Отдельные проблемы правового регулирования противодействия преступности несовершеннолетних

№106-1,

юридические науки

В статье излагаются некоторые проблемы правового регулирования противодействия преступности несовершеннолетних. Автор предлагает конкретные пути совершенствования действующего законодательства в указанной сфере.

Похожие материалы

Право должно согласовываться с идеей разума — данная точка зрения отстаивалась еще И. Кантом, однако не утратила актуальности [4]. В юридической литературе отмечается возрастание дерзости, циничности совершаемых подростками преступлений [6]. По нашему мнению, данное обстоятельство обусловливается существованием совокупности различных условий, способствующих совершению ими (детьми и подростками) преступлений. В этой связи возрастает роль правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступности несовершеннолетних.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из функций комиссии по делам несовершеннолетних является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних [1].

Анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность комиссии по делам несовершеннолетних показал, что координационная деятельность данных органов не раскрыта в полной мере. Так, Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав среди координирующих функции данных органов названы следующие: утверждение межведомственных программ; координация проведения индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики, а также привлечение социально ориентированных общественных объединений к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролирование их выполнения [3]. Таким образом, координационная деятельность комиссии по делам несовершеннолетних раскрывается всего в нескольких функциях, при этом не указывается на такие важные формы координации как организация межведомственных совещаний, заключение соглашений о совместной работе данных органов и учреждений.

Кроме того, в юридической литературе освещается проблема необходимости принятия федерального закона, регулирующего деятельность комиссий по делам несовершеннолетних. Так, Е. А. Писаревская утверждает, что такой федеральный закон «позволит унифицировать деятельность по предупреждению преступности» [8]. Е. О. Винниченко также указывает на целесообразность принятия соответствующего федерального закона, поскольку считает данное решение вопроса единственно возможным способом «синхронизации единой системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» [5]. По нашему мнению, при разработке Федерального закона, регулирующего правовые и организационные вопросы деятельности одного из самых потенциально эффективных органов профилактики правонарушений несовершеннолетних, необходимо уделить особое внимание вопросам координационной деятельности данного органа.

Отметим также, среди субъектов осуществления деятельности по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не назван такой правоохранительный орган, как прокуратура Российской Федерации. При этом органы прокуратуры Российской Федерации также наделены полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов в целях противодействия преступности (статья 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») [2]. Противодействие преступности, несомненно, включает в себя также противодействие преступности несовершеннолетних. Органы прокуратуры различных субъектов Российской Федерации организуют работу координационных совещаний по профилактике преступности этой категории лиц. Так, в мае 2018 года прокуратурой Забайкальского края проведено соответствующее координационное совещание [9]. На совещании была озвучена проблема недостаточности внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в сфере профилактики преступности несовершеннолетних.

Таким образом, целесообразно внести изменения в действующее законодательство, устанавливающее систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнив перечень компетентных органов таким государственным органом, как прокуратура Российской Федерации. Кроме того, отметим, в рамках совершенствования законодательства, которое регулирует правовые и организационные вопросы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, необходимо предусмотреть обязанность участия в работе с данными лицами специалистов-психологов. По мнению Л. Исаевой психологическая поддержка способна повысить самостоятельность регулирования поведения и развить устойчивость к стрессовым ситуациям [7]. По-нашему мнению, обязательная деятельность психологов в работе с потенциальными опасными для общества несовершеннолетними могла бы оказать значительное влияние на устранение причин и условий, способствующих совершению ими преступлений.

Список литературы

  1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366
  3. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 45. Ст. 5829
  4. В.В. Брылев, Л.А. Исаева. Восстановление социальной справедливости и назначение соразмерного наказания // Сolloquium-journal. —2018. — №3 (14). — С.13.
  5. Е.О. Винниченко. Правовые основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: от коллизий подзаконного регулирования к новому федеральному закону // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2013. — № 9. — С. 133.
  6. Ворошилова О.Н., Ворошилова Д.М. Проблемы преступности несовершеннолетних // Успехи современной науки. — 2016. — № 10. — С. 96–97.
  7. Исаева Л.А. Организационно-правовые вопросы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях // Научное мнение. — 2014. —№ 11. — С.74.
  8. Е.А. Писаревская. Субъекты профилактики преступности несовершеннолетних: вопросы законодательной регламентации // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2016. — № 2(20). — С. 44.
  9. Генеральная прокуратура Российской Федерации: сайт. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1374166/ (дата обращения: 21.03.2019)