соглашения стал отправным пунктом принципиальных и более явных для широкой публики расхождений в дипломатических отношениях между СССР и КНР.

В 1960 году Китай массово покинули работавшие в стране русские специалисты, что, как и следовало ожидать, усугубило социальный и экономический кризисы, вызванные «большим скачком» и неумелым руководством коммунистической партии КНР. Визит Н.С. Хрущева в КНР в 1959 году стал фактически безрезультатным.[6]

Нарастание противоречий между двумя государствами в начале шестидесятых уже вышло во внешнеполитическую область. В 1962 году в период вооруженного столкновения между Китаем и Индией, правительство СССР заняло стороннюю позицию, не оказав Китаю обещанной в подобных случаях военной поддержки. Следует отметить, что это китайско-индийское столкновение по времени фактически совпало с Карибским кризисом.

Именно на фоне Карибского кризиса, также, во многом, инициированного Хрущевым, КНР впервые открыто позволила себе критику внешней политики СССР в печатных изданиях. В частности, это выразилось в том, что руководство КНР назвало размещение ракет СССР на Кубе авантюрным, а вывод этих ракет на основании договоренности с Америкой — капитуляцией.

Влияние Хрущева на работу дипломатической службы в СССР очевидно в ряде иных эпизодов, например, в ходе берлинского кризиса 1958 г. Парижской встречи 1960 г., когда Хрущев, несмотря на предупреждения МИД, единолично принимает решение, которое провоцирует международный кризис и саботирует конференцию. В отдельных случаях Хрущева на МИД и его отдельных сотрудников принимает довольно грубую форму.

В то же время, влияние со стороны партии и ее ЦК не полностью лишает МИД свободы деятельности и принятия решений. Так, у аппарата МИД есть возможность влиять на определение внешнеполитического курса СССР через доклады и рекомендации для Президиума и Секретариата партии, аналитические заметки, трактовку событий и предложения.

XX съезд КПСС стал ключевым шагом Хрущева на пути к осознанию невозможности жить в СССР и управлять им по старому, в феврале 1956 года он прочел свой доклад о разоблачении культа личности Сталина. Основными моментами, позволившими Н.С. Хрущеву закрепить свои позиции у власти, в докладе были следующие:

  1. Страшная картина массовых репрессий против советских работников, военных, наций, где доказано, что инициатором и главным практическим организатором репрессий явился И.В. Сталин.
  2. Упоминание о единоличной тиранической диктатуре Сталина.
  3. Приведенные доказательства того, что Сталин был творцом культа своей личности.
  4. Признание ошибкой физическое уничтожение участников партийных оппозиций.
  5. Раскрытие вины Сталина в поражениях советских войск 1941 — 1942 гг., в разрыве дипломатических отношений с Югославией, осложнении в целом мировых отношений, в тяжелом положении сельского хозяйства, в игнорировании коллективности руководства.
  6. Развенчание мифа о «великой дружбе» Ленина и Сталина, доведение до сведения делегатов скрываемое предложение Ленина, о смещении Сталина с поста генерального секретаря.[7]

Таким образом, основной шаг Хрущева к власти был достаточно экспрессивным и выразился своего рода в «сжигании за собой мостов» — опровержении ранее существующей власти и сомнение в ее легитимности.

Немаловажным стали и декларации Хрущева о его готовности преобразовать сельское хозяйство, промышленность и экономику СССР.

В числе причин отставания сельского хозяйства СССР Хрущев в своем докладе назвал:

  1. Отсутствие материальной заинтересованности колхозников из-за низких заготовительных цен;
  2. Нарушение правильного сочетания личных и общественных интересов колхозников, выражавшееся в налогах на личное хозяйство и имущество;
  3. Централизацию планирования (планы часто бывали невыполнимыми) сельского хозяйства (колхозы ежегодно отчитывались по 10 тысячам показателей).[8]

Хрущевым, в связи с этим, разработаны и реализованы пути развития сельского хозяйства. Резко увеличились государственные капитальные вложения в эту отрасль.

Были повышены для колхозников заготовительные и закупочные цены. Произошел стремительный рост материальной заинтересованности колхозов и колхозников в результате их труда. Реальные доходы колхозов и крестьян в 1958 г. составили 184% в сравнении с 1950 г. В колхозах введены хозрасчет, себестоимость продукции, рентабельность продукции, заработная плата. Хрущев требовал от руководителей коллективных хозяйств считать все доходы и расходы.

Однако, экономические преобразования Н.С. Хрущева перенятые Китаем, несколько осложнили международные отношения. Выступление Н.С. Хрущева было раскритиковано на VIII съезде коммунистической партии Китая и на дипломатических переговорах правительственной делегации Китая с Н.С. Хрущевым и А.И. Микояном в 1957 году в Москве.[9]

В 1958 году в КНР, по аналогии с идеей Н.С. Хрущева, начинают создавать особые народные коммуны, принята линия так называемого «большого скачка» в экономической сфере. Для научной и творческой интеллигенции выдвинут новый курс «пусть расцветают цветы и конкурируют все ученые», однако, грандиозные планы экономических преобразований не оправдались.

Кроме того, подобные заявления создали в Китае развитие националистических настроений у многих партийных работников высокого ранга и хозяйственников-администраторов. Однако, следует признать, что в данном случае, за Хрущевым нельзя закрепить вину за осложнение международных отношений. В частности, позднее стало известно, что в 1958 году, в августе, китайские партийные руководители вызвали столкновение частей китайской армии с тайваньскими войсками возле островов Мацзу и Пзиньмынь. Данные действия привели к известному Тайваньскому кризису и явились прямым нарушением Договора 1950 года, так как поставили под угрозу военную безопасность на Дальнем Востоке и сделали возможным вовлечение в войну Советского Союза.

При Н.С. Хрущеве несколько расширилась хозяйственная самостоятельность колхозов в планировании, в разработке своих уставов. Резко уменьшились налоги на приусадебное хозяйство, были отменены обязательные поставки с него. Было осуществлено освоение целинных земель и залежных земель. Хрущев, безусловно, сделал немало ошибок в насаждении кукурузы, но нельзя забывать, что в 1953 — 1958 гг. эта кукуруза сыграла огромную роль в обеспечении всей отрасли животноводства кормами.

В годы реформ Н.С. Хрущева была произведена реорганизация машинно-тракторной системы, их технику продали колхозам. Затратив огромные средства на покупку техники, многие колхозы подорвали свою экономику. В 1955 — 1958 годы реформы берут курс на интенсификацию животноводства.

Аграрная политика Н.С. Хрущева дала значительные результаты в 1953 — 1958 годы. За пять лет прирост сельскохозяйственного производства составил 34%. Таких темпов коллективное хозяйство никогда не знало. Однако, позднее администрирование, командование колхозами вновь приобрело чудовищные размеры. Колхозников принуждали продавать своих коров колхозам. Вновь главной задачей было объявлено увеличение поголовья.[10] Это привело к тому, что развитие сельского хозяйства снова прекратилось.

В области промышленной политики Хрущев также предпринял ряд прогрессивных шагов.

Повсюду на предприятиях развернулась экономическая учеба, и страна была втянута в водоворот экономических экспериментов. Хрущев пресек «идеологию» последних лет сталинского периода, когда все советское объявлялось лучшим, передовым, когда была запрещена какая бы, то ни было пропаганда достижений науки и техники на Западе.

Было принято решение о всемирном использовании не только отечественного, но и западного передового опыта. Анализируя развитие индустрии на Западе, Н.С. Хрущев выявил тенденцию ускоренного роста химической промышленности, связанную с ее исключительно высокой экономической эффективностью.[11]

Хрущев сломил сопротивления консерваторов, цеплявшихся за паровозную тягу на железнодорожном транспорте, доказав то, что электрическая тяга в 4 раза экономичнее паровой. И предложил в 1956 году принять генеральный план электрификации железных дорог сроком на 15 лет. План был успешно осуществлен, и уже в 1967 году.

Что касается основных политических и хозяйственных ошибок Хрущева, то можно отметить:

  1. Неспособность Н.С. Хрущева понять необходимость коренной перестройки производственных отношений.
  2. Отсутствие в экономике отказа от командно-административной системы, перехода к экономическим методам управления.
  3. Ликвидация промышленных и строительных министерств и создание особых территориальных органов управления — совнархозов, которые не могли качественно управлять специализированными отраслями.[12]

На завершающем этапе политической деятельности Н.С. Хрущев уже понимал, что перестройка управления промышленностью и хозяйством не дала ожидаемого экономического эффекта.

Хрущев в данный период обращается к основным представителям экономической науки, предлагавшим совершенно иные подходы к организации промышленности и сельского хозяйства в стране. В его документах и воспоминаниях о принципах организации экономики СССР нашли поддержку идеи экономиста Е. Либермана о расширении самостоятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий и повышении роли системы чистой прибыли.

Хрущев внес значительный вклад в социальную область СССР, в частности:

  1. Увеличил минимальный заработок (размер оплаты труда) в государственном секторе на 35%,
  2. Удвоил суммы пенсий для многих категорий рабочих и служащих,
  3. Ввел в масштабах СССР пенсионное обеспечение для колхозников.
  4. Улучшил коренным образом жилищные условия народа.

При Хрущеве развернулось общесоюзное жилищное строительство индустриальными методами, по темпам строительства страна вышла на первое место во всем мире, в частности, с 1955 по 1964 годы городской жилищный фонд вырос на 80%, а в 1956 — 1965 годы уже половина населения СССР получила новые квартиры.

Хрущев сделал первые фундаментальные шаги в борьбе с правительственными и номенклатурными привилегиями. Он пытался отменить либо ограничить привилегии, дарованные И.В. Сталиным партийной номенклатуре.

Хрущев отменил для партийных работников дополнительную «скрытую зарплату» (так называемые «конверты»), которая была в три раза выше декларированной «открытой» заработной платы партийного работника, и с которой не платились налоги и взносы. Он также резко сократил количество личных автомобилей.[13]

Наиболее серьезной неудачей в сфере социальной политики Н.С. Хрущева было то, что он не сумел полностью ликвидировать дефицит снабжения населения продуктами питания. В 1954-1958 годы дефицит был смягчен, но снова обострился в конце 50-х годов и в начале 60-х годов в результате отдельных ошибок аграрной политики Н.С. Хрущева 1959 — 1963 годов.

Деятельность Н.С. Хрущева постепенно начала вызывать все более значительное недовольство почти всех высших чинов партии и государства. В партийной верхушке постепенно созрел заговор, целью которого было снятие Хрущева с должности Первого секретаря. Ряд осуществленных Хрущевым реформ «твердокаменные» сотрудники ЦК считали ревизионистскими. Еще Сталинский по сути ЦК тревожило развитие Хрущевым критики культа личности. Партийные верхи не могло радовать и введение норм обновления партийных органов, потеря перспективы оставаться пожизненно на своих постах.

Таким образом, в деятельности Н.С. Хрущева можно отметить и положительные и отрицательные факты. Ряд отрицательных фактов вызваны неосведомленностью Н.С. Хрущевым отдельных специфических особенностей хозяйства СССР, ряд — тем, что он недооценил внешнеполитической ситуации в мире, а также отношений друг с другом и с ним лично его коллег по ЦК.

Н.С. Хрущев стремился ослабить напряжение «холодной войны» с США. На весь мир он заявил о том, что будет следовать принципам и законам мирного существования государств в международном политическом пространстве, что новую мировую войну СССР развязывать не намерен.

Со стороны Н.С. Хрущева, несмотря на различные политические расхождения со многими лидерами государств, проявлена инициатива по укреплению международной дружбы и укреплению экономического сотрудничества с различными странами, главным образом, с КНР, которое было достаточно невыгодным для Советского Союза и, по сути, сводилось в предоставлению КНР различных материальных благ по льготным ценам.

  1. В архивных и исторических источниках личность и политические и экономические направления деятельности Н.С. Хрущева можно оценить по его собственным речам (стенографированным в ходе заседаний). В частности, следует отметить три основные направления, на которых Н.С. Хрущев акцентировал внимание — социальная политика, подъем сельского хозяйства, промышленности и перестройка системы их администрирования, уменьшение льгот для членов аппарата ЦК.
  2. Во внешней политике (согласно архивным документам и воспоминаниям современников Н.С. Хрущева) можно отметить такие направления его деятельности, как поддержка КНР и иных государств «социалистического лагеря» — военная, политическая, экономическая и снижение напряженности «холодной войны».
  3. Описание личности Н.С. Хрущева в воспоминаниях и прессе периода его правления достаточно противоречивы, в своих резко-позитивных и резко-негативных оценках. Однако, можно выделить положительные характеристики Н.С. Хрущева в начале его деятельности и политической карьеры, и отрицательные — в конце.

Также следует отметить, что литературные источники (особенно современных авторов) достаточно мало внимания уделяют ранним годам деятельности Н.С. Хрущева и его военным заслугам. Причем, в советской печати военные заслуги Н.С. Хрущева, а также заметки о начале его трудовой деятельности отмечаются, весьма часто.

Достаточно интересен тот факт, что политические противники и современники Н.С. Хрущева достаточно редко негативно характеризуют его деятельность в своих мемуарах, и в основном, отзываются о нем, как о человеке энергичном, активном и целеустремленном.

Список литературы

  1. Заявление МИД КНР от 11 ноября 1950 г./Архив МИД СССР, 1950-1955 гг.
  2. Хоскинг Д. История Советского Союза. М., 1996.
  3. Капица М.С. Советско-китайские отношения. М.: Госполитиздат, 1958. 458 с.
  4. Хрущев Н.С.. Материалы к биографии. М.Госполитиздат, 1989, 510 с.
  5. Фурсенко А., Нафтали Т., Адская игра (Секретная история Карибского кризиса 1958-1964), Издательство «Гея», М. 1999
  6. Панцов А.В. Тайная история советско-китайских отношений: Большевики и кит. революция (1919-1927). М.: Муравей-Гайд, 2001. 454 с.
  7. ХХ съезд КПСС. Стенографический отчет. М., Госполитиздат. 1956
  8. Наумов В.П. К истории секретного доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС. Новая и новейшая история. 1996, №4
  9. Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика: Курс лекций. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство / ДА МИД РФ. М., «Научная книга». 2007.
  10. Аппарат ЦК КПСС и культура. 1965–1972 гг. Документы / Отв. редактор Н.Г. Томилина. Отв. составитель С.Д. Таванец. Составители: Т.Ю. Конова, Ю.Н. Муравьев, М.Ю. Прозуменщиков, Б.Ю. Федоров. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 1248 с. (Серия «Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы»).
  11. Шевелев В. Н. Н. С. Хрущев. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 352 с.
  12. О развитии экономики СССР и перестройке партийного руководства народным хозяйством. Постановление ЦК КПСС от 23 ноября 1962 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. М.: Госполитиздат, 1986. Т. 10. С. 288.