Система поддержки принятия решений

№106-1,

экономические науки

Выбор всегда является обыденным делом для человека, как в повседневной жизни, так и на работе. Каждый день мы совершаем определенный выбор, которой в той или иной степени влияет на нашу личную жизнь или жизнь компании, в которой мы работаем. Существует такое понятие как человеческий фактор, который во многих случаях является барьером для осуществления корректного выбора и принятия решений. Именно поэтому на данный момент во времена развития технологий, разрабатываются эффективные и действенные программные обеспечения, которые позволяют избежать многие из проблем, связанных с выбором.

Похожие материалы

Эффективное управление в туризме зависит от комплекса применения многих факторов, в котором часто от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь зависит успех предприятия. Чтобы управление действительно было действенным и эффективным необходимо придерживаться определённых методологических основ и подходов к принятию решений.

Система поддержки принятия решений сопряжена с выбором действия, трудно принять решение без специальной обработки альтернатив выбора. Сейчас руководитель туристской фирмы часто принимает решение, основываясь на интуитивном опыте работы, а иногда и на эмоциях. Любое принятое решение руководством всегда отражается на финансовой основе предприятия в большей или меньшей степени.

Подход, основывающийся на интуиции и догадках, не редко приводит к ошибкам, разочарованности и даже банкротству, что недопустимо в эпоху цифровых технологий.

Система поддержки принятия решений (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.

Для руководителя система поддержки принятия решений (СППР) — это перспективный способ управления бизнесом и персоналом. СППР важный элемент иерархии современных информационных технологий СИТ. Встречаются крайне редко СППР созданных специально для туризма, то есть связанных с оказанием разного рода услуг.

Существуют на данный момент множество западных платформ класса SYMIX, Syteline, SyteGuide, R3, данные программы могут использоваться как для туризма, так и для любой другой сферы связанные с оказанием услуг. Российские разработки (Галактика) считаются достаточно сложными в использовании, но весьма эффективными.

Отечественная разработка корпорации «Галактика ERP» — создает впечатление надёжной системы, которая может решить множество задач. Как заявляют разработчики: «интегрированная система управления предприятием «Галактика ERP» обладает широким функциональными возможностями, отличными интеграционными свойствами и создана с учётом национальной специфики, лучшего бизнес-опыта и передовых методик управления». Данная корпорация дает возможность решить еще много различных задач по управлению предприятием — бухгалтерские отчёты, логистические решение и т.д.

Принт-скрин системы поддержки принятия решений
Рисунок 1. Принт-скрин системы поддержки принятия решений

Принятие решений — в большинстве случаев заключаются в генерации возможных альтернатив решений, их оценке в выборе лучшей альтернативы для предприятия. В тоже время неоднозначная неотъемлемая часть процессов принятия решений связана с субъективностью оценки, которую делает человек. Система поддержки принятия решений заключается в помощи решения и выбора лучшего решения существующего вопроса.

Компьютерная поддержка процесса принятия решений основывается на формализации методов получения исходных данных и оценок, даваемых СППР и алгоритмизации самого процесса обработки решения.

Основные функции СППР (системы поддержки принятия решений):

  • помощь в оценки ситуации, осуществление выбора критериев и оценка их относительной важности;
  • генерация возможных решений (сценариев действий);
  • осуществление оценки сценариев (действий, решений) и выбор лучшего на основание экспертов фирмы предоставляемой систему;
  • обеспечение постоянного обмена информации и помощи в согласовании групповых решений;
  • моделирование принимаемых решений (если это возможно);
  • осуществление компьютерного динамического анализа, возможных последствий принимаемых решений;
  • сбор данных о результатах реализации принятых решений и оценке результатов.

Все выше перечисленные функции обуславливают весь принцип работы системы поддержки принятия решений.

Данная система в первую очередь нужна для того, чтобы помочь лицу принимающему решение избавиться от субъективности. А ведь из-за субъективности принятия решений прибыль предприятия может сократиться от 2 до 8%. Обратимся к простым математическим решениям, к примеру, если прибыть фирмы в месяц составляет 2 млн. у.е., то 2% от 2 млн. у.е. — 20 тыс. у.е. В свою очередь за 20 тыс. компания может приобрести доступ к программам с удаленным доступом, и фирма может пользоваться базой знаний «системы поддержки принятия решений». Этой частью «утерянных денег» можно пользоваться, чтобы в дальнейшем решить проблемы на предприятии и окупить затраты на покупку программного обеспечения на систему.

Итак, система поддержки принятия решений это четко описанный ход действий, без ошибочный, который поможет руководителю предприятия или другому лицу принять правильное объективное решение.