Особенности кассационного производства в административном судопроизводстве Российской Федерации

№106-1,

юридические науки

В статье рассматриваются нюансы кассационного производства в административном судопроизводстве Российской Федерации.

Похожие материалы

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на судебное обжалование решений, действий или бездействия государственно-властных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц для защиты своих нарушенных, оспариваемых или непризнанных прав. Реализуется такое право в порядке административного судопроизводства и гарантированное возможностью кассационного пересмотра.

Осуществление судами административного правосудия является эффективным способом разрешения конфликтов в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Кассационное производство в административном судопроизводстве является одним из средств защиты прав и свобод человека, гражданина, юридических лиц. В процессуальном смысле кассация означает пересмотр или отмену высшей судебной инстанцией судебного решения по основаниям нарушения правил судопроизводства или их несоблюдение нижестоящей судебной инстанцией [4].

Учитывая правовую природу кассации и формально установленные требования в законодательстве, кассационное производство в административном судопроизводстве можно определить как процессуальную гарантию законности решений и постановлений административного суда первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу, и защиты прав, свобод физических лиц, прав и интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях путем осуществления проверки этих актов на предмет правильного применения норм материального и процессуального права.

В процессе интенсивного развития нормативной базы и правоприменительной практики административного процессуального права в суде кассационной инстанции приобретает значение изучение сущности и особенностей кассационного производства.

Реализация принципов верховенства права, законности и равенства всех участников административного процесса перед законом и судом являются тождественными их общему пониманию в административном судопроизводстве, тогда как воплощение принципов состязательности сторон, официального выяснения всех обстоятельств дела, гласности и открытости процесса, обязательность судебных решений является частичным и нуждается в совершенствовании [3].

Существуют следующие задачи кассационного пересмотра в административных делах: 1) обеспечение защиты прав, свобод и интересов лиц от нарушений со стороны государственно-властных органов путем отправления справедливого, своевременного, беспристрастного правосудия; 2) обеспечение правильного и единообразного применения норм материального и процессуального права судами низшего уровня; 3) формирование судебной практики.

Принципы административного судопроизводства, закрепленные в ст. 6 КАС Российской Федерации, реализуются в суде кассационной инстанции с определенными особенностями [1]. Так, принцип состязательности сторон, гласности и открытости административного процесса соблюдается не в полном объеме во время рассмотрения дела в порядке письменного производства; принцип официального выяснения всех обстоятельств дела — лишь частично ввиду наличия пределов кассационного пересмотра. Предлагается установить дополнительные правовые гарантии реализации принципов административного судопроизводства в кассационном производстве путем внесения следующих изменений: 1) дополнить ст. 292 КАС Российской Федерации седьмой и изложить ее в следующей редакции: «Если административное дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке письменного производства, стороны должны при подаче кассационной жалобы и возражений к ней выразить письменно свои требования и возражения».

Кассационное обжалование является отдельной стадией административного судопроизводства, во время прохождения которой лицами осуществляется право на кассационное обжалование. Субъект такого права последовательно проходит пять этапов его реализации, среди которых: открытие кассационного производства, подготовка к судебному разбирательству, предварительное, затем судебное заседание и, как результат, вынесения решения.

Объектом кассационного обжалования являются решения и определения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, решение суда апелляционной инстанции и его определения, препятствующие дальнейшему производству по делу, за исключением постановлений судов первой и апелляционной инстанций, которые являются окончательными и выполняются незамедлительно; постановления, принятые по результатам разрешения дела в порядке сокращенного производства; постановления, принятые по результатам рассмотрения дел, связанных с избирательным процессом или процессом референдума [2].

Право на кассационное обжалование решений судов предоставляется:1) сторонам (административному истцу и административному ответчику) и другим лицам, участвующим в деле, круг которых определяется ст. 37 КАС; 2) лицам, которые не были привлечены в процесс в качестве лиц, участвующих в деле, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением; 3) правопреемнику стороны по административному делу — административного истца или административного ответчика (ст. 44 КАС); 4) представителям граждан и организаций, если такое полномочие прямо оговорено в доверенности (ст. 56 КАС) [1]. Требование, касающееся указания в доверенности права на кассационное обжалование, помимо законных представителей, не касается также лица, которому в соответствии с коллективным административным исковым заявлением поручено ведение административного дела в интересах группы лиц (ч. 3 ст. 42 КАС); 5) должностным лицам органов прокуратуры, если прокурор был лицом, участвующим в деле. Генеральный прокурор РФ и его заместители вправе подать кассационное представление в любой суд кассационной инстанции. Прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) может принести кассационное представление соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Существует пять последовательных этапов осуществления права на кассационное обжалование: 1) подача кассационной жалобы и открытие кассационного производства; 2) подготовка административного дела к кассационному рассмотрению; 3) предварительное рассмотрение административного дела; 4) рассмотрение дела в судебном заседании судом кассационной инстанции; 5) вынесение судебного решения [2].

Важной является правильная формулировка требований кассационной жалобы в ее резолютивной части. Если суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований истцу, то наиболее правильным в кассационной жалобе является обжалование не только решения апелляционного суда, а рядом с ним — и решение первой инстанции. Приведенное в совокупности свидетельствует о том, что при обращении в суд с кассационной жалобой лицо-жалобщик, прежде всего, оспаривает не дело, а решение судов или суда нижестоящих инстанций.

Структура кассационного производства состоит из таких элементов: представление уполномоченным субъектом кассационной жалобы и ее принятия судом к рассмотрению; подготовка административного дела к кассационному рассмотрению; рассмотрение дела судом кассационной инстанции; принятие решения судом кассационной инстанции.

Такой структурный элемент кассационного производства, как представления уполномоченным субъектом кассационной жалобы и ее принятия судом к рассмотрению, характеризуется: особенностью инициирование — обращаться с кассационной жалобой имеют право стороны и другие лица, которым судебными решениями судов предыдущих инстанций были нарушены их права и свободы; установлением ряда требований к представлению уполномоченными субъектами кассационной жалобы, в частности относительно сроков и формальных оснований; особым порядком принятия кассационной жалобы судом кассационной инстанции для открытия производства по делу.

Судебное разбирательство как структурный элемент кассационного производства необходимо исследовать в трех плоскостях: предварительное рассмотрение, судебное разбирательство и рассмотрение кассационной жалобы в порядке письменного производства. Однако, проблемой этого элемента кассационного производства, в частности, то, что предварительное рассмотрение дела необходимо одновременно применять как к элементу структуры кассационного производства — подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку этот элемент является промежуточным в разрезе окончательного решения суда, однако, является его важной составляющей.

Что касается закрытия производства по делу, то такое процессуальное действие является другой формой окончания рассмотрения дела без вынесения судебного решения, которая имеет иные правовые последствия, нежели те, что влияют из оставления искового заявления без рассмотрения.

Специфика границ пересмотра кассационной инстанцией дел в порядке административного судопроизводства характеризуется их узкими рамками рассмотрения в рамках предмета искового заявления и кассационной жалобы, невозможностью исследования новых доказательств, их истребования, проверки и сопоставления. Однако, сейчас суд может в определенных случаях выйти за пределы кассационной жалобы, однако не имеет полномочий выходить за пределы исковых требований, является необоснованным с учетом целей административного судопроизводства. На основании этого предлагаем: дополнить ст. 329 КАС Российской Федерации и предусмотреть следующее положение: «Суд кассационной инстанции может выйти за пределы исковых требований, заявленных в суде первой инстанции, в случаях, когда принятие такого решения может нанести ущерб основополагающим правам человека и когда оно может создать препятствия для обеспечения интересов национальной безопасности.

Список литературы

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации//СЗ РФ. -2015. -№ 10. -Ст. 1391.
  2. Терехова Л. А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. -М.: Волтерс Клувер, 2007. -С. 132-151, 253-264;
  3. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2//Российская газета. -2009. -18 февр.
  4. Борисова Е.А. Вопросы обжалования судебных постановлений в российском гражданском процессе//Российская юстиция. 2017. № 8. С. 31 -35.