О причинах подростковой преступности в сельской местности

№122-1,

юридические науки

Актуальность статьи определяет тот факт, что в настоящее время отмечается рост преступности несовершеннолетних, в том числе и тех, что проживают в сельской местности. Статья посвящена анализу причин преступности несовершеннолетних в сельской местности. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с таким негативным социальным явлением, как подростковая преступность.

Похожие материалы

Как правило, в юридических словарях, вместе с понятием «причины преступности» используется и «детерминанты преступности» (лат. determinare — определять), под которыми принято понимать комплексы социальных явлений, совместное действие которых порождает преступность.

Познание преступности несовершеннолетних предполагает изучение ее криминогенных детерминант. Между тем, в научной литературе отсутствует единство мнений как относительно учения о причинах преступности в целом, так и о совокупности факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних.

Изучение научной литературы позволило сделать вывод о множественности и разнообразии криминогенных факторов, детерминирующих преступное поведение несовершеннолетних. Они включают как «общие» криминогенные факторы преступности, так и специальные, предопределяющие преступное поведение именно несовершеннолетних. В связи с тем, что не представляется возможным представить исчерпывающий перечень анализируемых криминогенных детерминант, остановимся на совокупности факторов, не вызывающих возражения со стороны криминологов.

«По мнению Демидовой Е.В., проблема детерминации преступности несовершеннолетних занимает центральное место, является доминирующей, поскольку решение этой проблемы во многом определяет научное содержание криминологии, ее теорию, практическую значимость и направленность. Проблема стала более актуальной в современном мире, что вызвано «возросшей нетерпимостью общества к преступлениям, необходимостью выявления, а также устранения их причин и условий, потребности не совершать преступлений» [4, с. 63].

Причины преступности исходят именно из негативных социально-психологических явлений. Профессор Н.А. Стручков писал: «Преступность лишь в главном, в основном, конечном итоге обусловлена определенными причинами. Между тем действие этих причин зависит от целого ряда обстоятельств…» [3, с. 98]. «Под обстоятельствами понимаются так называемые условия, без которых не могут сформироваться и реализоваться причины. Под условиями понимается то, что само по себе не порождает преступность или преступление, но влияет на процессы порождения, участвует в детерминации преступности» [6, с. 7]. Так, например, без условия некачественной работы педагогических работников не может сформироваться и реализоваться такая причина преступности как слабое влияние воспитательного характера со стороны школы.

«Причины усилившихся негативных изменений морально-нравственного поведения значительной части несовершеннолетних многие ученые относят к ряду макроуровневых, т. е. к социально-политическим и социально-экономическим аспектам проблемы. Действительно, следует признать, что влияние социальных условий, а также многих противоречий в развитии современного общества на характер нравственного формирования личности является основным и решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетних. Значительная доля преступности несовершеннолетних связана с материальными и духовными трудностями, процессами экономической неустроенности государства. Это вызывает проблемы материального обеспечения и вопросы жилищного характера в семье несовершеннолетнего. В одной из статей приводится следующая печальная статистика: Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, подавляющее большинство из них — сироты, дети брошенные родителями или отобранные у тех родителей, которые не исполняют обязанностей по воспитанию. Свыше 350 тыс. детей появляется на свет вне брака» [1, с. 101].

И причины подобной статистики отчасти кроются именно в неэффективной социально-экономической политике государства, а не только в условиях быта семьи. А.Б. Сахаров грамотно обозначил эту связь: «..при всем многообразии факторов семейного неблагополучия обстоятельства, которые объективно затрудняют воспитание, а именно: структурная неполнота семьи, материальные, а также жилищные проблемы, в отличие от обстоятельств, обусловленных дефектной педагогической и личностной позицией родителей лишь способны затруднить воспитание ребенка в семье» [2, с. 87].

Село образует совсем другую, по сравнению с городом, социальную систему. Во-первых, в большинстве случаев действует принцип «одно село — одна школа», т.е. у школьников нет возможности выбрать учебное заведение. После последних образовательно-экономических новаций на три-пять окрестных сел приходится одна школа. Школьники проводят в дороге ежедневно до двух-трех часов, большинство из них оказывается в статусе постоянных «новеньких», вынуждено повторно адаптироваться к сверстникам, учителям и условиям обучения, что не может не вызывать напряжение адаптационных механизмов и развитие стрессовых состояний.

Во-вторых, довольно часто село — это скорее замкнутая система (затруднены физические контакты с внешним миром в связи с отдаленностью, неразвитостью транспортных коммуникаций и т. д.). В-третьих, в селе ограничен набор вариантов реализации себя как личности, как человека. Это касается и школьников, и взрослых (как в плане трудоустройства, так и в плане организации досуга, образования и т. д.).

Очевидно, что сельские территории оказались более подвержены социально-экономической и культурной деградации.

Проблема укрупнения школ и возникла в связи с неспособностью малокомплектных школ, по мнению организаторов образования, обеспечить нормальное, качественное образование и социокультурную адаптацию сельских подростков. Именно неспособность сельских подростков адаптироваться к дифференцированной социально-экономической ситуации проявляется в повышенном уровне суицидальной смертности, по сравнению с городскими подростками [5, с. 163].

При этом вектор «неблагополучные сельские поселения — благополучные областные центры», актуальный практически на всем пространстве российских территорий, однозначно свидетельствует о детерминированности подростковой преступности прежде всего социально-экономическими факторами.

Обращая внимание на то, что в преступности несовершеннолетних в сельской местности преобладают имущественные преступления, важно заметить, что в отличие от городской среды, где у несовершеннолетних больше возможностей найти официальный заработок (например, раздача листовок, расклейка объявлений, мытье машин и так далее), в сельской местности трудности с трудоустройством у несовершеннолетних на лицо.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в настоящее время под причинами преступности несовершеннолетних в сельской местности необходимо понимать совокупность протекающих в общественной жизни негативных процессов, которые порождают преступность, обеспечивают ее существование, формируют личность несовершеннолетнего преступника. Исследователями выделяется большое количество причин и условий, которые сформированы в некие группы, в числе которых: 1) социально-экономические; 2) семья (неблагополучная семья; семья с чрезмерной опекой; неполная); 3) психологические; 4) организационные. Помимо указанных групп стоит отметить и такие, как: влияние СМИ (телевидение, Интернет), малокомплектные школы и другие. Устранение причин преступности способствуют снижению ее уровня, в том числе и приводит к формированию благоприятной среды для развития личности.

Список литературы

  1. Кожевникова Е.А. Детерминанты преступности несовершеннолетних [Текст] / Е.А. Кожевникова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. № 19 (234). Право. Вып. 28. — С. 101–103.
  2. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР [Текст] / А.Б. Сахаров. М., 1961. — С. 87.
  3. Стручков Н. А. Изучение обстоятельств, обусловливающих преступность в СССР [Текст] / А.Н. Стручков // Советское государство и право. 1971. № 12. — С. 98–99.
  4. Преступность беспризорных детей и социальных сирот и ее предупреждение [Текст]: дис. кандидата юридических наук: 12.00.08 / Е.В. Демидова. — Казань, 2008. — С. 63.
  5. Хван А.А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации [Текст] / А.А. Хван // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — № 2. — С. 163.
  6. Ягудин З.Г. Безнадзорный подросток: механизмы социально-педагогической поддержки и перевоспитания [Текст] / З.Г. Ягудин. Казань, 2002. — С. 7.