Государственное антикризисное регулирование деятельности кредитных организаций

№105-1,

экономические науки

В данной статье рассматривается деятельность органов управления, основные проблемы российских кредитных организаций.

Похожие материалы

Государство регулирует все сферы и секторы экономики. Наиболее важным из них является банковская сфера. Современная банковская сфера — это сфера многообразных услуг своим клиентам. Если отсутствует надзор и контроль кредитных организаций в кризисные ситуации, велик риск, что общество может потерять кредитные организации, где являются вкладчиками.

Государственное антикризисное регулирование деятельности кредитных организаций подразумевает деятельность Центрального Банка Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации, Агентства по страхованию вкладов, Фонда консолидации банковского сектора. Их работа заключается в том, что они контролируют и регулируют работу, проводят проверки, финансируют.

Спасательным якорем при кризисных ситуация для кредитных организаций является метод рефинансирования. Под рефинансированием кредитных организаций подразумевается предоставление Центральным Банком кредитных ресурсов в форме кредитов, переучет векселей, ссуд по залог ценных бумаг, также через механизм организации кредитных аукционов. Рефинансирование кредитных организаций на современном этапе является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики Банка России.

Стоить отметить пять основных проблем российских кредитных организаций:

1. Быстрое расширение:

Например, «Открытие» и B&N имели склонность к быстрому расширению за счет приобретений. «Открытие» было разрешено расти очень быстрыми темпами, купив российских банковских конкурентов, таких как Nomos, выручив «Роснефть Банк» в 2014 году, одновременно диверсифицировавшись в небанковские компании. После 2010 года B&N амбициозно расширила свою деятельность, приобретя более мелкие учреждения, такие как Москомприватбанк, СКА-Банк и другие, прежде чем совершить свое крупнейшее приобретение в 2016 году путем слияния с МДМ-Банком, крупным российским кредитором. Однако оказывается, что у банков, приобретенных B&N, финансовые проблемы были более серьезными, чем сообщалось ранее. Активы B&N расширились в пять раз менее чем за четыре года, при этом они также получают средства от государства для спасения небольших банков. Как выяснилось, «Открытие» и B & N приобрели большие финансовые проблемы, которые позже стали преследовать их — и другие российские банки могут оказаться в подобных ситуациях.

2. Международные санкции:

Санкции США и ЕС в отношении Украины, вероятно, нанесли больший экономический ущерб, чем хочет признать президент Владимир Путин — и российский банковский сектор не был защищен. Ситуация B & N была усугублена остаточными последствиями замедления экономического роста, частично вызванного санкциями, и ростом безнадежных долгов в течение предыдущих трех лет. Более того, ключевое положение санкций не позволяет российским банкам привлекать финансовый капитал на Уолл-стрит . Это не позволяет американским инвестиционным фирмам и коммерческим банкам покупать акции или заключать долгосрочные финансовые соглашения и ограничивает доступ российских банков к иностранному капиталу. Например, доступ Внешэкономбанка (ВЭБ) к иностранному капиталу был перекрыт из-за санкций и учета задолженности в иностранной валюте на общую сумму 16 млрд долларов США. Помощь ВЭБа может стоить российскому правительству не менее 18 млрд долларов или 1,3 трлн рублей.

3. Резкое снижение цен на нефть:

При Путине Россия фактически превратилась в нефтедобычу, сильно зависящую от нефти как источника доходов для правительства. Чем выше цена на нефть, тем больше рублей российское правительство может внести в государственные и частные банки, что приведет к большему притоку финансового капитала. Тем не менее, цена на нефть упала в последние годы, так как рынок стал завален нефтью из-за возросшего использования чистой энергии. Это снизило объем средств, которые российское правительство может направить в национальные банки, и, следовательно, ухудшило их денежные потоки. Проблема усугубляется тем, что российские банки выдают кредиты нефтяным компаниям страны, исходя из предположения, что цены на нефть будут расти.

4. Девальвация рубля:

Российский рубль в последние годы потерял свою стоимость, что привело к нехватке ликвидности для национальных банков. В попытке стабилизировать курс рубля Банк России повысил процентную ставку с 10,5 до 17 процентов. Но этого было недостаточно, и рубль обесценился еще больше. Сочетание обесценивающегося рубля и растущей инфляции затруднило сохранение ликвидности для крупных, особенно малых российских банков. Поскольку многие российские банки полагаются на наличные в качестве основного актива, обесценивание рубля приводит к тому, что они теряют ценность и вынуждены приобретать больше средств. Это означает увеличение заимствований по возможно более высоким ставкам или обращение за помощью к правительству, чтобы они могли оставаться платежеспособными.

5. Большое количество банкротств:

Как будто у России недостаточно финансовых проблем, в последние годы в стране наблюдается волна банкротств среди банков. Добавление к этим закрытиям — увеличение количества неработающих кредитов (просроченных кредитов). Например, просроченные кредиты снизились с 6 процентов за весь 2013 год до 9,2 процента в первом квартале 2016 года. Чем больше число просроченных кредитов, тем выше вероятность банкротства российских финансовых институтов. Официально эти неработающие кредиты составляют около 10% всех займов. Тем не менее, Международный валютный фонд (МВФ) оценивает истинный уровень проблемных кредитов может быть ближе к 13,5% . В любом случае, многие российские банки сталкиваются с финансовой катастрофой. Чтобы остановить поток этих банкротств, в период с января 2014 года по середину 2016 года ЦБ РФ отозвал 214 банковских лицензий и предоставил 28 банкам разрешение на открытие банков, используя государственные средства на общую сумму 1,1 процента ВВП России.

В сентябре 2017 года, казалось, появился проблеск надежды, когда Fitch пересмотрело прогнозы 23 российских банков в сторону повышения . Что характерно, однако, это было за спиной суверенного обновления прогноза, означающего, что не сила сектора вызвала изменения, а якобы улучшенная способность государства выручить их в случае необходимости.

Даже эта способность под вопросом. Россия, вероятно, находится в худшем финансовом и экономическом состоянии, чем ее политики и лидеры готовы признать. Хорошо известно, но стоит повторить, что Россия стала слишком зависимой от нефти во время устойчиво низких цен на нефть. Нефть должна была стать источником финансового капитала России, который она могла бы вкладывать в свои банки и всегда обеспечивать им необходимый денежный поток в хорошие и плохие экономические времена.

Но теперь Россия идет по финансовому канату, который может повлиять на банковскую систему страны на долгие годы. Если в ближайшем будущем Россия не добьется значительного восстановления экономики, в ее банковском секторе могут возникнуть более трудные времена, когда у ЦРБ не будет сил или ресурсов для контроля.

Наиболее существенные проблемы, нерешенность которых препятствует эффективной реструктуризации «проблемных» кредитных организаций, можно условно разделить на две группы: первая — это несовершенство законодательной базы, и вторая — несовершенство механизма ее практической реализации.

Несмотря на эти причины, государство всеми силами предпринимает шаги для предупреждения кризисных ситуаций и оздоровления кредитных организаций. Таковым является внесение изменений в законы, регулирующих антикризисное регулирование, создание органов, как например Агентство по страхованию вкладов, Фонд консолидации банковского сектора. Деятельность этих двух организаций повлекли оздоровить кредитные организации Российской Федерации.

Таким образом, государственное антикризисное регулирование деятельности кредитных организаций — это меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту кредитных организаций от кризисных ситуаций, предотвращение их банкротства.