Один из самых влиятельных представителей философской науки прошлого столетия подвергал критике традиционную трактовку научного метода и придерживался принципов социального критицизма и демократии. В следовании вектору развития по этим принципам он философ видел залог процветания общества.
Фальсификационизм, позиционируемый Поппером, выражается в двух обособленных тезисах:
1. Демократия, проявляемая в дифференциации науки и ненауки. Главная идея тезиса заключается в необходимости существования хотя бы одного эмпирического суждения или высказывания, противоречащего базису основной теории. То есть признание теории научной предполагает, что она должна быть потенциально фальсифицируема эмпирическими наблюдениями.
Проявление фальсифицуремости выражается в логической связи между базисным высказыванием и смысловым содержанием теории. Демаркация как критерий подразумевает логическую возможность фальсификации теории, но не обязательное практическое применение такой возможности.
По убеждению Поппера тщательность проверки обратно пропорциональна вероятности следствий, которые будут подвергнуты такой проверке. Теория должна быть «вывернута на изнанку», открыться своему врагу — природе — наиболее уязвимой стороной. Показатель индикатора заключительного этапа фальсификационизма напрямую зависит от того, как была зарекомендована теория на проверочном этапе.
2. Методология (наука о практике). В основу позиции Поппера взят гипотетико-дедуктивный метод. Суть заключается в выведении из обобщенных гипотез предположений, которые сопоставляются с протокольными утверждениями. Теория считается временно подтвержденной, если ученые достигли консенсуса мнений относительно нее.
Процесс состоит из двух структурных частей: выдвижения гипотезы и выявление степени ее фальсифицируемости. Поппер был убежден в необходимости фальсифицировать законы. По его мнению, научное знание не сводится к исключительно эмпирическому, опытному. Последнее является лишь начальным уровнем научного знания. Помимо этого уровня существует еще и теоретическое звено. [2]
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что принцип фальсификации представляет собой установку на анализ научного знания с позиции критики и пересмотр всех достижений этой же позиции. Поппер рассматривает науку как непрерывно изменяющийся динамический процесс, состоящий из нескольких этапов:
- Выбор оптимальной гипотезы.
- Выведение следствий путем эмпирических проверок и осуществление экспериментальной деятельности.
- Отбор следствий, обладающих принципиально новыми характерными чертами;
- Фильтрация гипотезы и ее отбрасывание в случае фальсификации. Если установлено, что теория не подпадает под эту методологическую позицию, проверки прекращаются и теория объявляется принятой.
Несоответствие фактических данных следствиям теории автоматически переводит предположение в категорию фальсифицируемого, и влечет замену на новое предположение. Оно не должно быть родственным первоначальному варианту, то есть его формулировка не должна быть нацелена на устранение эмпирической аномалии.
Если отсутствует фальсификация теории фактическими данными, она переходит в категорию предварительно признанной и считается подкрепленной. Учитывая позицию фаллибилизма Поппера, такое признание и дальше остается в категории предварительных.
Его метод способствует поддержанию теорий, которые противостояли эмпирическим противником, но не обязательно являются верными. Невозможность окончательного подтверждения теории наделяет ее гипотетическим характером. Теории являются ненадежными и подверженными риску ошибок, поскольку основываются не на законах, на правдоподобных убеждениях.
Схематично модель роста научного знания представляется в виде логической цепочки: первоначальная проблема — пробная теория для ее устранения — практическая проверка теории — элиминация (процесс устранения ошибок) — возникновение новой более глубокой проблемы.
Поппером выведена концепция «третьего мира», в рамках которой выделяется три мира: физических объектов; научных идей; ментальных, мыслительных состояний сознания.
Третий мир является результатом взаимодействия сознания как продукта человеческой деятельности и физического мира. Понятие трактуется автором как мир познания без познающего субъекта. На примере книги эта теория выглядит следующим образом. Независимо от того, прочитают или не прочитают книгу, она содержит знание. Определяющим и единственно важным является тот факт, что она потенциально может быть изучена и прочитана.
Теория «Третьего мира» базируется на центральной идее — автономии. Это мир, существующий по своим законам независимо от человека, хотя и порожден именно человеческой деятельностью.
Между всеми мирами существует взаимосвязь, которая выражается в следующей цепочке: практика — частная теория — общая теория.
Исходя из этого, связующим звеном между первым и третьим миром выступает второй мир, без которого невозможно вступление в контакт первых двух категорий.
Важно отметить, что Карл Поппер проявил себя в социальной философии и являлся категоричным критиком марксизма. Возможность социального прогнозирования и законы общественного развития им абсолютно отрицались.
Теория Поппера имеет ряд преимущественных достоинств:
- восприятие знания как развивающейся и изменяющейся системы;
- рационализм;
- акцент на проблему развития сознания как основной вектор изучения. Автором проведен анализ выдвижения, проверки и смены научных теорий, а также был возрожден интерес к истории науки;
- отсутствие чрезмерного эмпиризма.
Основные недостатки теории:
- игнорирование социально-культурного контекста роста знаний;
- сомнительная попытка дифференциации ненаучного и научного знания;
- установка на самокритичность и открытость в науке, реализация учеными императива нравственного сознания;
- игнорирование термина истины, замена понятия на рассуждения о правдоподобных утверждениях. [1]
Современная научная практика не вполне строго применяет критерии Поппера, когда имеет место установление ложности научной теории. Отдельные теории, формально являющиеся фальсифицированными, продолжают активно использоваться, если более совершенные теоретические версии еще не созданы.
Такая ситуация обусловлена несколькими причинами. Практический научный процесс подвержен риску ошибок, умышленной фальсификации, неоднозначных трактовок и чрезмерного субъективизма. Проверка теории и оценка фактов проводятся с учетом прошлого накопленного опыта и противоречащего ей материала.
Появление на первый взгляд фактов, якобы фальсифицирующих уже подтвержденную теорию, влечет в первую очередь предположение об ошибке эксперимента. Отказ от теории или кардинальный ее пересмотр возможен только после накопления достаточного количества фальсифицирующих фактов. Такой критерий активно используется в судебной практике США при решении вопроса о приемлемости заключений экспертов.