Использование техник арт-терапии, в работе с подростками в условиях образовательной организации

№106-1,

психологические науки

Статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся подросткового возраста средствами арт-терапии. Автор использует занятия арт методами с подростками "группы риска" и приходит к выводу, что методы арт-терапии помогают в установлении контакта с подростком и в работе с обучающимися испытывающими внутренний конфликт.

Похожие материалы

В современном Российском образовании работа педагога-психолога стала необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Результаты деятельности педагога-психолога предполагают не только оценку качества обучения, по ряду обязательных критериев, а также помощь в сохранении психического здоровья обучающихся, индивидуализации образовательных маршрутов, создании психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

В системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся центральное место занимает проблема своевременного выявления и профилактики возможных проблем «трудных подростков» или обучающихся, так называемой «группы риска».

Психолого-педагогическое сопровождение студентов старшего подросткового возраста очень важная и трудная работа для всех специалистов образовательного пространства, эта данность не требует доказательств в силу ее повсеместной распространенности, а также причинами ее вызывающими (физиологические, психологические, социальные факторы…).

Зачастую, работая с подростками мы сталкиваемся с такими понятиями, как: «конфликт», «деструкция», «стресс», «максимализм», «депрессия», «перфекционизм», «радикализм», «тревожность» и т.д.

Как же помочь трудному подростку предотвратить, сгладить шероховатости деструкции и конфликтности?

Одним из наиболее выгодных направлений, с точки зрения работы педагога-психолога с конфликтно-деструктивным поведением подростков, является арт-терапия (психологическая коррекция, осно

ванная на применении искусства и творчества), понятие которое в 1938 г. ввел Адриан Хилл. Коррекция с помощью различных техник арт-терапии имеет огромное количество достоинств: это возможность более тесного невербального общения с обучающимися, так как они зачастую затрудняются в словесном описании своих переживаний; это облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия; это возможность свободного самовыражения, мобилизация творческого потенциала; это активизация внутренних механизмов саморегуляции; это повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения и создание положительного эмоционального настроя.

Нами разработано несколько вариантов занятий, с использованием различных арт-техник: изотерапия (рисунок, лепка, оригами), коррекция посредством изобразительной деятельности; кинезитерапия, коррекционное воздействие движениями без слов посредством двигательной экспрессии; музыкотерапия, метод, который мы используем, для усиления воздействия и повышения эффективности различных коррекционных приемов; мандала-терапия помогает тревожным подросткам стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, метод является очень эффективным инструментом в решении боле глубинных психологических проблем обучающихся.

Мы предлагаем разработку занятия с обучающимися подросткового возраста испытывающими внутренний конфликт.

Внутренний конфликт — столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными причинами внутреннего конфликта являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные претензии, противоположно направленные мотивы самоутверждения. Подросток демонстрирует психоэмоциональное напряжение, в конфликте «самооценки» и «самоотношения», в противоречии между реальной и идеальной «Я-концепциями».

Проблема внутреннего конфликта является актуальной в подростковом возрасте, при переходе от «детства» к «взрослости». Несомненно, не каждый обучающийся сталкивается непосредственно с проблемой именно внутреннего конфликта, однако, для тех и других занятия данной направленности могут выступать как проработка, так и профилактика внутреннего конфликта.

Конспект занятия — тренинга

Цели: гармонизация психоэмоционального состояния личности подростка через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи:

  1. Профилактика внутренней конфликтности;
  2. Развитие способности самовыражения;
  3. Развитие рефлексии;
  4. Обращение агрессии в приемлемые способы самовыражения.

Время работы: 60 минут

Ресурсы: листы бумаги формата А3, цветная бумага, ножницы, клей,
цветные карандаши.

Участники: обучающиеся техникума подростки 15-16 лет.

План занятия:

  1. Знакомство участников с целями и задачами занятия тренинга групповые нормы (5 минут);
  2. Упражнение «Зашифрованное имя» (5 минут);
  3. Упражнение «Настроение» (10 минут);
  4. Упражнение «Я и мое любимое животное» (15 минут);
  5. Упражнение «Создание мира» (15 минут);
  6. Упражнение «Пожелание» (5 минут);
  7. Рефлексия (5 минут);

Вступительное слово

Ознакомление участников с целями тренинга. Принятие групповых норм:

  • правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников;
  • говорить максимально искренне;
  • придерживаться принципа «здесь и сейчас», быть максимально в настоящем — значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу;
  • в группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.

Упражнение «Зашифрованное имя»

Цель: познакомить участников и создать свободную от барьеров атмосферу в группе.

Ход упражнения: Каждый из участников по очереди представляет себя группе, называя свое имя и личностные качества, характеризующие автора

Например:

Л — Легкая

Е — Естественная

Р — Рациональная

А — Активная.

Упражнение «Настроение»

Цель: предоставить возможность участникам выразить свои чувства, развитие навыка распознавания собственного эмоционального состояния.

Ход упражнения: Группе дается инструкция: «Нарисовать свое настроение». Все участники, по желанию используя цветные карандаши, на листе бумаги изображают свое настроение «здесь и сейчас». В случае если кто-то из участников изобразил плохое или мрачное настроение, ведущий может предложить ему нарисовать на новом листе то, что могло бы улучшить это настроение. Когда участники справились с заданием, психолог собирает все рисунки. После этого листы с рисунками передаются по кругу. Первый участник, получивший рисунок, высказывается, что ему в нем нравится, после чего передает рисунок следующему.

Обсуждение. Нахождение совместными усилиями общего и отличительного во всех рисунках.

Упражнение «Я и мое любимое животное»

Цель: способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Ход упражнения: Каждый участник по очереди говорит о своем любимом животном. Далее группе дается инструкция: «Представить себя именно своим любимым животным». Участники описывают свои образы вслух, после чего педагог дает инструкцию изобразить свой образ на бумаге, то есть, если любимое животное участника кошка, он представляет, как бы выглядел, если бы был кошкой и изображает этот рисунок на бумаге.

Когда рисунки готовы, они одновременно демонстрируются группе. Группа высказывает свое мнение относительно рисунка, после чего высказывается сам автор.

Упражнение «Создание мира»

Цель: творческое самораскрытие участников.

Ход упражнения: Каждый участник получает чистый лист бумаги А3. Далее дается инструкция: «Придумать свой мир (страну, континент, государство). На листке, слева участники обводят свою руку. Далее, каждый из полученного контура делает флаг этого мира, используя карандаши, цветную бумагу. После того, как рисунок выполнен, необходимо:

  • подчеркнуть характерные и отличительные особенности своего мира;
  • кто населяет этот мир;
  • сферы деятельности;
  • приблизительная численность населения;
  • чем занимается население, наиболее востребованные профессии;
  • угрожает или может ли угрожать миру что-либо;
  • культурные традиции (флаг, герб, правила, мифы, легенды, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в этот мир).

После этого происходит презентация «готовых миров».

Обсуждение. Что было сложного в упражнении? Что было легко?

Упражнение «Пожелание»

Цель: тренировка в необычном способе передачи обратной связи.

Ход упражнения: Каждый участник получает лист бумаги, на котором он молча рисует свое пожелание группе. По сигналу ведущего каждый передает рисунок своему соседу справа (слева). Участник, получивший рисунок, продолжает его. Упражнение продолжается до тех пор, пока рисунки не вернутся к своим авторам. Обсуждение.

Рефлексия

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о занятии, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Наш опыт использования методов арт-терапии с обучающимися «группы риска» показал, что они помогают устанавливать контакт с подростком. В ходе занятий студенты приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит гармонизация личности, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими обучающимися. Через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей подросток становится терпимее и мудрее по отношению к другим, что позволяет ему улучшить коммуникацию и снизить уровень конфликтности и враждебных реакций.

Список литературы

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт — терапия детей и подростков". М.: Когито-Центр, 2017 г.
  2. Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. "Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании". М.: Академия, 2001. — 248 с.
  3. Молочкина Сона «Применение методов арт-терапии в работе с трудными подростками» https://pandia.ru/text/80/021/12094.php