Помещение в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как принудительная мера воспитательного воздействия для несовершеннолетних

№106-1,

юридические науки

В статье рассматриваются меры воздействия на несовершеннолетнего осужденного, не связанные с лишением свободы, также приведены статистические данные о применении к данной категории лиц мер принудительного воздействия. Также в некоторых случаях помещение несоверщеннолетних осужденных в специализированные учебно — воспитательные учреждения закрытого типа является единственной мерой их успешной ресоциализации, поэтому мы предлагаем изменить формулировку ст. 92 УК РФ.

Похожие материалы

Как известно, преступность несовершеннолетних является одной из важнейших проблем современности. Следовательно, если вовремя не предупредить такую преступность, то в последующем она перерастет в более жестокую, рецидивную и взрослую.В связи с гуманизацией уголовной и уголовно — исполнительной политики, увеличилось число назначений наказаний, не связанных с лишением свободы. Для несовершеннолетних осуждённых наказание в виде помещения их в исправительные учреждения должно являться крайней мерой, это подтверждается ст. 19 Минимальных стандартных правил ООН. То есть в отношении несовершеннолетних органом исполнительной власти должно быть разработан комплекс мер воздействия на подростков, не связанных с изоляцией от общества. Следовательно, на сегодняшний день большое внимание органов исполнительной власти уделяется вопросу, касаемого поиска видов наказаний, которые исполняются с наименьшим репрессивным воздействием на подростка, а в идеале — назначением мер воспитательного воздействия.

Безусловно, все вышесказанное подтверждается статистикой, так, согласно данным с официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, мы видим, что в 2017 году освобождению от наказания подлежало 1089 несовершеннолетних, причем 506 из них были освобождены по основаниям применения к данным лицам принудительных мер воспитательного воздействия, это, в свою очередь, составляет 3 % от общего количества несовершеннолетних.В 2015 — 2,6%, а в 2014 — всего 1,9%. Исходя из этого, мы видим, что тенденция к увеличению назначения принудительных мер воспитательного воздействие растет с каждым годом, вытесняя при этом применения наказаний, связанных с лишением свободы.

В связи с этим, хорошей альтернативной для лишения свободы, предусмотренной ст. 88 УК РФ, могут стать принудительные меры воздействия, предусмотренные ст. 92, а именно части 2 УК РФ. В этой статье говориться, что несовершеннолетний осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления может быть освобожден от наказания путем помещения его в специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа.

По нашему мнению, помещение несовершеннолетних преступников в данные организации положительно скажется на их психоэмоциональном фоне, также будет способствовать социальному восстановлению и, безусловно, успешной ресоциализации в последующем.таким образом, вышеописанная нами мера применяется по отношению к несовершеннолетним преступникам, с которыми не могут справиться родители, то есть те, кто вышли из- под их контроля, также те лица, которые являются склонными к совершению противоправных действий. Можно сказать, что такая мера применяется к подросткам как «крайняя», когда другие методы и способы воздействия на таких лиц не оказывают положительного влияния и их поведение остаётся неизменным.

Такому методу как помещение в специализированное учреждение с целью воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, подвержены не все лица данной категории. Это регламентируется Федеральным Законом № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где сказано, что в вышеописанных учреждениях могут содержаться:

  • лица, совершившие преступления и которые не достигли возраста уголовной ответственности;
  • подростки, которые к моменту совершения общественно — опасного деяния достигли возраста уголовной ответственности, но не подлежащие наказанию в силу отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, при котором несовершеннолетние не могли в полной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими;
  • несовершеннолетние, осуждённые за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания по основаниям, предусмотренным ст. 92 УК РФ.

Но, также следует обратить внимание на то, что ресоциализация несовершеннолетних преступников не всегда является успешной в связи с различными факторами, поэтому применение принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 91 Уголовного Кодекса РФ, не всегда достигают поставленных перед ними целей, и как следствие, высоким остается процент совершения повторных правонарушений подростками, к которым применены данные меры, и они продолжают вести аморальный образ жизни, например, сбегают из дома, совершают различного рода хищения, посягательства на личность и иные преступные деяния. Поэтому, мы считаем, что в определенных ситуациях направление несовершеннолетних в специальные учреждения закрытого типа остается единственной мерой, которая способна изменить поведение подростка, его отношение к семье и обществу в целом.

Мы предлагаем изменить формулировку ст. 92 УК РФ и представить её в следующем изложении: «несовершеннолетний, который нуждается в особых условиях обучения, воспитания и к которому необходим специальный педагогический подход, осужденный за совершение преступления, не являющегося особо тяжким, может быть судом освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего». Безусловно, такие изменения обеспечить защиту интересов данной категории лиц.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что уголовная ответственность, налагаемая на несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления, на современном этапе представляет собой одну из важнейших мер борьбы с преступностью в среде подрастающего поколения, где корысть, развлечения, а также постановка и поддержание своего авторитета является неотъемлемой частью подростковой среды. В отношении такой категории лиц, как несовершеннолетние осуждённые, уголовная политика опирается на гуманизацию уголовного законодательства, в связи с чем и повышается интерес к проблемам применения уголовно-правовых мер к подросткам — преступникам.Все это обуславливается необходимостью применения принудительных мер воспитательного воздействия в целях повышения эффективности данных мер в отношении дальнейшей ресоциализации несовершеннолетних осужденных и предотвращения совершения ими противоправных деяний в будущем.

Список литературы

  1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / http://www.gks.ru (дата обращения 22.06.2019).
  2. Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. — 2017. — № 5. — С. 5.
  3. Акутаев Р. М. Понятие и система мер уголовно-правового характера, их отличие от наказания // Российская юстиция. — 2014. — № 4. — С. 44-48.