Занятия по физической культуре для детей с аутизмом

№108-1,

медицинские науки

В данной статье рассмотрены цели, методы занятий физической культурой для детей с аутизмом.

Похожие материалы

Все мы знаем, что в наше время ребенку с аутизмом требуется большая помощь при занятии физическими упражнениями. Также известно, что физическое развитие аутичного ребенка не только задерживается, но и искажается: нарушается система значений, которые поддерживают деятельность ребенка, направляя и организуя его отношения с миром. Для этого ребенка с аутизмом трудно применить существующие спортивные навыки в реальной жизни. Все дети с изменениями аутистического спектра, которые имеют значительную гетерогенность этой группы по составу, нуждаются в медицинском образовании, задачей которого является прежде всего развитие значительного взаимодействия с внешним миром.

Моторное общество детей с аутизмом отличается тем, что представляет стереотипные движения, а также характеризуется сложностями в формировании повседневных действий и навыков и нарушениями движений. Для детей характерны, в частности, нарушения их основных движений: тяжелая, стремительная походка, быстрый бег с нарушенным ритмом, движения рук, которые зачастую не совпадают с деятельностью мозга, и не участвуют в процессе двигательной активности, отталкивание и толчок, когда они прыгают с двух ног. Движения таких ребят обычно вялые или же, сильно скованные. Аутичным детям обычно не хватает пластичности. Упражнения с мячом для них очень сложны, это связано с изменением сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Многие ребята на уроке физической культуры показывают следующие движения: покачивание телом, похлопывание или царапание, равномерные повороты головы, колебательные движения руками и пальцами, движения рук, которые похожи на взмахи крыльев, ходьба на цыпочках, кружева вокруг его оси и другие движения, связанные с самостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У детей с аутизмом нарушается регуляция мышечной активности, двигательная активность не контролируется во времени, появляются трудности в создании движений-мишеней и страдает пространственная ориентация.

Опыта показывает, что пониженная произвольность у детей с аутизмом приводит, в первую очередь, к нарушению координации движений. Стабильность вертикальной позы, поддержание уверенного равновесия и походки, умение измерять и регулировать действия в пространстве, выполнять их свободно, без чрезмерного напряжения и жесткости — все это необходимо для того, чтобы человек имел нормальную жизнь, удовлетворение личных, бытовых и социальных потребностей. Обычно недостаточность именно этих черт лимитирует моторную деятельность.

Физическое воспитание для детей с аутизмом является не только необходимым средством коррекции двигательных расстройств, стимулирования физического и двигательного развития, но и мощным «социализирующим агентом» для всех. Для развития двигательной сферы этих детей важен осознанный характер двигательного воспитания. Аутичному ребенку трудно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Ему трудно контролировать движение в соответствии с инструкциями другого человека, и он не может полностью контролировать движения своих собственных речевых команд.

Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:

  1. Улучшение способностей имитации (умения подражать);
  2. Стимулирование к выполнению инструкций;
  3. Формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
  4. Воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.[1,с.72]

Учителя обычно используют программу под названием «Моторный алфавит» для обучения детей с аутизмом и коррекции двигательных расстройств. Данная программа основана на законах создания уровней строительных движений, методике обучения двигательным занятиям дошкольников и методах моторной исправлений нарушений развития. Включает в себя занятия, такие как:

  1. Действия, требующие ориентировки в пространстве тела;
  2. Действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;
  3. Точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

Дети с аутизмом изначально привыкли воспринимать и воспроизводить движения в собственном теле — от движений головы, рук, рук и пальцев до движений с участием туловища и ног. Во время двигательного и эмоционального напряжения ребенка, после ориентированных на тело игр или упражнений на тонизирующую стимуляцию, ребенок часто имеет прямой взгляд, он начинает изучать учителя и окружающий его мир.

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

  1. Не торопясь делать все движения, проговаривая их;.
  2. Комментировать движения которые выполняешь, также вместе с ребенком, и можно даже их называть;
  3. Начинать упражнения необходимо с самых несложных (потирания ладошек и хлопков в ладони; растираний рук и круговыми движениями руками, можно делать движения рук вперед, вверх, вниз;
  4. Растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами;
  5. Сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  6. Помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.[2,с.13]

Нормализация физического и психического состояния является одним из важных аспектов социализации детей с аутизмом. Поэтому таким детям жизненно необходимы регулярные физические нагрузки для поддержания аффективного тонуса и снятия патетического напряжения.

Список литературы

  1. Климась Д.Г., Бардышевская М.К. Развитие регуляции эмоций у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра [Текст]/ Д.Г. Климась, М.К. Бардышевская // Вестник Московского университета, 2007. — №2. — С.47-58.
  2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления [Текст]/ К.С. Лебединская, О.С. Никольская. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с