Профилактика психических заболеваний у студентов с помощью средств физической культуры

№105-1,

психологические науки

Факторы, влияющие на здоровье человека, а, в нашем случае на здоровье студента, многогранны и оказывают как положительное, так и отрицательное значение. Занятия физической культурой постоянно считались главными элементами в укреплении здоровья человека и профилактики различных заболеваний. В данной статье рассмотрены психические заболевания, возникающие у студентов в период обучения и их профилактика.

Похожие материалы

В современном обществе высок риск психических заболеваний. Они возникают под влиянием внешней среды, из-за неправильного образа жизни человека. Проведенные исследования показали, что чаще всего у студентов высших учебных заведений наблюдаются такие нервно-психические заболевания как неврозы. Они подразделяются на следующие виды:

  1. Неврастения — это психическое нарушение, проявляющееся в повышенной раздражительности, высокой утомляемости, потере возможности длительного интеллектуального и физического напряжения, появляется, как правило, при длительной напряженной работе, отсутствии отдыха и здорового сна.
  2. Истерический невроз — психическое заболевание, психопатическая форма реакции личности на неприемлемую ситуацию. У пациента наблюдается повышенная самовнушаемость, и проявляется «тенденция к бегству в болезнь». Он начинает с заядлой театральностью и демонстративностью искать сочувствие и внимание окружающих его людей.
  3. Невроз навязчивых состояний — характеризуется нежелательными представлениями, опасениями и мыслями.

Пограничные расстройства личности — психические заболевания чаще всего встречается у студентов, они характеризуются резкими перепадами настроения, импульсивным поведением и проблемами с социальной адаптацией. Это часто встречается у обучающихся высших учебных заведений, которые испытывают постоянные нервные перегрузки, депрессию, различные пищевые расстройства [2].

Физическая культура является важнейшим компонентом в жизни современного человека. Сейчас невозможно представить нашу жизнь без физической активности. Ведь она влияет как на физическое, так и на психологическое здоровье. Но, к сожалению, статичность современного общества приводит к ухудшению показателей здоровья человека.

Помимо занятий физической культурой существуют различные методы укрепления и сохранения здоровья. Система этих методов называется здоровым образом жизни.

Проблема состояния психологического и физического здоровья обуславливается необходимостью включения молодежи в решение вопросов, связанных с укреплением и сохранением здоровья, вне зависимости от их профессионального выбора.

Формирование потребности студентов в здоровом образе жизни необходимо для того, чтобы будущий специалист пришел к осознанию значимости регулярных занятий физической культурой, умел восстанавливать организм после рабочего дня.

Важнейшим инструментом профилактики психических заболеваний у студентов является пропаганда здорового образа жизни, а именно: рационального питания, искоренения вредных привычек, оптимального режима труда и отдыха.

Одной из преобладающих составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. По результатам многочисленных исследований у студентов выявлено отсутствие как таковой системы и культуры питания. Более 70 % современных студентов не имеют рационального режима питания, это связано с большой загруженностью на учебе, нежеланием питаться здоровыми продуктами, а также отсутствием средств на них [1].

Для выявления нарушений в режиме питания, было проведено исследования. В исследовании приняло участие 50 респондентов в возрасте 18-20 лет. Результаты исследования показали, что 40 % студентов не завтракают, 30 % питаются один раз в день, 17 % не добавляют в рацион здоровую пищу и 13 % ужинают в позднее время.

Немаловажным пунктом здорового образа жизни является искоренение вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и психотропных веществ. Также можно отнести зависимость от компьютерных игр, что приводит большую часть студентов к статичности.

При отсутствии необходимого количества физических нагрузок у человека происходят негативные изменения в функционировании мозга, а в частности в подкорковых образованиях мозга, которые отвечают за функционирование сенсорных систем. Как следствие в организме человека стремительно снижается защитная функция, что способствует быстротечному развитию различных заболеваний. Также при нарушениях функций мозговой деятельности из-за недостаточных физических нагрузок у человека проявляется отсутствие самоконтроля, раздражительность, нерегулярность сна, перепады настроения [4].

Физическая культура — имеет важное значение в поддержании физической формы и психологического здоровья студентов. Физическая активность помогает развить устойчивость организма к неблагоприятным условиям среды, и благоприятно влияет на иммунитет человека. Физические упражнения помогают справиться с состоянием стресса, с повышенной раздражительностью и утомляемостью, приносят положительные эмоции, тем самым нормализуя работу организма. Под влиянием умеренных физических нагрузок повышается работоспособность человека, улучшается концентрация внимания и психическое самочувствие [3].

В процессе занятий физической культурой совершенствуется способность управлять своими переживаниями, эмоциональными состояниями, улучшать навыки саморегуляции.

Систематичные занятия физической культурой, направленные на развитие выносливости, силы и быстроты способствуют положительному изменению таких психических свойств личности как экстрапунитивность и интрапунитивность.

Таким образом, психологическое здоровье студентов напрямую зависит от их образа жизни и занятий физической культурой. Для улучшения качества жизни необходимо уделять большое количество времени своему физическому и психологическому здоровью.

Список литературы

  1. Иванова С. Ю. Формирование потребности студентов в здоровом образе жизни в процессе их обучения в вузе / С.Ю. Иванова, Н.Э. Касаткина, Т.Б. Игонина, Р.В. Конькова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014 № 2 (58). С. 91-95.
  2. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов. — СПб: Питер, 2000. 672 с.
  3. Пермяков О. М. Проблема формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сб. статей. — Екатеринбург, 2016. — С. 108 -111.
  4. Пермяков О. М., Пивоварова А. Е. Влияние занятий физической культурой на психическое здоровье личности // Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: Материалы V международной научно-практической заочной студенческой конференции. Екатеринбург, 27 марта 2019 г. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф. — пед. ун-т». 2019. С. 330-334.